Верил ли прот. Александр Мень в реальность Евхаристии?

"Тейяр де Шарден, известный ученый-богослов нашего времени, говорил о космическом Христе, говорил, что вся плоть мира стала плотью Христовой, что все тварное материальное мироздание стало Его плотью. И в этом тайна Вознесения. Поэтому, когда Тейяр де Шарден находился в экспедиции в пустыне и, будучи священником, должен был совершать литургию, а у него не было ни чаши, ни хлеба, ни вина, так как это происходило в глубинах Азии, в Монголии, он поднялся на одну из голых скал до восхода солнца и наблюдал, как пробуждается жизнь, как приходит свет на небосклон, как оживает пустыня, как уходит серп луны и поднимается солнце. И он переживал эти события как космическую литургию. Подобно Святым Дарам поднималось солнце, и он так и чувствовал, что это есть Святые Дары. Потому что вся тварь — и воздух, и горы, и живые существа — становится Божественной плотью.
Вот почему наша Евхаристия — это космическое таинство. Потому что хлеб и вино — это есть природа. Это кровь винограда, питающаяся соками земли. Это пшеница, которая есть символ рождения. Это то, что входит в нас и дает нам жизнь. С этого момента природа перестает быть безразличной.
Сейчас часто говорят об экологической этике, и справедливо говорят. Но основа экологической этики может быть заложена только тогда, когда мы почувствуем сердцем, что природа — это Божественная плоть, что Христос освятил ее, освятил небо и землю. Он, Кому это дано как власть".
Верую... Беседы о Символе Веры
Мень соглашается с Шарденом в том, что всё на свете становится Евхаристией. Так рассуждать можно лишь в том смысле, что при совершении Евхаристии (подлинной, а не такой "космической") хлеб и вино реально не пресуществляются в Истинные Тело и Кровь. Ведь если вся природа становится в Божественной плотью в Православном литургическом смысле, то с ней и надо себя вести, как со Святыми Дарами (запасными). Значит, Евхаристию Мень понимал иначе - как некое особенное освящение хлеба и вина без их преложения.
И, кстати говоря, наша Евхаристия - это надкосмическое таинство...
"В эту ночь, о которой я говорю, ночь, которая произошла весной 30 г. I столетия нашей эры, Иисус Назарянин в окружении Двенадцати совершает обряд — воспоминание о свободе, которую Бог дарует. И крови здесь нет, а есть чаша с вином и хлеб. И Он разламывает этот хлеб и раздает всем и говорит: «Это Мое Тело» — как жертвенный агнец за людей. И Он обносит чашей учеников и говорит: «Это Моя Кровь, которую я проливаю за вас, это Новый Завет в Моей Крови».
Таким образом, в этой священной трапезе Бог и человек соединяются уже не в реальной физической крови, но в символической крови земли, ибо виноградный сок, вино — это есть кровь земли, а хлеб — это есть плоть земли, это природа, которая нас кормит, это Бог, Который отдает Себя людям в жертву.
И вот Иисус Назарянин совершает эту жертву. И с того мгновения, с той священной ночи Чаша не перестает возноситься, и совершается Евхаристия. Во всех направлениях христианства, во всех Церквах и даже сектах, — всюду этот знак присутствует".
Лекция была прочитана 8 сентября 1990 г. в Доме культуры и техники на Волхонке
Если Евхаристия присутствует только как знак-воспоминание и "даже в сектах", если это лишь "символические" кровь и плоть земли, то отсюда неминуемо следует, что Мень не верил в подлинность пресуществления.
|
</> |