"Венера в мехах" (2013)
dm_bondarenko — 26.01.2020Роман Леопольда фон Захера-Мазоха «Венера в мехах» в свое время произвел скандал в европейском обществе второй половины XIX века. Если кто не знал, то термин мазохизм берет свое начало от фамилии Мазох. В свою очередь, я с удовольствием несколько раз прочитал «Венеру в мехах», потому что ничего не имею против красивой и тонкой непристойности (вспомните, например, песни Милен Фармер – тоже образец тонкой непристойности).
В каком-то заштатном парижском театре происходит прослушивание на роль Ванды фон Дунаевой в театральной адаптации «Венеры в мехах». Режиссер и драматург Тома Новачек отсмотрел кучу бездарных актрис и уже собирается идти домой, но на прослушивание заявляется Ванда Журден, производящая впечатление вульгарной уличной девки. Все же ей удается навязаться режиссеру и с первых секунд репетиции она внезапно перевоплощается в… Ванду фон Дунаеву…
Всем известно, что авторы черпают вдохновение из событий, происходящих вокруг них. Также авторы включают в произведение свои личные мотивы, включая свои тайные желания. Просто кто-то больше использует личные мотивы, а кто-то больше использует чужой опыт. А что же насчет чувственных фантазий? Тут уж скорее автор реализует свои тайные желания. А ведь еще есть банальная, но весьма правдивая поговорка: «Выбирай мечту осторожнее, вдруг сбудется».
Роман Полански, на мой взгляд, очень консервативный человек в плане семейных ценностей. В «Горькой луне» он с большей симпатией показал вдовца-индуса с дочерью, чем «страстных» Оскара и Мими и «традиционных» Фиону и Найджела. Через 21 год хитрый поляк решил немного постебаться над современной Францией и над «чувственными мужчинами» aka потенциальными подкаблучниками.
Тома Новачек – прямо младший брат Оскара из «Горькой луны», - которому все же повезло пролезть в заштатный театр. Он прямо карикатурный тонко-чувствующий творческий мужчина с изрядной долей снобизма, который «вышел замуж» за богатую буржуазную наследницу и поэтому имеет возможность реализовывать свои, возможно, не особо талантливые произведения. Ему никто не привил мужских качеств, поэтому он тайно мечтает о своей Ванде фон Дунаевой.
Также Роман Полански постебался над французской интеллектуальной элитой, везде ищущей подвох, скрытый смысл и, прежде всего, социальное значение. Фильм полон фальшивого СПГС, похожего на содержание некоторых французских журналов, вроде Le Nouvel Observateur (является ли роман Захера-Мазоха нападками на женщин, является ли этот роман скрытой пропагандой женоненавистничества). И, конечно же, режиссер не мог не уколоть пару раз оголтелую идеологию SJW и феминизма.
Фильм полон скрытых приколов и отсылок к первоисточнику – роману Захера-Мазоха. То Ванда вручает Тома домашнюю куртку, сделанную в Вене второй половины XIX века, то Ванда перескакивает с вульгарного французского на прекрасный литературный французский XIX века и начинает цитировать пассажи из «Венеры в мехах». При этом Полански точно показывает, что «Венера в мехах», как и «Мадам Бовари», является бессмертным произведением, которое вполне можно перенести в нынешние реалии.
Но что же делает «Венеру в мехах» таким классным фильмом даже для тех, кто не читал роман и не сильно погружен в непристойные темы? Ответ очевиден – его атмосфера. Дуэт Сенье-Амальрика напоминает искусную игру в «кошки-мышки», а герой Амальрика напоминает глупого мышонка из детской песенки, кто сам зовет в гости большую кошку. Каждая секунда фильма сулит новую неожиданную побочную линию, в которой персонажи раскроются еще больше.
Если «Горькая луна» была жесткой картиной, то «Венера в мехах» - это стеб режиссера над современной Францией и мужчинками. Во время фильма я постоянно весело хохотал, и его концовка не вызывала жесткого послевкусия, как после просмотра уже несколько раз упомянутой «Горькой луны». Однозначно рекомендую для просмотра.
|
</> |