Верхние и нижние

топ 100 блогов metasilaev14.09.2010 Пару столетий политика лежала на оси «левые - правые». Ныне ось загнулась, перепуталась и просто устала. Наблюдаются чудеса: те, кого у нас в 1990 году звали правыми, в 1992 году стали левыми, и наоборот. Но если терминология утомилась, может ей придет на смену другая?

Раз уж у нас принято так ориентироваться по сторонам… «Задние» и «передние» звучит изрядно смешно, а вот «верхние» и «нижние» - вполне себе ничего. При этом вовсе не обязательно, что верхние наверху, как не обязательно и то, что правые уже по своему названию правы.

Основным вопросом, некогда деливших левых и правых, было отношение к равенству. Ну еще отношение к традиции. Какой основной вопрос можно задать в начале 21 века? Версий много – ограничимся лишь одной. Начав с забавной полемики из области педагогики…

Вопрос из той полемики стоял так: «обязаны ли учить тому и только тому, что увеличит социальные шансы индивида?». Повысит его выживаемость, мобильность, даст ресурс к переходу в высшую страту? То есть учить сугубо полезному – где полезность очевидна, и может быть с гарантией обращена в деньги и статус? Говоря грубо, «готовить человека для рынка труда»? Тогда, например, совершенно противопоказано учить «христианским ценностям», ибо они к социальным шансом, в лучшем случае, никак не относятся. Проблематичны художественный вкус, музыкальные навыки, знание античной истории и много чего еще.

Сама способность к мышлению – повышает или понижает социальные шансы? Здесь и теперь? Для этого общества? Хочется ответить «конечно, да», чтобы не обидеть ни общество, ни мышление. Но думать и умно действовать – не одно и то же. Элиты, и не только российские, а почти везде в этом веке – скорее умно действуют, чем практикуют мышление. И это разные вещи. Сильно разные. Разумение таких штук, как, например, феноменологические редукция – вообще никак не соотносима с рынком труда. Более того, даже с точки зрения карьеры на современной российской кафедре философии – совершенно неважно, сечешь ты этот концепт или нет. Правильное оформление сносок куда важнее, чем Гуссерль в частности и мышление вообще.

То есть попробуй продать «школу про мышление» - и быстро поймешь, что почем. Куда проще продать бухгалтерские курсы, единоборства, иностранный язык. И только великий маркетолог сумеет толкнуть «мышление» за деньги, убедив, что по жизни оно полезно.

Но это все банальные соображения, к сути лишь подбираемся. Суть вытекает из вопроса: а есть ли такие безусловно полезные навыки и знания, усиливающие человека "в любом мире"? Тут почти все на автомате сочтут вопрос риторическим и гаркнут: ясен пень, вот они! Ну что, давайте попробуем выложить наши безусловности… Давайте, давайте… Только не забудьте одно условие – знания и навыки, усиливающие человека в любом мире.

И обнаружится – нет таких. Ну что, казалось бы, надо? Грамотность, читать и писать? В арканарском королевстве, если кто помнит, за грамотность забивали ногами насмерть. Быстрая деловая сметка? Что делали с реальными и потенциальными нэпманами, забыли? Ну умение драться-то – безусловный плюс? Тоже нет. Немного фантазии, и легко представить себе крайний полицейский режим, где некая степень владения своим телом приравнена к ношению оружия. Дал понять, что можешь одним ударом повалить человечка – десять лет без права переписки. Даже если защищался. Ну вроде как сейчас защитить себя пулей из «макарова».

Все относительно. Можно представить мир, где выгоднее быть умником, и где выгоднее быть идиотом. Можно представить мир, где социальные шансы прямо пропорциональны трезвому образу жизни, и мир, где умение побухать – необходимая составляющая успешной карьеры. Любое знание и умение может быть выставлено и как жесткая необходимость, и как твое личное дело, на фиг никому не нужное, в лучшем случае одобряемое хобби, в худшем хобби сомнительное.

Важно, чем являет себя большой мир – «фабрикой», «базаром», «казармой», «творческой лабораторией», «офисом», «гулянкой», «засадой у большой дороги». Понятно, что добродетели, уместные на «гулянке», вряд ли столь же востребованы в «казарме». А «творческая лаборатория» и «засада» выдвигают разные требования к формальным и неформальным лидерам. И что ресурс одного мира – косяк и преступление в другом.

Мы начинали с образования... Сторонники «рынка труда» и прочей серо-здравой прагматики скажут: учите тому, что востребовано в том мире, который здесь и сейчас. А еще лучше – тому, который будет через 10-20 лет. Чтобы уже не прогадать.

А вот это и непонятно. Ибо чем будет мир – «тренингом», «плантацией», «мочиловом-грабиловом» - сами люди и решат, выступив как его субъекты. Те самые, которые сейчас объекты главных политик – образовательной и культурной.

Свободу выбора человечества всегда ограничивал, говоря языком истмата, уровень производительных сил. Не могут все заниматься искусствами, когда жрать нечего. Даже ремеслами может заниматься ограниченный круг людей, все остальные, а их 90%, роются на земле. Сейчас постиндустриальное общество. В развитых странах нет нужды в 40-часовой рабочей недели для 100% взрослого населения. Можно, наконец-то, заняться чем угодно. Можно превратить мир в университет, перейдя от производства вещей к производству людей. Можно устроить вселенский наркопритон на несколько миллиардов клиентов. Можно продолжать играть в мировую фабрику и мировой офис – чтобы люди «ходили на ненавистную работу ради покупки ненужных вещей».

Кто окажется сильнее – тот и навяжет модель. Под то образование, которое у него. Под свой человеческий тип. Мы что-то говорили в начале о «верхних» и «нижних»? Все просто: выступающие за самый сложный их всех возможных миров – партия «верхних», за предельно простой – партия «нижних». Центристы, как и положено, посередке. Старинные «правые» и «левые» потихоньку разбредаются в новые лагеря. В предчувствии, как пелось у БГ, гражданской войны. Она, вероятно, будет войной глобальной, «холодной» и необъявленной.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Долгие годы я старательно избегала вопроса ёлки. Мы просто уезжали на Новый год подальше от Москвы, преимущественно на горнолыжные курорты. Но последние три года вопрос ёлки стал ребром. Собственно, мне жутко не нравится большинство елок. Дождики-мишура-блестючки... Не мое и не про меня. ...
Самое свежее фото - дочь только что сфоткала. Себе на память, так сказать. День сегодня замечательный получился. Мысли отличные пришли. Люди комментировали интересно... ...
Что происходит вообще? Согласно исконному русскому календарю, который использовался вплоть до создания СССР, на дворе сейчас 7524 лето от сотворения мира. Ну почему нас уже в третий раз толкают наступать на одни и те же грабли? На календаре 7524, а история России началась в девятом веке? ...
Господа, пройдя муки послесмертия я понял что ошибался. В эту минуту моего личного отчаянья я прошу вас принять меня в свои братские и сестринские объятья и забыть все произошедшее между нами. В конечном счете, всё это не более чем бытовые неурядицы. Займемся делом. Негодная белка должна ...
Доброго всем утра. Вопрошаю к коллективному разуму. Без всяких на то поводов загорелся джекичан. На работе дрыгателя это никоим образом не сказывается, он по прежнему работает себе без всяких изменений. До очередного ТО осталось проехать ...