Вера как музыка...

топ 100 блогов meshekskyi16.01.2010        Так случилось, что за последнее время мне случилось несколько раз вступить в разговоры о вере и религии. В разных местах, и с разными людьми, но было в тех беседах нечто общее - и не очень мне нравящееся - что заставило меня разыскать один свой старый текст и выложить его сюда.


       Я обычно исхожу из надежды, не всегда оправданной, что всякий человек желает понять другого и, в принципе, может. Вопрос в том, что следует за тем, когда понять - все-таки не получается. Тут-то и начинается самое интересное.

       Ну вот возьмем предельно упрощенный пример: человек без музыкального слуха, не в профессиональном смысле, а именно в медицинском, когда музыка застревает где-то посреди слухового нерва, и воспринимается лишь как набор раздражающих звуков.

       Этот человек многократно слышал и читал, что музыка есть величайшее из искусств, что умение ее слышать и понимать сулит неисчислимы наслажденья. Но - он не слышит и не понимает.

       И что он должен думать, когда видит, как зал замирает на долгие мгновенья после жалобы Калафа (ведь ничего, ну ничего в той жалобе нет, ни даже внятного мотивчика), а потом взрывается овациями? Если рядом с ним седой генерал плачет, не скрываясь, когда Домский орган обрушивает в зал ре-минор Баха?

       Он может принять это как данность – и успокоиться на том. Он может начать пытаться постичь музыку, ходить к педагогам, даже к врачам, и, возможно, даже удастся что-то сдвинуть, изменить, и новый мир откроется ему.

       Но если - не удастся?

       На мой взгляд, благородная норма в этом случае - продолжать жить, как жил, понимая, что ты лишен всего лишь одной грани мира, а их так много! Их много, и справедливая природа взамен может одарить чем угодно, что неведомо самому искушенному меломану - математическим гением, позволяющим наслаждаться чеканной красотой формул и выкладок, умением понимать и врачевать людей, родительским талантом, наконец - и в твоей семье воцарится то, выше чего нет на свете: спокойное теплое счастье.

       И знать: другим дано, и спрашивать с живым интересом - как это? - и, если даже и завидовать им порой - то по-хорошему.

       Худший же путь - убедить себя, что нет в этой самой музыке ничего такого, из-за чего стоило бы стоять ночами за билетами в Большой или на Паваротти, платить безумные деньги за эксклюзивную акустику, тащиться в этот несчастный собор вместо того, чтобы попить кофе с бальзамом в таких уютных рижских кафешках. Нет ничего, кроме многовековых привычек: тот - великий композитор, этот - просто гениальный. И те, кто в эти условности играет - те обыкновенные снобы, рабы светских условностей и моды.

       Это ведь не так уж и неверно, правда? Действительно, множество людей полагают необходимым поставить галочку в обязательной туристической программе Риги, и покорно отсиживают положенный концерт, думая про себя: до чего же громко-то. Многие считают западло не посетить заезжий оркестр, билеты на который зашкаливают за разумные пределы, - а сами в зале забывают выключить мобилы. Хватает и снобов, громко сравнивающих в фойе Шнитке и Кренека, но в душе предпочитающих Алсу, - но разве повод это мерить этими мерками всех без исключения?

       Это путь - худший, но он же, увы, самый легкий и частый. Мне странна эта потребность человека - принизить непонятное в другом. Но она есть. Она прорывается в ксенофобию, в ненависть к интеллигентности, к образованию, к красоте. Или к вере.

       Да, к вере приходят разными путями и по-разному: по традиции и по воспитанию, от невежества, от большого горя, от необходимости духовной опоры, и - о да! - оттого, что не хватает силы принимать этот мир таким, как есть. Всяко бывает. И вера бывает разная.

       Я, в отличие от многих верующих, не могу считать, что неверующий человек обязательно подобен лишенному слуха из моего примера, что жизнь его бедна и лишена внутреннего света, - нет. Полнота и насыщенность жизни зависит от самого человека, и, боюсь, никакой свет не поможет, если он светит - в пустоте.

       Но, когда человек неверующий, исследуя феномен веры, начинает объяснять всякого верующего внутренней дефектностью - от примитивного «надо быть глупцом, чтобы верить в Бога» до сложных психологем, сводящихся в итоге к душевной ущербности верующих, - именно это я называю интеллектуальной и духовной несостоятельностью. Это значит: ему не хватает ума, чтобы признать существование границы его понимания, и не хватает души, чтобы удержаться от соблазна принизить то, что за этой границей. Принизить, чтобы создать успокоительную иллюзию снисходительного понимания.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прежде всего я должен сказать, что до недавнего времени проведение красных линий Россией было совершенно бессмысленно, так как если в Вашингтоне есть достаточно влиятельные люди, которые хотят ядерной войны, то для них пересечение красной линии России это лучший способ получить желаемое. ...
Сегодня было культурное мероприятие в центре. В столешниковом зафиксировал вот такой пепелац. На ходу. Откровенным самопалом не пахнет. Салон так вообще лакшери. ...
Мнение. Между прочим. Платошкин, Платошкин, кругом один Платошкин. - Что на Дожде, что на Эхе. Откуда такая пламенная симпатия наших псевдолибералов к этому , пусть и пострадавшему, красно-левому демагогу? - Разумеется, вопрос этот чисто риторический, за которым без очков хорошо ...
Это моя вторая статья, посвященная нашумевшей в конце прошлого года проблеме ввоза обедненного гексафторида урана (ОГФУ) из Германии в Россию. Первая была посвящена технологиям обогащения урана в России и мире. Рекомендую сначала прочесть ее, а потом уже эту. В этой статье попробуем ...
От КатиМ: "Сегодня утром я вышла из дома очень рано, на улицах пусто, все вокруг было покрыто белым, искрящимся снегом. Тем самым снегом, о котором пишут стихи. Прекрасное, чудесное утро. Самая настоящая сказка! Настроение у меня было просто замечательное, потому что я ехала отвозить наш ...