Вера ў пустое і вера сапраўдная

топ 100 блогов kakasiewicz13.05.2010

О вере в пустоту

 

Борьба с мифами, конечно, дело занятное и затягивающее. Попадись какой миф под руку – и уже строятся планы развенчания. Вслух ничего не говоришь, даже забываешь сам миф порой, а зубы потихоньку точишь. Только попадись…

Но есть время говорить про частности и детали, а есть – рассуждать про дела принципиальные. Вот меня что-то опять потянуло на обобщения. Тем более, прочитал я не так давно у одного известного деятеля современности такие слова:

«Требуется немалое время на размышление и изучение Писания. А уж если готовишься к проповеди, то и подавно! Страшно ввести народ Божий в заблуждение!»

«Ввести народ Божий в заблуждение…» Оно, конечно, даже если и не Божий вводить в заблуждение, все равно было б нехорошо.

А, с другой стороны, я такого, не Божьего, народа и не знаю: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли». Весь народ произведен известно Кем. Другие творцы выдавали из подручного материала только Големов и Франкенштейнов – другие экземпляры как-то не получались, не выходили.

Но не об этом… Я очень даже согласен, что вводить в заблуждение никого нельзя, тем более народ, собравшийся в урочный час в условленном месте для прослушивания мудрых речей из умудренных уст. И тут согласуются между собой точки зрения как здравого смысла, так и евангельской истины. «Пустое» говорить не надо и слушать не рекомендуется.

Вроде оно понятно. Но сплошь и рядом приходится спотыкаться о случаи, когда кто-то говорит «пустое», а кто-то, соответственно, слушает. Иногда я просто диву даюсь, какие дикие речи говорятся среди людей, называющих себя верующими. Дичайшую чушь, бывает, услышишь. И не знаешь, что делать.  Ступор нападает. Ибо, что делать в случае столкновения с речами по-современному суетными и безбожными, типа уринотерапии или прочих приятностей, в Библии не прописано.  Сказано, разве, что некоторых речей надо удаляться, ибо толку от них никакого:  «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит 3:9). Если споры о законе (которые запросто можно преподнести как «разборы») так перечеркнуты, то что говорить про уринотерапию или «Малахова плюс»? Даже прямо не знаю, что тут сказать. Как не знал раньше, так и сейчас не знаю. Нечего тут говорить, кажется мне.

У человека верующего врагов, конечно, полно. Все и всё, что может его от веры оттянуть хоть на миллиметр, объективно вредит познавшему Истину и собирающемуся привести в соответствие с ней свои жизненные пути. Тут можно говорить и про людей, и про духов, и про тенденции, и про идеи…  Так вот одна из идей, которая вроде бы верой Христовой отвергается изначально, но потом потихоньку в эту веру проникает – это вера в «пустые» речи, речи, не имеющие в себе смысла.

Речи эти, понятное дело, маскируются. Кому охота сразу заявить в предисловии к книге: «В этой книге, на всех шестистах страницах, в каждом из шестисот тысяч экземпляров, написан бред сивой кобылы»? Приемы маскировки совершенствуются с течением времени: тут тебе и «тайное знание», и «открытия науки», и прочее многое разное. Конфетку упакуют во что угодно, сообразно вкусам и желаниям падких на ерунду.

Вот тот самый видный деятель современности, которого мы уже цитировали, говорит, что слова «родился мальчик» могут означать, к примеру, такую глубокую мысль:  «Это ваше УЗИ — ерунда по сравнению с народными приметами».

И с этим тоже приходилось сталкиваться. И приметы тоже как-то бочком-бочком пролезают туда, где им никак места нет.

То, что приметы относятся к речам, в которых смысла столько же, сколько в пропаганде уринотерапии или других подобных дикостей, бесспорно. Нет, если примета типа «если комары и мошки летают столбом, "толкутся" – быть хорошей погоде» – это дело другое. Взаимосвязь событий физической (биологической) реальности Библия никак не отрицает. Вот с взаимосвязью более изощренной, более хитрой – проблемы.  С черными котами, рассыпанием соли или чесанием рук или носа…

Доверие к пустым речам и вера в приметы – близнецы-братья. «Пустые» речи принято называть суесловием, а веру в приметы – суеверием. Очень хорошие названия, я лично считаю. Есть в синонимах суесловия, к примеру, и «словоблудие», и «треп», но не будем напрашиваться на обвинения в том же суесловии. Будем брать суесловие живьем. «Суе» – значит «пусто». И если слова «суесловие» в Библии найти не удалось, то с «пустословием» дело обстоит получше. Сказано, например: «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Пр. 14:23). Короче, ничего хорошего от слов пустых нет и быть не может. Плохое – может быть, хорошего – нет. Всякое другое дело может какой-то результат положительный принести, а пустословие – только отрицательный. Так, извините меня, доколе?

А дотоле, доколе в пустоту веровать будут. Ибо с СУЕсловием тесно связано СУЕверие. Можно говорить пустое, а можно веровать в пустоту. И то, и другое – дело непродуктивное и нехорошее. А для познавших смысл истинной веры суеверие так прямо непонятное дело. Как можно веровать в приметы, когда есть точнейшее УЗИ, просвечивающее каждую живую душу насквозь? Приметы претендуют на знание таинственных механизмов, связывающих черных котов и пустые ведра с судьбой человеческой. Но не знают они этих механизмов. Не дано им. Приметы правильные (комары-дождь) фиксируют причинно-следственную связь между событиями материального мира. Большее им не дано, ибо связь между котами с ведрами и судьбой человека видит только Бог (если она есть). А Бог говорит совсем не про приметы и про сонники, а про то, что есть конкретные истины, в которые можно и нужно уверовать. Говорит и не устает про эти истины напоминать. Вот одно из напоминаний.  

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:1, 2). 

Тут как раз и про тщетное уверование сказано, то есть про пустое, нулевое. Веровать в пустоту, веровать ВСУЕ – значит не верить в правду, то есть просто "НЕ верить". И не может из одного отверстия источника течь одновременно сладкая и горькая вода. Или в Евангелие, благовествованное Павлом и прочими апостолами, надо верить, или не в Евангелие. СУЕверие однозначно относится к версии мира не по Павлу. 

Вот одна из историй, о которую я споткнулся в Интернете:

«Как – то на уроке литературы по славянскому фольклору, затронув тему верований славян и их обрядов, я рассказала в том числе и о языческом обычае "кормить покойника" – носить на могилу еду, поливать ее водой, молоком, вином, чтобы так поддерживать существование умершего. У славян, как известно, был культ почитания предков, вера в то, что умершие родственники, если исполнять все необходимые обряды, оберегают своих живущих потомков, могут предсказать будущее, являются могущественными хранителями рода. Даже поминальный пир, тризна, имел значение обязательной жертвы мертвому и был призван отогнать злые силы от живущих. На это одна из учениц в полном недоумении возразила: мы тоже так делаем, но мы не язычники, мы крещеные» (пунктуация источника. http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_faith_and_superstition.htm).

Насчет поминаний и могил рассуждать не берусь (в данном конкретном случае не берусь, загадывать не будем). Но попытки «отогнать злые силы от живущих» путем выполнения ЛЮБЫХ действий мне кажутся обреченными на провал. Попытки «приручить» силы, «могущие предсказать будущее», для меня тоже не сильно продуктивными выглядят. Будущее во всем его объеме и всей объемности знает тоже один только Бог. «Силы» тут ни при чем. Из будущего они знают только одно: свою собственную погибель.  Но не об этом они будут говорить тем, кто развесит уши. Да и не это интересовать тех, кто уши развесит, будет. Совсем другое.  Часто приметами и толкованиями снов интересуются по вполне шкурным причинам. Казенный дом там, червонные хлопоты и бубновый интерес... Ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди… Хочется заглянуть за поворот, а еще лучше, знать, какие действия до поворота гарантируют успех за ним.

Желание понятное. Можно даже сказать, законное. Но это же желание беспокоит и Творца нашего. Он тоже хочет, чтобы мы и до поворота, и «за» благоденствовали. Не на поругание, не на погибель Он нас сотворил. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли…» (Деян. 17:26, 27)

Дабы искали Бога… Бог, конечно, часто не говорит, что нас ждет за очередным поворотом, не предупреждает о казенном доме или бубновом интересе, хотя иногда и предупреждает, а уж точно ВСЕГДА МОЖЕТ предупредить и предсказать. Но зато Бог, в отличие от примет, может ясно сообщить, что будет с нами в вечности. И предсказания Его сбудутся. Обязательно. А примет уже сколько с нами не сбылось. А еще сколько не сбудется!.. И прописка в вечности мне представляется несколько более важным вопросом, чем многие из пророчествуемых приметами приятностей и неприятностей.

Короче, развенчать веру в СУЕ я вряд ли развенчаю. Не под силу мне такое. Выбор все равно остается за каждой конкретной душой.  Но в том-то и дело, что выбор – можно верить в картину мира по Евангелию, благовествованному Павлом, а можно в совсем другую картину, и совсем не маслом – в пустоту.  Вот знать не знаю, кто такой протопресвитер Георгий Шавельский, а не согласиться с ним не могу. «Протопресвитер Георгий Шавельский же определяет суеверие как суетную, пустую, ложную веру» (http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_faith_and_superstition.htm) Кроме суеты и пустоты тут еще и ложь большая. Но об этом скажут другие. Если вы захотите слушать.

За сим до следующего мифа… Как говорил помянутый деятель, до следующей «седмицы»! 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если ребенок упал и получил (возможно, но неточно) травму, то неотложку имеет смысл вызывать или сразу в травмпункт бежать? Я про случай, например, когда ребенок плачет и не успокаивается - упал на руку, не дает касаться. Отека нет, видимого повреждения тоже. Неотложка вообще обладает знан ...
Не только весь день, но и всю неделю готовили материалы следующего номера журнала ТДТ. И вот, наконец, начинаем их анонсировать. А это значит, что, как ни крути, придется вести не только приятные, но и проблемные разговоры. Поэтому, несмотря на ...
Я тебе расскажу о таких дураках, Кто судьбу человечества держит в руках! Я тебе расскажу о таких подлецах, Кто уходит в историю в белых венцах! (Юрий Олеша) Недавно kotyindra напомнила о книге , которую я читала ещё в юности. И, конечно, уже практически всё забыла. Кроме ...
Буду краток, тут коллега решил поменять свой боевой сарай Форд мондео 2.0tdi перевезший не один десяток тонн кафеля и километры плинтусов на строительство и ремонт дачи на что нибудь поновее и современнее. С новым поколением мондео все сложно и непонятно, выбор пал на извините Hyundai i4 ...
Кошатники! Вам нужно обязательно съездить на этот остров в Японии! А может и вообще там поселиться! Есть в Японии островок, где расплодилось много кошек. Сейчас основное занятие местных жителей - рыболовство, но много лет назад тут разводили шелкопрядов для изготовления шелка. Мыши были г ...