В
день воспоминания Входа Господня во Иерусалим самое время
задуматься, чего же мы ждем от Того, Кто едет сегодня навстречу
своим смерти и воскресению на молодом ослике.
События Евангельской истории имеют многоуровневую бытийность. Они
привязаны, с одной стороны, к конкретному месту и времени, с
другой, это надвременной событийный ряд, который невидимо
присутствует в каждом мгновении истории.
Христос
прошел по пыльным дорогам Иерусалима не только во времена,
описанные в Евангелии, Он проходит по дорогам наших душ и
сегодня. И как Спаситель плакал над евреями, которые кричали ему
«Осанна!» и через неделю требовали Его распятия, так же плачет Он и
над нами. В Великий Вторник Господь расскажет своим ученикам, что
ожидает Иерусалим (и мир в целом) за то, что не узнали пришествие
Его.
Но как же
не узнали, если толпы народа вышли на улицу для того, чтобы
устилать дорогу, по которой шел Христос, пальмовыми ветвями и
кричать Спасителю во всю мощь слова приветствия? Да, так же не
узнали, как не узнаем Его сегодня и мы.
Самое главное
чудо, которого ждала от Христа толпа почитателей, так это чуда
превращения римлян, да и всех остальных народов, в пыль под ногами
иудейской нации.
Кого
встречала возбужденная толпа иудеев? Бога, который пришел спасти их
от смерти и дьявола ценой собственного заклания? Учителя, который
учил их законодательному праву Царства Божьего? Пророка, который
возвещал волю Божию на земле? Нет, это им было не нужно. Толпа
приветствовала едущую на осляти, как им казалось, «волшебную
палочку». Ту, которая скажет слово, и у всех потомков Иакова
появится поляна, полная печеной рыбы и хлеба. Ту, которая взмахнет
рукой, и все умершие родственники здоровыми выйдут из гробов. Но
самое главное чудо, которого ждала от Христа толпа почитателей, так
это чуда превращения римлян, да и всех остальных народов, в пыль
под ногами иудейской нации.
До толпы еще не дошло истинное учение Христа. А когда дошло, то
возмущению их не было конца. Это не тот, кого мы ждали. Как это так
«благословлять, а не проклинать врагов», «мыть ноги тем, кто меньше
по чину», «всех прощать», «всех любить»? Нет, это нам не подходит.
«Пилат, распни Его!»
Зачем
большей части современного человечества нужен Бог? О чем заказные
молебны, записки о здравии, личные просьбы и обращения? Как
правило, о решении насущных житейских проблем.
Начиная с
Вавилонской башни и до сих пор, человечество строит «свой новый
мир». И этот мир таки будет построен.
Христос
мог бы защитить своих учеников от мучительных смертей, от лишений и
скорбей, но Он не сделал этого. «Многими скорбями надлежит нам войти в
Царство Божие» (Деян. 14:22), – учит апостол Павел и
идет терпеливо на свою голгофу. Толпа, над которой проливает свои
слезы Христос, наполнена одним, общим для всех ее членов,
содержанием. Они видят источник всех своих проблем вне
себя и ищут блага для себя. Во имя этого блага
они готовы убивать, ненавидеть, крушить, разрушать. «Весь мир насилья мы разрушим до
основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим, – кто был
ничем, тот станет всем» – вечная песня революционеров
всех времен и народов. Начиная с Вавилонской башни и до сих пор,
человечество строит «свой новый мир». И этот мир таки будет
построен в конце времен. Он так и будет называться «Новый
мировой порядок». В фундамент этого мира уже заливается
бетон, а его царь рождается для коронации.
Лишь
жалкая, ничтожно малая паства последователей Христа, в тишине,
безызвестности, безмолвии, нищете, скудости, среди скорбей и
лишений, строит Божий мир в своей душе. Они живут, буквально
выполняя заповеди Божии. Не выбирая из них лишь только то, что
нравится, и не отбрасывая то, что кажется тяжелым. Эти маленькие
люди невидимы для мира, но только ради них, и только их молитвами
еще стоит этот мир. Сколько их? Я не знаю. Но спросите об этом себя
и посмотрите вокруг.
Даже малое
осуждение, гнев, незначительная злоба сразу же разрушают то
хорошее, что ты строил долгие месяцы, а может быть и годы.
Много ли
среди последователей Христа тех, кто учится жить с Богом в
сердечной тишине и внутреннем покое? Многие ли таких кто зорко
следят за своими мыслями, чувствами, желаниями? Многие ли учатся
удерживать Христа в сердце непрестанной молитвой? Тот, кто так
живет, опытно знает – любой всплеск злой мысленной энергии
мгновенно испепеляет Благодать Божию. Любое похотное желание сразу
же удаляет от сердца молитву. Даже малое осуждение, гнев,
незначительная злоба сразу же разрушают то хорошее, что ты строил
долгие месяцы, а может быть и годы.
Люди
Божии, как от смертельной вирусной инфекции, бегут от всего, что
может нарушить их мир и удалить от них Благодать. Остальные же, так
называемы христиане, ищут, в лучшем случае, не Бога, а Божьего, но
и это бывает редко. Большинство же ищет своего, вернее сатанинского
– «похоти плоти, похоти очей и
гордости житейской».
В
Евангельской истории, прочитанной в Вербное воскресение, есть еще
одна важная деталь, на которую нужно обратить пристальное внимание
и сделать практические выводы. Очень часто мы, пытаясь
доказать что-либо нашим оппонентам с помощью логики и здравого
смыла, опираясь на Евангельскую нравственность, удивляемся, что в
ответ на все наши здравые суждения получаем только ненависть и
злобу. Но Евангелие неоднократно напоминает нам о том, что у
большинства наших оппонентов нет ни логики, ни здравого смысла, ни
уж тем более Евангельской нравственности.
Это только
кажется, что зло торжествует, а Истина попирается ногами.
Христос
воскресил Лазаря. Умерший, который лежал три дня в пещере, ожил. Ну
какие еще нужны доводы? Какие выводы правильно было бы сделать?
Вывод первосвященники сделали потрясающий – убить вместе с
Христом и Лазаря. Все, что идет против их мнения, понимания,
рассуждения, будь это даже сам Господь Бог, подлежит смерти и
уничтожению. И это не обсуждается. Так всегда было, есть и будет,
пока мы листаем земной календарь. Нет смысла никому ничего
доказывать, когда и так все ясно. Поэтому Христос молчит на допросе
у первосвященника. Спаситель отвечал Пилату, потому что тот, по
крайней мере, понимал мотивы предательства иудеями Христа и ничего
лично против Иисуса не имел, но Он не сказал ни одного слова
оправдания в доме Анны и Каиафы. Нам тоже полезно в подобных
случаях хранить благоразумное молчание перед той толпой, которая
ищет не Истины и Правды, а реализации своей собственной ненависти и
злобы.
Ведь это
только кажется, что зло торжествует, а Истина попирается ногами. На
самом деле все идет согласно задуманному Богом плану. И скрежет
зубов тех, кто ненавидит Истину – это лишь эхо того скрежета,
который будет исходить из тьмы кромешной от этих же зубов. И Истина
попирается сегодня лишь для того, чтобы завтра быть снова распятой,
убитой и в третий день воскреснуть.
Если мы
подымемся чуть выше над обыденностью и посмотрим на все
происходящее вокруг нас глазами Евангелия, то нам останется лишь с
благодарностью сказать: Слава Тебе Христе Боже, упование наше,
слава Тебе!
Протоерей Игорь Рябко