Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора

топ 100 блогов architectstyle16.11.2023 Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора

Продолжаем наше путешествие по Новгороду. Напомню, что город делится пополам рекой Волхов на две части. На одном берегу (левом) Софийская сторона, на другом (правом) - Торговая. Обе стороны соединяет Пешеходный мост. Торговую сторону с её районами, вернее, концами мы уже осмотрели, переходим на левый берег Волхова, к Детинцу.

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 01.jpg

Кому-то не повезло в том плане, что в этом году закрыли на реставрацию Ярославово дворище. Но зато открыли после реставрации стены новгородского Кремля. А у нас в прошлом году была обратная ситуация. Так что фотографировать общие планы Детинца, завешенного строительной сеткой, особого вдохновения не было. Не удержалась только разок, когда увидела, как вечернее солнце подмигивает через пролёты звонницы.

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 02.jpg

Софийская звонница. Вид с территории Кремля

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 03.jpg

Вечером гулять по Детинцу несравненно спокойнее. Народу не много, туристические группы все разъехались, торговцы сувенирами разошлись, можно спокойно снимать любимые архитектурные объекты никому не мешая, и, не боясь помех. Плюс свет начинает окрашивать стены построек в нежные пастельные цвета, а «закат за горами, - как заметил в своё время Даниил Хармс, - облаками розовыми пух, пух». И он совершенно прав.

Церковь Андрея Стратилата

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 04.jpg

Любимая церковь на территории Детинца. Ракурс ей другой подходит, но розовое облако над звонницей можно было снять только так. А другие ракурсы для другого времени. Постояли, очарованные стариной XV—XVII веков, да отправились гулять дальше.

Заметно темнеет. Церковь Покрова Богородицы

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 05.jpg

Софийский собор

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 06.jpg

Обратите внимание, как спокойно и малолюдно вечером на площади перед Софийским собором - самым популярным и туристическим местом в Новгороде. Благодать. Нынче всё осмотреть с любой точки не толкаясь, не раздражаясь на толпы таких же любителей истории и архитектуры, как мы сами, редкая возможность.

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 07.jpg

Иоанновский корпус Владычного двора и Часозвоня

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 08.jpg

В сам собор мы заходили утром следующего дня, вечером он был уже закрыт. О других постройках ничего не рассказываю, т.к. уже писала текст по теме здесь
А вот о Софийском соборе некоторые исторические сведения напомню. Софийский собор, построенный в 1045–1050 гг. на месте сгоревшего деревянного храма по заказу новгородского князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, являлся духовным, политическим и культурным центром Новгородской вечевой республики. В настоящее время Софийский собор - самая древняя из сохранившихся каменных построек Руси.
Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.
Также интересно то, что на внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — граффити. Такова была традиция того времени, на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты. Так что граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались высокой культурой и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. Вдобавок служители церкви знаками и надписями на стенах помечали свои тайники. Да, да, в стенах собора имелись и тайники с кладами. Для торгового и промышленного Новгорода в высшей степени характерно, что уже в древнейшей постройке — в Софии 1045 — 1052 годов было предусмотрено с самого начала некоторое количество каморок и тайников для хранения ценного имущества. А вообще, в Новгороде и в Пскове обычай пользоваться церковными помещениями как кладовыми для ценного имущества и товаров был особенно распространен в XIV— XVI веках.
Так вот к юго-западному углу храма примыкает прямоугольная башня, увенчанная куполом. В ее толще находится лестница, ведущая на хоры. Некогда здесь имелись хорошо замаскированные тайники, скрывавшие казну Новгородской республики, ее архиепископов и знатных купеческих фамилий. В декабре 1547 года на один из таких тайников наткнулся Иван Грозный. По рассказу летописца, прибыв в Новгород, царь «неведомо как уведал казну древнюю, сокровенную», по преданию - скрытую в стене собора его строителем, князем Владимиром. Об этом кладе неизвестно было никому, «ниже слухом, ниже писанием», поэтому источник информации о кладе так и остался невыясненным. Царь, приехав ночью в собор, «начал пытать про казну ключаря софийского и пономарей много мучил», но несчастные не ведали о кладе ни сном, ни духом. Не добившись от них толку, царь стал подниматься по лестнице, которая вела «на церковные полати» и наверху, остановившись, вдруг приказал ломать стену. Из замуровки «просыпалось велие сокровище: древние слитки в гривну, и в полтину, и в рубль». «Насыпав» клад в возы, царь отправил его в Москву.

Переходим в интерьер храма

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 09.jpg

Храм начали расписывать, по всей видимости сразу после постройки, а завершили к 1109 году. Основная роспись храма относится к концу XIX в., но на стенах Мартириевой паперти и на своде купола сохранились древние фрески XI-XII вв.

Пророки Даниил и Соломон. Фрески 1108 г. в барабане купола.

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 10.jpg

Попавшие в купол два артиллерийских снаряда уничтожили полуфигуру Пантократора и фигуру пророка Давида. Уцелевшие фигуры семи пророков были закреплены и реставрированы в 1944–1945 и 1963–1964 годах.

Мартириева (по имени святителя Мартирия) паперть

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 11.jpg

Знаменитая фреска Константина и Елены второй половины XI века. Фигуры Константина и Елены написаны по розовато-белому грунту, положенному очень тонким слоем на неровную кладку пилястра. Эта совсем особая техника отчасти объясняет легкий, как бы акварельный характер рисунка, который, предполагается, готовился под мозаичные плиты.
На что ещё нужно обратить внимание в южной галерее? В 1945 году, для выяснения первоначальной формы Мартириевской паперти, исследователями был заложен раскоп. Рубец от современного пола виден на стенах по периметру. После поднятия плит современного пола обнаружился завал из битого кирпича, глины, обломков цемянки и фрагментов фресок - это строительный мусор перестройки конца XIX века. Разборка строительного мусора дала большое количество фрагментов фресок, относящихся к различным периодам росписи Софийского собора, имеются и написанные на цемянке и по тонам, манере исполнения и отдельным деталям близкие к сохранившейся фреске Константина и Елены, т.е. датируемые XII веком. Яркость красок и хорошая сохранность живописи в фрагментах свидетельствуют о том, что при реставрации в 1893— 1895 годах были варварски уничтожены древние фрески, замененные уродливой живописью артели богомазов подрядчика Сафонова. Таким образом под современными плитами пола хранился огромный материал по истории фресковой живописи.
Другой находкой оказался обнаруженный пол XVI— XVII веков. Но это ещё не основной пол, заложенный при строительстве храма. Так под 1688 годом упоминается, что при митрополите Корнилии «мост в соборе» был поднят. Ниже пола XVI— XVII веков на глубине 1,51 м идёт ряд плит, ниже которых обнаружены крышки древних гробниц. Первые полы XI века встречены на глубине 2,1 м. (подробно здесь)

На участке стены, куда падает свет от окна, чуть различимые граффити

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 12.jpg

И хотя мы уже высказали своё отношение к фрескам XIX века, пройдёмся по залу

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 13.jpg

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 14.jpg

Приходится признать, что фрески разных эпох на стенах придают Собору особую значимость и представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство на протяжении длительного времени.

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 15.jpg

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 16.jpg

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 17.jpg

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 18.jpg

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 19.jpg

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 20.jpg

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 21.jpg

В интерьере храма два старинных иконостаса - Центральный (Успенский) иконостас и иконостас Придела Рождества Богородицы. Перед Центральным иконостасом в киоте хранится икона «Знамение Богоматери», согласно легенде, спасшая новгородцев от набега суздальцев в 1170 году. Обо всех реликвиях храма много и подробно написано в интернете. Я же поделюсь лишь своими впечатлениями. Тем более, считается, что икона, к которой именно у вас лежит душа, является окном в горний мир.

Но перед этим ещё одна интересная история. Первоначальный крест, украшавший купол собора

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 22.jpg

Сейчас он находится внутри храма, перед иконостасом. У новгородцев сохранилась легенда о том, что Государь Всея Руси Иван Грозный заподозрил заговор против себя и учинил жестокую расправу над жителями города. В то время, паривший над новгородской землей голубь спустился на главный крест. Увидев гибель тысяч неповинных людей, голубь окаменел от ужаса, застыв там навеки.
Символ Святого Духа - новгородцы считают его также покровителем города. Пока голубь на кресте — Новгород не разрушить. В годы Великой Отечественной войны во время одного из артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на металлических крепежных тросах. Затем крест был вывезен, как трофей, в Испанию испанской дивизией, воевавшей на стороне фашистской Германии. Сейчас купол украшает новый крест, точная копия старинного. А старинный был найден в часовне Мадрида, и по запросу возвращён Софийскому собору.

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 23.jpg

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 24.jpg

Это один из списков с чтимого образа, который находится в Киево-Печерской Лавре. Выполнен этот список был в 1914 г. Так как икона предназначалась в дар Новгородскому Софийскому собору, на ней поместили частицу мощей святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, скончавшегося в Киеве и погребенного в Антониевских пещерах Киево-Печерской Лавры. Епископ Нифонт, сумевший примирить увещеванием в 1135 г. новгородцев, черниговцев и киевлян был известен и как строитель храмов. В 1156 г. по его благословению была возведена близ Пскова церковь Преображения Господня и устроена при ней Спасо-Мирожская обитель. В Новгороде он возвел церковь Богоматери и занимался украшением Софийского собора.
Во время великой Отечественной войны икона Успения Богородицы была вывезена из города эвакуирующимися, причем именно ей приписывают верующие спасение железнодорожного состава с новгородцами от страшной бомбежки.
Возвращена икона в Софийский собор 27 августа 1994 г. В 1995 г. на иконе была укреплена «Звезда Девства», в центре которой находится камень из Иерусалимского храма Успения Богородицы.

Величественная местная икона в главном иконостасе Софийского собора. Спас на престоле

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 25.jpg

По правую руку от него Божья Матерь, а по левую Иоанн Предтеча; за ними Архангелы Михаил и Гавриил.

Лоно Авраамово

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 26.jpg

В основе композиции иконы «Лоно Авраамово» лежит евангельская притча о богаче и бедном Лазаре, рассказанная Иисусом Христом в доме одного из начальников фарисеев (Евангелие от Луки 16: 22). Евангелие не говорит, что Лазарь после смерти оказался в Раю. В Писании сказано лишь, что он был отнесен ангелами на Лоно Авраамово, которое понимается как место блаженного пребывания ветхозаветных праведников и служит одним из символов Рая.
На самой иконе мы видим среди деревьев с цветами и плодами восседают прародители еврейского народа — Авраам, его сын Исаак и Иаков, родоначальник двенадцати колен Израиля. В складках их плащей чистые души — дети в белых одеждах. Справа, предстоит благоразумный разбойник Рах с крестом в руках, который первым вошел в Рай.
Напомню, Благоразумный разбойник Рах - один из двух разбойников, распятых вместе с Иисусом Христом. Уверовавший во Христа и раскаявшийся в содеянном, Рах получил прощение и обетование пребывать в раю вместе со Спасителем.
Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения Рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить зримый образ небесного Царства.

Ещё одна икона, вызвавшая интерес. Преподобные Варлаам пустынник и Иоасаф, царевич Индийский

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 27.jpg

В древнерусском искусстве изображения беседы преподобных Варлаама и Иоасафа известны с рубежа XIV - XV веков. История обратившегося в христианство индийского царевича Иоасафа и его учителя монаха Варлаама - излюбленный сюжет древнерусской книжной культуры. Повесть дошла до нас в большом числе греческих списков.
А так как я очень люблю пьесы, надо добавить, что Шекспир использовал сюжет одной из притч повести, О трубе смерти и четырех ковчегах, во втором действии «Венецианского купца», в сценах испытания Порцией её женихов. Лопе де Вега написал на сюжет повести драму «Варлаам и Иоасаф».

Икона Благовещение

Великий Новгород. Иконы, фрески, граффити Софийского собора 28.jpg

А за стенами храма нас ждёт современный мир. И здесь я хочу закончить мой обзор по новгородскому Кремлю.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Такие истории настолько часты, что им даже не удивляешься. Когда мужчина завязывает, он резко меняется. Кардинально. Изменения касаются и личной жизни. Старая жена, которая все эти годы терпела его закидоны, его больше не устраивает. И он находит новую - помоложе, попривлекательнее. К ...
В российских школах в 2022 году появятся советники директоров по воспитанию. В число их задач войдет обсуждение политиков, митингов и общественных тем. Курирует проект бывший координатор движения «Наши». https://t.co/EoDOR0wYWJ — Znak.com (@znak_com) February 2, 2021 ...
Андрея ...
У советских и, назовем их так, антисоветских патриотов есть одно неприятное общее свойство, сводящее на нет всю суть их разногласий. И те, и другие живут глубоким прошлым. У одних хороший Сталин, у других хороший Николай II, но и Сталин, и Николай ...
Зашел я тут в наше сообщество и обнаружил жаркую дискуссию под Катиным постом. После чего решил, что для комментария ответ будет слишком длинным, а постов у меня здесь не было таааак долго, что уже просто стыдно. Посему и исправляюсь. Только ...