
Ветер

Тень за тенью бежит -- не догонит,
вдоль по стенке... Лежи, не ворчи.
Стонет ветер? И пусть себе стонет..
Иль тебе не тепло на печи?
Ночь лихая... Тоска избяная...
Что ж не спится? Иль ветра боюсь?
Это -- Русь, а не вьюга степная!
Это корчится черная Русь!
Ах, как воет, как бьется -- кликуша!
Коли можешь -- пойди и спаси!
А тебе-то что? Полно, не слушай...
Обойдемся и так, без Руси!
Стонет ветер все тише и тише...
Да как взвизгнет! Ах, жутко в степи...
Завтра будут сугробы до крыши...
То-то вьюга! Да ну ее! Спи.
30 августа 1919
Владимир Набоков
Как дышит планета? Планета дышит ветром, Вчера был выдох, Выдох рвал деревья в клочья, гнал песок и пыль со скоростью курьерского поезда по земле, В неприкрытых дверях завывал по волчьи и раскачивал самолёты на стоянках.
Пассажиры, ёжась и кое-как пытаясь укрыться от выпущенных тучами капель-пуль, сгрудились у трапа в маленькую колонию человеко-пингвинов и грея друг друга телами с безмолвной надеждой взирают на спасительное, уютное, тёплое нутро маленького боинга. Всего 15 метов секунду, (это даже меньше, чем мы ездим на машинах) но эти 15 метров доставляют такое неудобство и такой дискомфорт...!
Как же ничтожен человек перед природой....
Пора вылетать. Ветер дают 280 градусов 10, порывы 14. Полоса мокрая. То что она короткая не страшно, не приятно что дует ровно поперёк. Стою перед полосой, жду своей очереди и провожаю взглядом садящиеся борта. Вот 154 у самой земли швырнуло так, что показалось он крылом цепанул, но нет, справился, молодец! Вот 737, беленький, чистенький припечатали об грешную со всей пролетарской.
- А этот буржуй то куда прёт, ё-маё, прямо на меня!?
Нет, грамотно всё решил и ушёл на второй круг.
Мне дают разрешение на занятие полосы и взлёт.
На разбеге здорово заливает стекло, направление по полосе скорее угадывается, чем видится. Отрыв, набор, убираем шасси и.. И самолёт начинает энергично проседать. Эх-ма.. ! Сдвиг! Сдвиг по скорости! Очень поганое и самое главное очень опасное явление на взлёте и на посадке. Ветер дунул в самый хвост, да так душевно, что скорость моментально упала и самолёт стал просто валиться. Всё это было конечно прогнозируемо и ожидаемо, но случилось как-то уж совсем внезапно. В такие моменты решают доли секунды, или пан, или выходи строиться. Сунул газы почти до упора и тут же получил жёсткий удар в морду. Ветер резко изменил направление на 180 градусов и теперь уже хлестанул в нос. Самолёт взбрыкнул, подпрыгнул как на кочке и попёр вверх. Хорошо! Теперь уже не страшно, теперь дело техники, высота растёт словно на ракете взлетаем!
Бог - не Прошка, любит нас немножко.
Колыбель цивилизации выдыхала до самого Екатеринбурга. На всех высотах.
До Казани дул попутный, временами доходя до 270 км в час, потом поменялся на боковой с юга и не много стих, но начало болтать. Болтало жёстко, ударами, пришлось пару раз включать табло: "Пристегните ремни" и успокаивать пассажиров, вспоминая и читая им лекции по метеорологии.
Плёл про нисходящие и восходящие потоки, фронты окклюзии и барические градиенты, мол болтает нас от того товарищи, что тут вот как раз граница циклона и антициклона и давление за бортом меняется и ветер тоже меняется, и температура вот такая до кучи.... А вообще не бойтесь ни чего, скоро всё прекратится.
В Екатеринбурге досталось. Не миновало. В слое от 100 метров до 3000, сильный снег с дождём, обледенение и электризация в облаках, турбулентность . Да ещё этот... Под ногами мешается. Впереди заходил Ан-24 и нас протянули километров 20 лишних. Сели фактически в лужу, в прямом смысле слова. На полосе слой воды и нижний край облачности 100 метров (так в погоде дали, а на самом деле..). Реверс держал почти до полной остановки и перед самым выключением оказался в облаке воды, поднятой самим собой же.
Назад тоже было не скучно. Всё тоже самое, но уже практически ночью.
Зато ночью не страшно, потому, что ничего особо не видно! :-)
Поздним вечером в москве по прежнему дуло и дуло прилично, но всё очистилось от облаков и город был как на ладони, умытый весенним "дождичком" и просушенный весенним же ветерком. На снижении пристегнул всех пассажиров и предупредил, что бы не расслаблялись, иначе синяков и шишек не избежать. Говорю, сидите себе спокойно и фоткайте красоты ночного города, под полной луной.
На заходе снова "сдвигало" и кочевряжило. Получился вполне "спортивный", не скучный такой заход, на короткую полосу, ночью при предельном ветре вручную. За многие годы работы, впервые, в кабине услышал аплодисменты.... (видимо натерпелись, бедные. Уж очень громко хлопали) :-)
До новых встреч на борту наших самолётов!
Завтра ночь в Челябинск.