Великий Новгород. Храмы Неревского конца

топ 100 блогов architectstyle30.11.2023 Великий Новгород. Храмы Неревского конца

Сегодня пойдём в Неревский конец Новгорода. Первым посмотрим Зверин-Покровский монастырь.
Покровский монастырь впервые упоминается в летописи под 1148 годом. Второе название - Зверин - происходит от упоминания в летописях «зверинца», т.е. располагавшегося на этом месте заповедного леса, где охотился новгородский князь.
Каменный храм Покрова Богородицы был построен в 1335 году архиепископом Василием. В 1399 году церковь возобновили на общую, собранную новгородцами сумму при архиепископе Иоанне II.
После шведского разорения храм получил новое посвящение в честь Положения ризы Богоматери.

В начале XX века к западному фасаду Покровского храма была пристроена новая пятиглавая церковь.

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 01.jpg

В 1901 году вновь построенный храм, ставший архитектурной доминантой, был освящён в честь Покрова Божией Матери по названию древней Покровской церкви, к которой и был пристроен, а последняя переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Чтобы увидеть древний Покровский храм, который является одноглавой, четырёхстолпной, одноапсидной постройкой, нужно пройти на восточную часть территории. Отсюда открывается весь ансамбль. Слева направо: пятиглавый храм Покрова XX века, одноглавая Покровская церковь XIV века (переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери), и отдельно стоящая церковь Симеона Богоприимца.

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 02.jpg

В процессе реставрации памятника XIV века (архитектор Л.М. Шуляк) установлено, что церковь имела много общего с постройками этого времени. В частности, план Покровского храма совпадает с планом церкви свв. Петра и Павла в Кожевниках. Церковь Покрова Богородицы - типичный храм конца XIV века, когда строительство в Новгороде осуществлялось с большим размахом.

У меня не появилось желание заходить в огромный пятикупольный собор, и пока муж пошёл осматривать интерьер, я предпочла постоять во дворе. Взгляд мой приковывала церковь Симеона Богоприимца.

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 03.jpg
Великий Новгород. Храмы Неревского конца 04.JPG
Интерьер храма Симеона Богоприимца. Христос Вседержитель (Пантократор)

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 05.jpg

Изображение находится в скуфье купола и создано в XVII веке. Иисус Христос изображен полуфигурно в круглом медальоне. Он в красном хитоне, поверх которого надет голубой гиматий. Левой рукой держит евангелие; правой (частично скрытой под гиматием) благословляет.

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 06.jpg

А попали внутрь церкви Симеона Богоприимца и узнали о старинный фресках мы совершенно случайно.
Заглянули скромно в приоткрытую дверь, а нас буквально втянули внутрь за руку со словами: «Проходите на второй этаж. Там вы увидите бесподобные фрески XIV века. У нас сегодня день открытых дверей». И вот мы уже в небольшом зале, большую часть которого занимают четыре столба. Для удобства нахождения в церкви столбы аккуратно отёсаны: снизу до уровня человеческого рост имеют круглую форму, выше - квадратные в плане.

Паруса с фресками богословов

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 07.jpg

На фото выше в парусе изображён Марк, но я не увидела возле богословов животных, традиционно изображаемых рядом с евангелистами. Напомню, по сложившийся традиции ангел, лев, телец и орел считаются символами апостолов Иоанна, Луки, Матфея и Марка и восходят к видению пророка Иезикииля. Он узрел странное крылатое существо, сошедшее с небес (позже оно получило название тетраморф). У него было сразу четыре лика: человека, льва, тельца и орла. Начиная с VII века тетраморфные животные стали восприниматься как символы евангелистов: ангел ассоциировался с Матфеем, лев — с Марком, телец — с Лукой, орел — с Иоанном.

Композиция «Отечество» в конхе апсиды. Редкий случай изображения Бога. Иллюстрация догмат «Троицы».

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 08.jpg

Фреска показывает Бога Отца, Сына во чреве, Святого Духа между ними. А редким такое изображение я назвала, потому что подобный вид изображения появился в византийском искусстве не позднее XI века, а в русском искусстве только в конце XIV - начале XV века. Источником послужили тексты видения пророка Даниила: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь». Но позднее любые изображения Всевышнего были запрещены. Писала в комментариях, повторюсь. В 43 главе деяний Большого Московского собора уже в 1667 году было дано постановление: «Повелеваем отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении. Только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству...» А также Собор высказывался с большой категоричностью: «Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа и единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть, ибо кто видел Отца по Божеству... и Св. Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть...»
Так что все изображения «Отечества», дошедшие до наших дней, можно считать исключительными и уникальными.

Богоматерь перед реликвиарием (Положение ризы Богоматери)

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 09.jpg

Перед Богородицей находится Святая трапеза с киворием. На трапезе поставлен золотой сундучок с двухскатной крышкой. Это реликвиарий в форме ветхозаветного Ковчега завета. Изображение поновлено в XVIII веке.

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 10.jpg

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 11.jpg

О фресках дадим несколько слов сказать музейным работникам
Великий Новгород. Храмы Неревского конца 12.JPG
Великий Новгород. Храмы Неревского конца 13.jpg

И опять встречаем граффити на стенах

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 14.jpg

Изображение в нижнем регистре северо-западного столба (по центру фотографии). Параскева и Анастасия, свв.

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 15.jpg

Параскева одета в красный мафорий, под котором виден золотой нарукавник ее хитона. Правой рукой она держит крест, левая рука скрыта под мафорием. Надпись, которая определяет святую, как Параскеву, сделана в XVIII в.. Анастасия одета в оливково-серый хитон. На её голове - головной убор коричневого цвета. Правую руку она положила на грудь в области сердца, левой, покрытой хитоном рукой, держит свернутый в рулон свиток.

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 16.jpg

Архангел Гавриил. Западная стена, правее портала

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 17.jpg

Изображение сохранилось почти полностью. Архангел Гавриил изображен в рост; повернутый налево. Он юный, безбородый, с длинными, темными волосами и золотыми крыльями. Около головы очерчен круглый золотой нимб. Гавриил одет в светло-сиреневый хитон и голубой гиматий; на ногах он носит золотую обувь. Архангел держит развернутый свиток. Изображение поновлено в XVIII веке.

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 18.jpg

Выходим на монастырский двор. Ещё раз осматриваем храм Симеона Богоприимца снаружи

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 19.jpg

Сейчас мы пойдём осматривать и другие храмы Неревского конца, поэтому ещё раз скажу несколько общих слов о древнерусской архитектуре. Прочитала в послевоенной брошюре по теме реставрации храмов Пскова и Новгорода. Одной из самых характерных отличительных особенностей древнерусских архитектурных форм является их свободный и непосредственный характер. Поверхности стен древних русских зданий выглядят так, как будто они вылеплены из скульптурной массы, архитектурные линии обычно свободно проведены от руки. «...Неправильность линий придает всему памятнику много живописности», — говорит П. Покрышкин. И он же о грубой реставрации: «Все поверхности форм и архитектурные линии после реставрации, получив сухую геометрическую правильность, придают зданию засушенный регулярный характер, столь несвойственный ему в XI— XII веках». Прекрасное оценочное мнение того, что мы любим в подлинном памятнике архитектуры древней Руси, и что нас отталкивает в современной реставрации.

На одной улице, рядом со Звериным монастырём находится Николо-Бельская обитель

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 20.jpg

Центральное место в монастыре занимает церковь Николы Белого. Монастырь не действующий. Церковь используется в качестве областного Дома Народного творчества. Построена в 1312—1313 годах архиепископом Давидом на его «дворище» в составе нового монастыря в Неревском конце. В конце XV — начале XVI века пристроен придел во имя Петра и Павла. Здание пострадало во время шведской оккупации 1611—1617 годов, при восстановлении было перестроено.

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 21.jpg

Основной объём храма XIV века — кубический, четырёхстолпный, имеет одну полукруглую апсиду, восьмискатное покрытие и одну главу со световым барабаном. Стены имеют сильный наклон внутрь и утолщены в основании. Фасады вертикально разделяются лопатками, которые в верхней части соединены ползучими арками — трёхлопастной в центральном прясле и двухлопастными в боковых пряслах.
Среди восстановленных оконных проёмов есть проёмы трёх типов. Три входа в храм оформлены перспективными порталами со стрельчатыми очертаниями завершений.
Придел расположен с северной стороны. Он двухэтажный, имеет крупную полукруглую апсиду. Большие окна оформлены в стилистике XVII века, имеют килевидное подвышение. С западной стороны имеется двухэтажная пристройка-паперть с аналогичными окнами.
Наклонные стены и пирамидальное расположение окон подобны церквям Параскевы Пятницы на Торгу и Рождества Богородицы в Перыни. А вот такие приёмы, как многолопастная арка, венчающая своды, стрельчатые завершения окон, порталов, ниш и аркосолей применены впервые, но в дальнейшем стали характерными в новгородском церковном строительстве XIV—XV веков.

Опять же неподалёку от монастыря, в чистом поле стоит прекрасная церковь Петра и Павла, что в Кожевниках

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 22.jpg

Церковь построена в 1406 году из крупных камней известняка, а декоративные элементы выполнены из кирпича. Церковь Петра и Павла в Кожевниках - кубического типа одноглавое здание. Фасады ее имеют трехлопастное завершение, оформленное многолопастной ползучей аркой. Фасады здания, очень строгие и законченные по пропорциям, в завершающих частях акцентированы лаконично и мастерски прорисованной кирпичной орнаментацией: пояски из треугольных впадинок («бегунец»), круглые и пятиугольные нишки, розетки, поребрик, аркатурный фриз и рельефные кресты. Апсида церкви украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арочками.

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 23.jpg

Церковь Троицы с трапезной 1557 года постройки

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 24.jpg

Постройка входит в комплекс Свято-Духова монастыря и заслуживает особого внимания. Церковь Троицы относится к типу бесстолпных, пятиглавых, трехапсидных храмов с подцерковьем и подвалом. Подвал состоит из одного прямоугольного помещения, разделенного пополам поздней перегородкой с проемом. Помещение перекрыто коробовым с распалубками сводом. В толще западной стены расположены две каменные лестницы. Основной объем церкви решен нетрадиционно: подпружные арки с помощью парусов поддерживают центральный барабан с невысоким сферическим сводом. Фасады памятника отличаются изящным, умеренным использованным декором. Основной декоративный мотив - арки и ниши с килевидным завершением.
Памятник сложен из известняковой плиты с двусторонней кирпичной облицовкой на известковом растворе. Покрытие церкви - тесовое, покрытие апсид и глав барабанов - городчатый лемех, покрытие трапезной - двускатное.

А эту церковь мы увидели первой среди храмовой архитектуры, впервые приехав в город несколько лет назад.
Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 25.jpg

Церковь была возведена в 1292—1294 годах. К концу XVII века стены каменной церкви сохранились лишь наполовину. В 1682 году они были достроены. Представляет собой квадратную в плане, четырехстолпную, двухэтажную, крестовокупольную постройку с пятью главами, тремя апсидами и четырехскатным покрытием. Примечательной особенностью внешнего вида церкви являются пояски изразцовых плиток по окружностям всех пяти барабанов.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла (католический)

Великий Новгород. Храмы Неревского конца 26.jpg

Красивое здание, которое мне также захотелось показать.
Вообще первые католические церкви появились в Великом Новгороде в XI—XII веках для иноземных купцов. Но до наших дней они не дошли. Функционирующий некоторое время католический храм в городе был закрыт в середине XVI века, после чего католических храмов не было вплоть до XIX века.
В связи с большим притоком католиков в Новгород, в 1874 году городская католическая община построила деревянную церковь, которая пятнадцатью годами позже сгорела до основания. Проект нового каменного храма был утверждён в 1891 году, а в 1893 году освящён во имя святых апостолов Петра и Павла.
Церковь построена в стиле необарокко, главный фасад оформлен двухколонным портиком с треугольным фронтоном над входом. По бокам главного фасада две барочные башни-колокольни, увенчанные фигурными шпилями. Автор проекта - новгородский архитектор польского происхождения Райнольд Кржижановский (?).
Башенки на храме восстановлены не так давно. А теперь мысленно сотрите их, и вы увидите перед собой здание, каким оно было в советское время. А находился в нём кинотеатр «Родина». Но теперь и башни восстановлены и историческая справедливость по отношению к зданию и его прихожанам.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня Trucker’s Hitch . Крайне полезный и удобный для фиксации грузов и для того, чтобы держать верёвки натянутыми - регулярно приходится пользоваться и в домашних условиях тоже. К сожалению, не знал об его существовании годы назад, а так бы он сильно облегчил жизнь без горожения ...
Я все продолжаю экспериментировать с цветами, цветом и браслетами. В этот раз фиолетовый который упорно не желает фотографироваться ...
В Москве скончался легендарный советский и российский режиссер Эльдар Рязанов. Знаменитому мастеру кино было 88 лет, причиной смерти стала сердечная недостаточность. На фильмах Эльдара Александровича выросли поколения, в его картины можно было прийти просто талантливым, а после вы ...
12. Встань и иди в дом твой; и как скоро нога твоя ступит в город, умрет дитя; 13. и оплачут его все Израильтяне и похоронят его, ибо он один у Иеровоама войдет в гробницу, так как в нем, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом Богом Израилевым ...
Республиканцы продолжают рекламировать "вмешательство Украины в выборы". Главным агитатором у них, похоже, сейчас выступает сенатор Кеннеди. Я уже писал , как этот сенатор, сначала заявил, что никто не знает, Россия или Украина украла e-mail'ы демократов. Я также писал о том, как на ...