Вера как инструмент познания | Научно - религиозное движение
Сообщество «Научно - религиозное движение» — 30.03.2012
Сразу же договоримся – речь пойдет не о той вере, которую связывают с той или иной религией. Конфессиональные особенности такой веры в данном рассмотрении совершенно не важны. Поговорим о той вере, которая, не являясь совокупностью религиозных воззрений, может стать реальным инструментом познания мира.
Окружающий мир необычайно сложен. То, что известно нам лишь отчасти достоверно и говорить о том, что современному человеку доступна суть вещей может только самонадеянный безумец. Тем не менее, человек, пользуясь средствами науки, искусства и религии, пытается докопаться до Истины, познать Основы Мира, его Законы и Смысл. Люди науки, как правило, постигают его интеллектуальным путем. Люди искусства – путем вдохновенного созерцания и художественного воплощения поэтических открытий в сферах литературы, музыки, живописи, архитектуры и т.п. Религиозные люди постигают мир в молитвенном устремлении к Тому, Кого считают Началом Начал. Казалось бы совершенно разные пути постижения действительности. Но это на первый, торопливый взгляд. Если ли у них точки соприкосновения? Последние два пути – искусства и религии, очень близки, там и там – присутствует элемент созерцания и вдохновения. А как с наукой? Элемент вдохновения и прозрения интеллектуалам так же известен. Ученые любят говорить о посетившем их озарении, вспоминать о прорывах интуиции, когда беспорядочная совокупность фактов вдруг приобретала четкий и ясный вид, который оставалось только оформить в идеальной красоте математических формул или стройных таблиц. Итак, можно говорить, что несмотря на внешнее различие пути науки, искусства и религии объединяют элементы вдохновения, созерцания, озарения, то, что больше относится к чувственной сфере, чем к сфере интеллекта.
Важно отметить, что среди ученых есть сфера ремесленников, которые сухо, скрупулезно собирают факты, которых мало волнуют теоретические моменты. Они сухие интеллектуалы, все подвергают сомнению и верят тому, что многократно проверили в совершенных опытах. Они могут пофилософствовать в кругу друзей или коллег, покритиковать те или иные теории, даже высказать кое-какие гипотезы, но… на этом их попытка синтеза заканчивается. Такие ученые – пленники анализа, пленники ограниченного ума. Они не в состоянии посмотреть на известные факты не только цельно, но и по-новому.
Другие ученые – не ремесленники, а творчески одаренные личности, враги научных догм, индивидуалисты. Мастерски используя методы анализа, они умеют синтезировать из имеющегося материала, как говорил об этом Нильс Бор - «безумные идеи». Интеллект для них только один из инструментов познания. Другой инструмент, не менее важный – интуиция, внутреннее чутье, наитие, своеобразное предчувствие неведомого знания. Вера? Да, именно вера в неведомое знание. Знание еще не достигнуто, но твердая вера в него неуклонно ведет к нему.
Особенность ума – сомнение. Со(бственное) мнение обо всем. Так же ему приличествует анализ – умение все разложить по полочкам. Но доступен ли ему синтез? Способность увидеть изучаемый объект цельно, во взаимосвязи всех его частей? К счастью, это прерогатива интуиции, чувственной области, сердца, а, следовательно, не обойдемся и без его инструмента – веры.
Вера – особенность сердца, ирреально чувствующего иную действительность. Вера еще не есть знание, она только устремление к этому знанию, предчувствие его. Вера сродни интуиции. Поэтому по праву может считаться важнейшим инструментом познания. Не будет веры, останутся только скупые потуги ремесленников от науки.
Не меняется яркость экрана на ноутбуке - Гайд от компьютерного мастера
Какой он новый аэропорт Минеральные Воды
Пушкинская кирха
Лучшая фантастика и фэнтези октября
Скоро новый год!
Бригада
Ничего особенного
Великие герцог и герцогиня Люксембурга нанесли визит вежливости в Нидерланды
Музей "Дороги жизни"

