Вело-Корея 2024 (12)

топ 100 блогов matvenson02.03.2025

День 9. 28 сентября, суббота. Кончжу – Тэчжон.

Очередной день, очередная серия. Очередной «удобненький». Очередной завтрак туриста.

Вело-Корея 2024 (12)

Наверное, это был самый удобненький из «удобненьких» в этом походе. Большой по площади, все любимые товары в наличии, огромная терраса со столиками…

Вело-Корея 2024 (12)

Выезд снова был ранним, поскольку в Тэчжоне я хотел успеть в один давно желанный музей. Велосипедный магазинчик в Кончжу произвёл впечатление своей «рекламной» инсталляцией в виде горы велосипедного хлама:

Вело-Корея 2024 (12)

Поначалу я снова поехал вдоль реки, радуясь утру, свободной дороге, отличной погоде, спокойному рельефу.

Вело-Корея 2024 (12)
Вело-Корея 2024 (12)

Притормозил у высокого павильона, выстроенного для любования окружающими видами. Рядом приличных размеров автопарковка: «любуйтесь, граждане!» (N36.44837° E127.16620°)

Вело-Корея 2024 (12)
Вело-Корея 2024 (12)

Отвернув от реки, начал постепенный подъём в перевал(ьчик) Матхикогэ (미티고개) – всего 203 метра над уровнем моря, но местами довольно крут.

Вело-Корея 2024 (12)
На подъёме встретился небольшой буддийский храм Кымганса, но заходить я не стал
На подъёме встретился небольшой буддийский храм Кымганса, но заходить я не стал
Вело-Корея 2024 (12)

На верхней точке перевала под раскидистым деревом расположилась небольшая хибара, рядом с которой ещё беседка и помосты для сидения (N36.40712° E127.22128°). Представляете, там «ларёк» и можно даже бражки купить! А ещё они продают какие-то местные дикоросы и закуски. Я выпивать пока не стал: ещё спуск, а потом и подъём...

Вело-Корея 2024 (12)

Оттуда начинаются тропы на гору, а ещё в таких местах частенько устанавливают памятники каким-нибудь уважаемым людям. Те, что установлены у входа на тропу, выглядят старенькими, но не старинными.

Вело-Корея 2024 (12)

Слетев с перевала, прокатил ещё чуток и притормозил на мосту. Гляньте-ка, какая милота!

Вело-Корея 2024 (12)

Построили новый мост, а старый превратился в прогулочную пешеходную зону. Но тут не город, тут – деревня затрапезная. И ведь кто-то ухаживает за растениями в кадках, а ещё там автоматизированная система полива!

Вело-Корея 2024 (12)
«Мост любви» это называется
«Мост любви» это называется

В той же деревне придорожный туалет: «Облегчись, велокателец!»

Вело-Корея 2024 (12)
Спокойный плоский участочек
Спокойный плоский участочек

Заметьте: кнопка для перехода дороги. Дело, скажете, привычное: нажимай, жди и переходи. Правильно. Но не везде. Здесь есть крупный указатель, который даже для не владеющего корейским довольно понятен: «Жми!».

Вело-Корея 2024 (12)

Но гораздо чаще встречаются иные по назначению кнопки. Вроде как, тоже для переключения светофора? «Жми и переходи?» А вот и нет! Там это «озвучиватель» светофорной сигнализации для людей с нарушениями зрения. Нажмёшь, послушаешь, можно ли переходить или нет, но ждёшь на общих условиях. Когда загорится зелёный, звуковое сопровождение поможет незрячему на переходе. Впрочем, кое-где я замечал, что при нажатии на «слабовидящую» кнопку, светофор включался раньше обычного. Или было просто совпадение? 

Вело-Корея 2024 (12)

На въезде в горный парк Керёнсан, как обычно для таких мест, расположился туристический городок с жильём и ресторанами-столовками. Керёнсан (계룡산, 鷄龍山) означает «Гора петуха-дракона». Написано, что одна из вершин напоминает петушиный гребень, но я как ни старался, не разглядел сходства.

Вело-Корея 2024 (12)
Вело-Корея 2024 (12)

Сущность внутри меня заворчала: «Хочу немедля макколли и блинчиков!» Не стал томить сущность, приземлился на второй лёгкий завтрак. Кончжуская каштановая бражка и желудёвые блинчики тотхоричон (도토리전) – самое доступное из местного меню. Проходящие мимо люди в экипировке и с трекинговыми палками удивлённо поглядывали на прибухивающего экипированного велосипедиста: «Как, с утра?!» Но мы с сущностью – сами по себе, нам с сущностью – никто не указ :-)

Вело-Корея 2024 (12)
Да уж, горный курорт
Да уж, горный курорт

Насладившись, двинулся в монастырь. Он отличен от многих других тем, что расположился вдоль стекающего с гор ручья. Хотел написать «вдоль дороги», но дорога же идёт вдоль ручья, а «монастырь вдоль дороги» звучит не очень. Велосипед же меня настоятельно попросили оставить внизу, перед первыми воротами. Как мне это российские монастыри напоминает с их «Въезд по благословлению».

Вело-Корея 2024 (12)

Тонхакса – дочерняя обитель монастыря Магокса (마곡사) буддийского ордена Чоге. И «дочерняя» здесь очень к месту, ведь монастырь-то женский. Считается, что ещё в начале VIII века буддийский монах Шанъюань (по-корейски Санвон - 상원, 上願), родом из империи Тан, обустроил в здешних горах себе скит. Сказочная легенда гласит, что случилось ему спасти в горах погибающего тигра, который в благодарность за помощь принёс ему… девушку, ставшую монаху сестрой в постижении учения Будды. Ученик Санвона, монах по имени Хвеый (회의, 懷義), на месте скита Санвона в 724 г. построил храм Чхоннянса (청량사, 淸凉寺), перед которым были воздвигнуты две каменные пагоды. Считается, что в честь учителя и его духовной сестры, поэтому и зовутся они соответственно  — Наммэтхап (남매탑, 男妹塔), «Пагоды мужчины и [его] младшей сестры». Пагоды и сейчас там (N36.36264° E127.21388°), хоть храма давно уже нет, он был уничтожен во время Имчжинской войны (1592-1598). Стройными рядами экипированные старички и молодёжь, с трекинговыми палками и без, идут к ним – вверх по благоустроенным горным тропам горного парка Керёнсан.

Вело-Корея 2024 (12)

На заре периода Корё (начало X века) монастырь был перестроен в соответствии геомантическими догмами даосско-буддийского монаха Тосона, проще говоря – по фэн-шую (кор. пхунсухак). Вероятно, именно тогда главные залы расположились на своём настоящем месте – у ручья. Появились ещё постройки – в честь основателей древнего государства Силла, а когда монастырь расцвёл, было дано название Тонхакса (동학사, 東鶴寺), в переводе – «Храм восточного журавля» (на восток от храма была скала, напоминающая эту птицу). «Информашка» у обители сообщает, что сам Тосон (827-898 гг.) построил здесь храм для основателя Корё – Ван Гона (877-943), но, уж извините, я использую здесь мем «…, но это не точно», поскольку приведённые там датировки противоречивы. С деятельностью Тосон-кукса (도선국사, 道詵國師) корейские учёные вообще связывают основание или реформирование порядка 70 монастырей и храмов. Кукса (國師) означает «духовный наставник государства», и хоть «получил» эту должность монах от корёского правителя Инчжона уже после своей смерти, его именно так и величают за заслуги в укреплении буддизма – государственной религии Корё (государство просуществовало с 918 по 1392 гг.) Будучи мастером геомантии, он разработал доктрину, согласно которой: «[Если] вне мною нагаданного и определенного [пространства] неразумно добавить [земли] и учредить и построить [на ней монастыри], то испортится и оскудеет земляное ток 德 (кит. дэ), дело престола не будет вечным»*. Проще говоря, всякое место для храма должно было быть определено мастером-геомантом, да и строить следовало исключительно по его указаниям. Наказ возводить и перестраивать храмы в соответствии с Тосоновой доктриной был включён в «Десятичастное наставление» – политическое завещание Ван Гона своим властным потомкам. Полагаю, в большинстве источников о «строительстве Тосоном» речь идёт именно о наследии монаха, почётной «руководящей роли» и следовании той самой доктрине, а не о его личном участии.

За свою историю обитель не раз подвергалась разрушениям. Во время Корейской войны (1950-1953) монастырь в очередной раз оказался в руинах и возродился в 70-х годах прошлого века, уже в настоящем виде. В 1956 году монах Кёнбонъёнгук  (경봉용국) возродил ранее бывшее при монастыре духовное учебное заведение, превратив его в специализированную академию для монахинь. С тех пор она так и действует.

Из тех, с чьими именами и трудами я ещё как-нибудь знаком, в Тонхакса отметился Ким Сисып (김시습, 金時習) – странствующий монах-отшельник и знаменитый литератор, ещё известный по литературному псевдониму Мэвольдан (매월당, 梅月堂) – «Зал сливы [под] луной» (годы жизни 1435-1493). В 10 день 10-го лунного месяца 1453 года в столице произошёл дворцовый «переворот года Кею» – Кеючжоннан (계유정난, 癸酉靖難), а именно – узурпация власти принцем Суян-тэгуном (수양대군), известным нам под королевским храмовым именем Сечжо (세조, правил с 1455 по 1468). Не приняв переворот, молодой учёный Ким Сисып ушёл в монашеские скитания, и считается, что здесь он останавливался в 1457 году, чтобы молиться о жертвах короля-узурпатора. О свергнутом и убитом по приказу своего дяди юном монархе Танчжоне (단종), а также его сторонниках: о принце Анпхён-тэгуне (안평대군), приходившемся Сечжо родным братом; о министре Ким Чжонсо (김종서), ставшем первой кровавой жертвой переворота; о «шести [принявших] смерть вассалах» саюксин (사육신) – учёных-чиновниках, осудивших короля-узурпатора и по его приказу казнённых. Со своими соратниками Мэвольдан построил в Тонхакса поминальный алтарь Чхохонгак (초혼각, 招魂閣). Досужему читателю, не знакомому с акцентами конфуцианской морали, может показаться удивительным, но Сечжо, когда прознал об этом, лично посетил монастырь и написал на шёлке имена павших по его воле. По приказу того же монарха алтарь был расширен и стал отдельным архитектурным ансамблем из нескольких построек. Ким Сисыпу же предлагались должности, но он отрицал служение такому государю и продолжал странствовать. К большому сожалению, в мой визит ворота той молельни оказались закрытыми.

О Тонхакса, Тэчжоне и его окрестностях, да что там — о Корее вообще и о вело-Корее в частности, больше всех в русскоязычном Интернете написал уважаемый учитель Atsman, множество раз посещавший монастырь. Зачастую именно его заметки определяли географию моих перемещений. Откуда бы я узнал про Тонхакса?

Современное искусство в горном парке
Современное искусство в горном парке
Горнопарковый туалет. Комфортный, чистый, музыкальный!
Горнопарковый туалет. Комфортный, чистый, музыкальный!

Придорожное расположение очень удобно для осмотра: пока поднимаешься вверх по течению ручья, проходишь мимо большинства скитов монастыря. Вот, например, первый из них: Кванымам (관음암), посвящённый бодхисатве Авалокитешваре.

Вело-Корея 2024 (12)

Бодхисатва сострадания, в дальневосточном буддизме имеющая женское воплощение, слышит мольбы и страдания каждого живого существа и помогает вне зависимости от соблюдения обрядов. Так верят. Вот и в маленьком алтаре фигурка Великой печальницы внимательно прислушивается к вашим мольбам.

Вело-Корея 2024 (12)

На небольшой каменистой террасе можно осмотреть ступы пудо (부도, 浮屠). Эти памятники хранят останки знаменитых настоятелей монастыря и достойнейших из монахов. В отличие от пагод, в которые заключались мощи будд, их изображения или копии сутр, в пудо обычно помещаются стеклоподобные рингселы шарира, образующиеся при кремации монахов: их явление считается признаком святости.

Вело-Корея 2024 (12)
Вело-Корея 2024 (12)
Ещё один скит – через ручей
Ещё один скит – через ручей
И ещё скит…
И ещё скит…
И ещё…
И ещё…
И в отражении дорожного зеркала…
И в отражении дорожного зеркала…
Совсем новенький зал
Совсем новенький зал
По клику откроется панорама 360
По клику откроется панорама 360
Вело-Корея 2024 (12)
Вело-Корея 2024 (12)

Дошагал до главного зала обители (N36.35335° E127.21981°). Чтобы не было сомнений, что это главный зал, а не очередной скит, иероглифическая надпись Тэунчжон (大雄殿) высечена на большом камне:

Вело-Корея 2024 (12)
Вело-Корея 2024 (12)

В главном зале находится позолоченная триада будд: Шакьямуни в окружении Бхайшаджьягуру и Амитабхи. Она была вырезана в начале XVII века, а в 2010-м году, при реставрации, внутри было обнаружено множество реликвий более раннего времени. Изначально скульптуры находились в другом здешнем храме – Чхоннимса, а сюда были перенесены в конце XIX века.

Вело-Корея 2024 (12)

Наружные стены Тэунчжона несут на себе живописные панно, изображающие сцены из жизни Сиддхартхи Гаутамы, будущего Шакьямуни: зал посвящён его просветлению. Пара из них:

«Первое учение». Панно изображает, как Сиддхартха впервые учил нескольких аскетов.
«Первое учение». Панно изображает, как Сиддхартха впервые учил нескольких аскетов.
«Практика в заснеженных горах». В поисках просветления, будущий Будда медитировал в заснеженных горах, сидя под деревом на пучке соломы.
«Практика в заснеженных горах». В поисках просветления, будущий Будда медитировал в заснеженных горах, сидя под деревом на пучке соломы.

Обожаю эти маленькие фигурки в буддийских храмах:

Не видеть зла
Не видеть зла
Не слышать зла
Не слышать зла
Не произносить зла
Не произносить зла
Пространство перед главным залом. По клику откроется панорама 360.
Пространство перед главным залом. По клику откроется панорама 360.

Трёхъярусная пагода, что перед главным залом, тоже не была изначально здесь воздвигнута. Её перенесли из места старого монастыря Чхоннянса – того, где стоят две пагоды «брата и сестры». Пагода претерпела реставрацию, и заметно, что её подножие, навершие и элемент между верхними ярусами сделаны из другого, более светлого камня – новые. Считается, что её возраст сопоставим с возрастом Чхоннянса – первая половина VIII века.

Вело-Корея 2024 (12)
Вело-Корея 2024 (12)
А вот туда прихожанам нельзя, там обитель пигуни (비구니) — монахинь.
А вот туда прихожанам нельзя, там обитель пигуни (비구니) — монахинь.
Вдоль ручья потопал обратно…
Вдоль ручья потопал обратно…

Монастырь приятен своей атмосферой, несмотря на новизну построек и обилие туристов. С удовольствием прогулялся бы там в горы, но график гнал меня вперёд...

<--- предыдущий пост <--- <�оглавление> ---> продолжение --->

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем здравствуйте! есть несколько вопросов, немного дурацких, но они прочно сидят в моем мозгу ) поэтому требуется коллективное мнение 1. Вычитала, что детская ...
Факер был пьян, и факус не удался… * * * Ковбой шел по лесу и вышел на поляну. На поляне лежит индеец на спине с явной эрекцией. Ковбой спрашивает: — Что это ты тут делаешь? — Моя сообщает время. — Да?! И который же сейчас час? — Два часа четырнадцать минут. ...
Пока не подгоняю, думаю уложусь в срок с написанием всех хорошихдней, но как знать :))  Как и знать, успею ли я закончить челлендж на 10списков? Пока написано 4 поста, а надо бы 10. Пишу я их когда открываю «написать пост» и понимаю, что текст выстраивается в список, по пунктам и ...
То получается все легко, ненапряжное и так, как надо. Благодаря одной из сообщниц ру-пси maria_shipovnik мы нашли потрясающее пространство. Оно мне напомнило сказки макса фрая, ближе я не наблюдала по атмосфере. Чайный дом белого ...
Забавно снято. Понять бы только, что именно рекламируют... Кто понимайт? О чем там вообще речь в конце?Upd: Это голландский. Рекламируют страховую компанию. Upd2: "Есть две вещи, которые я не выношу в этом мире. Людей, нетолерантных к чужой культуре, и ...