Вездесущий флорин
all_collector — 23.06.2024ITALY, Firenze. Repubblica. 1189-1532. AV Fiorino d'oro (20mm, 3.56 g, 3h). Series III, Type C. Segno: pyramid of three pellets. Struck 1252-1267. + FLOR ENTIA, large ornate lily / (triple pellets) S : IOHA NNES • B •, Saint John the Baptist standing facing, holding cross-tipped scepter and raising right hand in benediction. Cf. Grierson, Coins of Medieval Europe 250 (for type, but different segno); CNI XII –; Bernocchi 81; MIR 3/3; Biaggi 785; Friedberg 275.
Фиорино д'Оро, монета более известная как золотой Флорин, была введена в обращение в 1252 году, и на ее аверсе была изображена лилия, символ Флоренции, а на реверсе – фигура святого Иоанна Крестителя. В то время в средиземноморской торговле доминировал безант - разговорное название золотых динаров различных исламских государств и государств крестоносцев. Фиорино, зарекомендовав себя как качественная и надежная монета, вскоре превзошла по популярности безанты, став, таким образом, первой европейской золотой монетой для торговли со времен Римской империи. Ей подражали по всей Европе, и огромное их количество было отчеканено не только во Флоренции, но и в Венгрии, Франции и Испании. Эти ранние имитации, как правило, соответствовали стандартному типу лилия/Святой, а в более поздних выпусках постепенно появлялись более местные изображения, сохраняя при этом флорентийский стандарт веса.
В Кабинете медалей Французской национальной Библиотеки хранится уникальная золотая монета византийского императора Иоанна V Палеолога (вес 1,88 г., проба 979). На аверсе монеты, как и на флоринах, изображен Иоанн Предтеча. «Полфлорина» является плоской монетой в отличие от обычного скифатного (вогнутого, чашеобразного) византийского золота. Сама монета выглядит довольно странно: изображение императора на реверсе явно выполнено иноземным мастером незнакомым с иконографией византийской монеты. Крест, который держит император, скопирован не с византийских монет, а повторяет крест у Предтечи на флоринах. В целом фигура императора более напоминает изображения правителей на трапезундских аспрах. Напротив же, фигура Иоанна Крестителя выполнена очень грамотно и следует флорентийскому стилю.
Эти монеты скорее всего предназначались для «царских подарков» во время визитов Иоанна V в Венгрию , Рим и Францию, где хорошо были известны европейские флорины. Стилистика исполнения образа Иоанна Крестителя более всего соответствует южно-французским монетным дворам, где возможно была изготовлена партия подобных полуфлоринов по заказу императора или из этих мест был приглашен мастер.
|
</> |