Велосипедное: инфраструткура у нас в головах.

топ 100 блогов blacklion19.05.2012

Лозунговая версия: Будьте заметны, предсказуемы, адекватны.

TL;DR версия: если вы ездите на велосипеде — обязательно купите себе красную мигалку на подседельный штырь, минимальную фару вперёд (суммарно рублей за 1000 в любом веломагазине) и, очень, очень желательно — шлем. Даже если вы катаетесь только в полдень в парке. Не нарушайте ПДД (проезд по тротуару и пешеходному переходу — нарушение ПДД). Сделав это вы не только повысите свою безопасность, но и сильно поможете другим велосипедистам вашего города. Давайте начинать велоинфраструктуру со своих голов.

Я давно собирался написать этот пост (ну, с начала мая, как минимум), но, сформулировав все положения в голове, ленился превратить их в текст. Это вообще для меня типично. Теперь же появился повод, который заставил меня дойти до текста.

Повод этот — завтрашний (20 мая) велопробег, который пройдёт, как минимум, в Москве и Санкт-Петербурге. Организаторы велопробега заявляют целью обратить внимание городских властей на необходимость развития велоинфраструктуры в городах.

Я в этом участвовать не собираюсь и, более того, считаю эту затею даже не бесполезной, а вредной. Да, именно вредной.

Тут необходимо небольшое отступление: я с середины января очень часто езжу на работу и с работы на велосипеде. В том числе, и ночью (обратно). И мне страшно. Нет, не за себя. За вас, другие велосипедисты. Сейчас я разверну свою мысль, и это же — ответ на вопрос, почему я считаю велопробег вредным.

В своих велоперемещениях я вижу огромное число велосипедистов вокруг себя. И большая часть этих велосипедистов едут без света (и без светооборудования). И без шлемов. В том числе и ночью. В том числе и по проезжей части (про тротуары — отдельный разговор). Более того, если посмотреть фотографии с предыдущих велопробегов, то и там можно видеть огромное число участников, голосующих за велоинфраструктуру, но без шлемов.

Вас плохо видно. Особенно ночью. Даже в мае в Питере. Мелькает в моей фаре что-то впереди — и понятно — едет человек на велосипеде человек в тёмной одежде, и видны на нём только пятки кроссовок — спасибо производителям спортивной обуви.

Как вы думаете, как относятся к таким (и транзитивно — к остальным) велосипедистам водители? Я не могу винить водителей, что они не любят велосипедистов, если основная масса велосипедистов на дороге — именно такие. Но я не хочу, что бы ко мне так относились водители!

А как вы думаете будут относиться к велосипедистам водители, когда в воскресенье что-нибудь перекроют в центре из-за этого велопробега? Или просто когда по улице поедет неорганизованная, не знающая ПДД, не защищённая даже шлемами толпа? Вот-вот. Зачем это нам? Ведь не водители не строят велодорожек!

Вы можете сказать, что водители плохо относятся к велосипедистам на дороге, поэтому нужны велодоржки. Ну так про это — смотри выше. Мы сами создаём такое отношение. Как ещё водителям к нам относиться, если большинство ездит непредсказуемо, не видимо уже в сумерках, выскакивает на пешеходные переходы, не показывает повороты?

Именно по этому я и говорю об инфраструктуре в голове. Ну построят нам в новых районах велодорожки (какие, простите, велодорожки в центре, где зачастую двум машинам толком не разъехаться?). Хорошо. Но там, где дорожек не будет, мы же будем вести себя (в массе) на дороге (или, что хуже, на тротуаре) так же отвратительно! Чем нам помогут эти дорожки?

Зато мы можем помочь себе сами. Именно по этому я считаю, что 90% велоинфраструктуры — в головах самих велосипедистов.

Будьте адекватны на дороге. Уважайте водителей и пешеходов. Покажите, что вы — хорошо видимы, адекватны и, главное предсказуемы. Это самое важное. И у водителей будет меньше раздражения и они охотней будут пропускать велосипеды, когда те на главной дороге или имеют положенный по ПДД в данной ситуации приоритет.

Как это сделать? Вот несколько простых шагов. Сделайте хотя бы первый, очень прошу вас. А потом подумайте над остальными. И велоинфраструктура в вашем городе начнёт появляться — потому что это не только дорожки и парковки но и общее отношение между разными участниками дорожного движения. В котором вы так или иначе участвуете.

1. Свет.

Я считаю это самым главным. Купив себе велосипед, даже самый простой, и даже если вы собираетесь кататься только в парке и только днём, — купите красную мигалку на подседельник и простенькую белую фару вперёд (тоже лучше с мигающим режимом). При современном развитии светодиодов комплект вам обойдётся в хороших пределах 1000р. Включайте мигалку всегда. Включайте фару начиная с лёгких сумерек. Поверьте, вас не видно в сумерках. Поверьте, как бы вы ни планировали покатушки, однажды, в хорошую погоду вы закатаетесь и будете возвращаться домой поздним вечером или ночью.

Запасная камера, насос, крылья — дело личное. Свет — он для окружающих. Уважайте окружающих. Если вы едете без света — вы подставляете всех остальных велосипедистов и настраиваете водителей против всех велосипедистов. Зачем вы это делаете? Это именно та инфраструктура!

Если вы опытный велосипедист и помогаете знакомому купить его первый велосипде — обязательно заставьте купить и свет.

1 и ½. Шлем.

Очень многие (особенно девушки, видимо из-за причёсок) не любят и не используют велошлем. Типичные аргументы: “я езжу только медленно,” “я не езжу по дорогам,” “я буду кататься только в парке,” “шлем помогает редко и только от одной неприятности из многих, ты же сам не ездишь в полной мотозащите? А что там один шлем — фигня!”

Это всё лажа. В первую очередь, на мой взгляд, шлем маркирует тебя, как человека, который вообще думает — что и зачем он делает на дороге. Он не просто сел и поехал — он минимально подготовился к поездке. Вероятность того, что он будет адекватен  — больше.

Аргументы же про тротуары и парки вообще смешны — там есть пешеходы. А это отдельный разговор.

2. ПДД вообще и тротуары в частности.

Не нарушайте ПДД. Ну, всеми силами старайтесь не нарушать, я сам не безгрешен, признаюсь, я нарушаю пункт 24.3, подпункт 5 (дальше я буду писать это как 24.3(5)). Причём, что (не?)удивительно, встречаю регулярное полное понимание этого со стороны водителей — меня пропускают и, бывает, подбадривают, или прикрывают (недвусмысленно показывая это) корпусом машины в повороте.

Огромное число велосипедистов ездит по тротуарам. Это вообще-то недопустимо. Это нарушение ПДД. Это опасно. И для вас — поверьте, пешеходы куда хуже машин в смысле предсказуемости поведения — и для окружающих.

Что ещё хуже — регулярно вижу велосипедистов, переезжающих пешеходные переходы. Это тоже нарушение ПДД. Это очень неприятно — и водителям, которые поворачивают через этот пешеходный перекрёсток (скорости совсем разные, надо по-разному предсказывать пропускание) и для пешеходов, так как на пешеходном переходе, особенно со светофором, обычно повышенная плотность пешеходов.

Кода же вы едете по дороге (как и должны) — выполняйте ПДД и там. Типичные “ошибки,” наблюдаемые мной.

  1. Светофоры. Не проползайте на красный. Не проезжайте за секунду до переключения — машина может “втопить” вы — нет. Не надо проскакивать на “розовый” и даже на просто жёлтый.
  2. Сигнализируйте повороты. Да, да, руками. Если вы боитесь снимать правую руку с руля — то правый поворот тоже можно показывать левой рукой. Смотрите пункт 8.1 ПДД. Вы, как пешеход и велосипедист, должны на своём опыте знать, что нет ничего хуже машины, которая перестраивается или поворачивает прямо в вас, не включив поворотник. Так вот, к вам это относится в полной мере. Ещё раз: будьте предсказуемы на дороге.
  3. Соблюдайте разрешения на повороты и развороты. Если вы готовы осознанно нарушать 24.3(5) (см. выше), то соблюдайте рядность и разбивку на манёвры по рядам. Поверьте, водители это встречают с полным пониманием.
  4. Соблюдайте разметку! Не надо поворачивать налево через сплошную, даже если это не нарушает 24.3(5)!
  5. Никогда, никогда, никогда не ездите по встречной обочине. Да, такое тоже встречается, и не так редко, как можно подумать.
  6. К предыдущему — никогда не ездите по улице с односторонним движением против шерсти.
  7. Сигнализируйте проезд прямо в правом ряду, когда там возможен поворот направо и есть желающие поворачивать. Этого нет в ПДД, но показать в такой ситуации левый поворот очень помогает. Особенно, если вы стоите на светофоре в первом ряду рядом с машиной, которая собирается повернуть — перед включением зелёного покажите левый поворот, и машина почти наверняка не попытается повернуть сразу, а подождёт, когда вы отъедете на пару метров.

Вертите головой. Назад удобно смотреть под левую руку вниз. Если вам удобно — заведите зеркало, но тут мнения разделяются, многие не могут привыкнуть к зеркалу, особенно панорамному (а от другого совсем нет толку на велосипеде), и вертеть головой им удобнее.

Если вы систематически нарушаете ПДД — то чем вам помогут велодорожки? Вы точно так же продолжите нарушать ПДД, когда они будут. Особенно там, где их не будет, а будут они, даже при полной поддержке со стороны городских властей, очевидно, далеко не везде (и не сразу).

Если вы систематически нарушаете ПДД — то почему вы жалуетесь на водителей, которые “плохо” себя ведут по отношению к велосипедистам? Как можно хорошо относиться к людям, которые могут перемещаться со скоростью 25-30Км/ч, и при этом ведут себя так же хаотично, как пешеходы?

 

Весь мой опыт в Петербурге показывает, что когда вы ведёте себя адекватно, когда по вам видно (шлем, шлем!), что вы понимаете, что тут делаете и ведёте себе осознанно — никаких претензий к водителям не остаётся. Видят. Пропускают. Улыбаются. Подбадривают. Прикрывают. Не ругаются. Всё хорошо! Вот она — инфраструктура!

Я хочу подчеркнуть, что всё описанное тут относится не только к вашей личной безопасности (на которую мне людоедски наплевать, если честно), но и к экосистеме в целом — всё это затрагивает не только вас лично, но и всех велосипедистов вокруг вас. Вы не только подвергаете себе совершенно ненужной дополнительной опасности (повышаете вероятность несчастного случая) но и подставляете всех остальных, перемещающихся на двух колёсах. Зачем вы это делаете? Зачем? Ведь так просто — правда, просто — сделать всем даже не чуть-чуть, а гораздо лучше!

P.S. Как-то обсуждения на разных ресурсах ведутся вокруг ПДД и тротуаров. Вообще-то моя основная мысль была про заметность (световое оборудование). ПДД — это хорошо, но если вас не видно за 20 метров — никакое ПДД не поможет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда едешь по Серовскому тракту в сторону Тагила, на мосту висит плакат "В добрый путь с Единой Россией!". И кто-то отрезал "... с Единой Россией!" И на мосту висит просто "В добрый путь" И все едут, смотрят, и всем приятно. Как-то по-доброму и ...
Лысину, которой многие мужчины боятся как огня, наши герои смогли превратить в свое главное достоинство. 1. Джейсон Стэтхэм Возраст: 43 года Красавец со стрижкой под ноль, легкой небритостью на лице и суровым взглядом завоевал ...
Мы тут недавно переписывались с одним юзернеймом из Питера в контакте. Во время переписки я обнаружила, что там есть смайлики - причем не только в виде морд, но и в виде баклажанов, утюгов, иероглифов и гусей. И всёёёё, понеслать п...да по кочкам: Т ...
https://fishki.net/4565914-sud-v-moskve-otpravil-v-sizo-glavu-uzbekskogo-zemljachestva.html Мерзко вёл себя в сети и на улице. Сколько нму полагается, решит суд. Наука всем гостям и пешеходам. В зоне дынями и инжиром особо не поторгуешь, а вот времени подумать, будет ...
С Рождеством Христовым всех Православных Христиан и не только!     ...