Великий Новгород. Храмы Неревского конца
architectstyle — 30.11.2023

Сегодня пойдём в Неревский конец Новгорода. Первым посмотрим Зверин-Покровский монастырь.
Покровский монастырь впервые упоминается в летописи под 1148 годом. Второе название - Зверин - происходит от упоминания в летописях «зверинца», т.е. располагавшегося на этом месте заповедного леса, где охотился новгородский князь.
Каменный храм Покрова Богородицы был построен в 1335 году архиепископом Василием. В 1399 году церковь возобновили на общую, собранную новгородцами сумму при архиепископе Иоанне II.
После шведского разорения храм получил новое посвящение в честь Положения ризы Богоматери.
В начале XX века к западному фасаду Покровского храма была пристроена новая пятиглавая церковь.

В 1901 году вновь построенный храм, ставший архитектурной доминантой, был освящён в честь Покрова Божией Матери по названию древней Покровской церкви, к которой и был пристроен, а последняя переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Чтобы увидеть древний Покровский храм, который является одноглавой, четырёхстолпной, одноапсидной постройкой, нужно пройти на восточную часть территории. Отсюда открывается весь ансамбль. Слева направо: пятиглавый храм Покрова XX века, одноглавая Покровская церковь XIV века (переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери), и отдельно стоящая церковь Симеона Богоприимца.

В процессе реставрации памятника XIV века (архитектор Л.М. Шуляк) установлено, что церковь имела много общего с постройками этого времени. В частности, план Покровского храма совпадает с планом церкви свв. Петра и Павла в Кожевниках. Церковь Покрова Богородицы - типичный храм конца XIV века, когда строительство в Новгороде осуществлялось с большим размахом.
У меня не появилось желание заходить в огромный пятикупольный собор, и пока муж пошёл осматривать интерьер, я предпочла постоять во дворе. Взгляд мой приковывала церковь Симеона Богоприимца.


Интерьер храма Симеона Богоприимца. Христос Вседержитель (Пантократор)

Изображение находится в скуфье купола и создано в XVII веке. Иисус Христос изображен полуфигурно в круглом медальоне. Он в красном хитоне, поверх которого надет голубой гиматий. Левой рукой держит евангелие; правой (частично скрытой под гиматием) благословляет.

А попали внутрь церкви Симеона Богоприимца и узнали о старинный фресках мы совершенно случайно.
Заглянули скромно в приоткрытую дверь, а нас буквально втянули внутрь за руку со словами: «Проходите на второй этаж. Там вы увидите бесподобные фрески XIV века. У нас сегодня день открытых дверей». И вот мы уже в небольшом зале, большую часть которого занимают четыре столба. Для удобства нахождения в церкви столбы аккуратно отёсаны: снизу до уровня человеческого рост имеют круглую форму, выше - квадратные в плане.
Паруса с фресками богословов

На фото выше в парусе изображён Марк, но я не увидела возле богословов животных, традиционно изображаемых рядом с евангелистами. Напомню, по сложившийся традиции ангел, лев, телец и орел считаются символами апостолов Иоанна, Луки, Матфея и Марка и восходят к видению пророка Иезикииля. Он узрел странное крылатое существо, сошедшее с небес (позже оно получило название тетраморф). У него было сразу четыре лика: человека, льва, тельца и орла. Начиная с VII века тетраморфные животные стали восприниматься как символы евангелистов: ангел ассоциировался с Матфеем, лев — с Марком, телец — с Лукой, орел — с Иоанном.
Композиция «Отечество» в конхе апсиды. Редкий случай изображения Бога. Иллюстрация догмат «Троицы».

Фреска показывает Бога Отца, Сына во чреве, Святого Духа между ними. А редким такое изображение я назвала, потому что подобный вид изображения появился в византийском искусстве не позднее XI века, а в русском искусстве только в конце XIV - начале XV века. Источником послужили тексты видения пророка Даниила: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь». Но позднее любые изображения Всевышнего были запрещены. Писала в комментариях, повторюсь. В 43 главе деяний Большого Московского собора уже в 1667 году было дано постановление: «Повелеваем отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении. Только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству...» А также Собор высказывался с большой категоричностью: «Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа и единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть, ибо кто видел Отца по Божеству... и Св. Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть...»
Так что все изображения «Отечества», дошедшие до наших дней, можно считать исключительными и уникальными.
Богоматерь перед реликвиарием (Положение ризы Богоматери)

Перед Богородицей находится Святая трапеза с киворием. На трапезе поставлен золотой сундучок с двухскатной крышкой. Это реликвиарий в форме ветхозаветного Ковчега завета. Изображение поновлено в XVIII веке.


О фресках дадим несколько слов сказать музейным работникам


И опять встречаем граффити на стенах

Изображение в нижнем регистре северо-западного столба (по центру фотографии). Параскева и Анастасия, свв.

Параскева одета в красный мафорий, под котором виден золотой нарукавник ее хитона. Правой рукой она держит крест, левая рука скрыта под мафорием. Надпись, которая определяет святую, как Параскеву, сделана в XVIII в.. Анастасия одета в оливково-серый хитон. На её голове - головной убор коричневого цвета. Правую руку она положила на грудь в области сердца, левой, покрытой хитоном рукой, держит свернутый в рулон свиток.

Архангел Гавриил. Западная стена, правее портала

Изображение сохранилось почти полностью. Архангел Гавриил изображен в рост; повернутый налево. Он юный, безбородый, с длинными, темными волосами и золотыми крыльями. Около головы очерчен круглый золотой нимб. Гавриил одет в светло-сиреневый хитон и голубой гиматий; на ногах он носит золотую обувь. Архангел держит развернутый свиток. Изображение поновлено в XVIII веке.

Выходим на монастырский двор. Ещё раз осматриваем храм Симеона Богоприимца снаружи

Сейчас мы пойдём осматривать и другие храмы Неревского конца, поэтому ещё раз скажу несколько общих слов о древнерусской архитектуре. Прочитала в послевоенной брошюре по теме реставрации храмов Пскова и Новгорода. Одной из самых характерных отличительных особенностей древнерусских архитектурных форм является их свободный и непосредственный характер. Поверхности стен древних русских зданий выглядят так, как будто они вылеплены из скульптурной массы, архитектурные линии обычно свободно проведены от руки. «...Неправильность линий придает всему памятнику много живописности», — говорит П. Покрышкин. И он же о грубой реставрации: «Все поверхности форм и архитектурные линии после реставрации, получив сухую геометрическую правильность, придают зданию засушенный регулярный характер, столь несвойственный ему в XI— XII веках». Прекрасное оценочное мнение того, что мы любим в подлинном памятнике архитектуры древней Руси, и что нас отталкивает в современной реставрации.
На одной улице, рядом со Звериным монастырём находится Николо-Бельская обитель

Центральное место в монастыре занимает церковь Николы Белого. Монастырь не действующий. Церковь используется в качестве областного Дома Народного творчества. Построена в 1312—1313 годах архиепископом Давидом на его «дворище» в составе нового монастыря в Неревском конце. В конце XV — начале XVI века пристроен придел во имя Петра и Павла. Здание пострадало во время шведской оккупации 1611—1617 годов, при восстановлении было перестроено.

Основной объём храма XIV века — кубический, четырёхстолпный, имеет одну полукруглую апсиду, восьмискатное покрытие и одну главу со световым барабаном. Стены имеют сильный наклон внутрь и утолщены в основании. Фасады вертикально разделяются лопатками, которые в верхней части соединены ползучими арками — трёхлопастной в центральном прясле и двухлопастными в боковых пряслах.
Среди восстановленных оконных проёмов есть проёмы трёх типов. Три входа в храм оформлены перспективными порталами со стрельчатыми очертаниями завершений.
Придел расположен с северной стороны. Он двухэтажный, имеет крупную полукруглую апсиду. Большие окна оформлены в стилистике XVII века, имеют килевидное подвышение. С западной стороны имеется двухэтажная пристройка-паперть с аналогичными окнами.
Наклонные стены и пирамидальное расположение окон подобны церквям Параскевы Пятницы на Торгу и Рождества Богородицы в Перыни. А вот такие приёмы, как многолопастная арка, венчающая своды, стрельчатые завершения окон, порталов, ниш и аркосолей применены впервые, но в дальнейшем стали характерными в новгородском церковном строительстве XIV—XV веков.
Опять же неподалёку от монастыря, в чистом поле стоит прекрасная церковь Петра и Павла, что в Кожевниках

Церковь построена в 1406 году из крупных камней известняка, а декоративные элементы выполнены из кирпича. Церковь Петра и Павла в Кожевниках - кубического типа одноглавое здание. Фасады ее имеют трехлопастное завершение, оформленное многолопастной ползучей аркой. Фасады здания, очень строгие и законченные по пропорциям, в завершающих частях акцентированы лаконично и мастерски прорисованной кирпичной орнаментацией: пояски из треугольных впадинок («бегунец»), круглые и пятиугольные нишки, розетки, поребрик, аркатурный фриз и рельефные кресты. Апсида церкви украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арочками.

Церковь Троицы с трапезной 1557 года постройки

Постройка входит в комплекс Свято-Духова монастыря и заслуживает особого внимания. Церковь Троицы относится к типу бесстолпных, пятиглавых, трехапсидных храмов с подцерковьем и подвалом. Подвал состоит из одного прямоугольного помещения, разделенного пополам поздней перегородкой с проемом. Помещение перекрыто коробовым с распалубками сводом. В толще западной стены расположены две каменные лестницы. Основной объем церкви решен нетрадиционно: подпружные арки с помощью парусов поддерживают центральный барабан с невысоким сферическим сводом. Фасады памятника отличаются изящным, умеренным использованным декором. Основной декоративный мотив - арки и ниши с килевидным завершением.
Памятник сложен из известняковой плиты с двусторонней кирпичной облицовкой на известковом растворе. Покрытие церкви - тесовое, покрытие апсид и глав барабанов - городчатый лемех, покрытие трапезной - двускатное.
А эту церковь мы увидели первой среди храмовой архитектуры, впервые приехав в город несколько лет назад.
Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице

Церковь была возведена в 1292—1294 годах. К концу XVII века стены каменной церкви сохранились лишь наполовину. В 1682 году они были достроены. Представляет собой квадратную в плане, четырехстолпную, двухэтажную, крестовокупольную постройку с пятью главами, тремя апсидами и четырехскатным покрытием. Примечательной особенностью внешнего вида церкви являются пояски изразцовых плиток по окружностям всех пяти барабанов.
Храм Святых Апостолов Петра и Павла (католический)

Красивое здание, которое мне также захотелось показать.
Вообще первые католические церкви появились в Великом Новгороде в XI—XII веках для иноземных купцов. Но до наших дней они не дошли. Функционирующий некоторое время католический храм в городе был закрыт в середине XVI века, после чего католических храмов не было вплоть до XIX века.
В связи с большим притоком католиков в Новгород, в 1874 году городская католическая община построила деревянную церковь, которая пятнадцатью годами позже сгорела до основания. Проект нового каменного храма был утверждён в 1891 году, а в 1893 году освящён во имя святых апостолов Петра и Павла.
Церковь построена в стиле необарокко, главный фасад оформлен двухколонным портиком с треугольным фронтоном над входом. По бокам главного фасада две барочные башни-колокольни, увенчанные фигурными шпилями. Автор проекта - новгородский архитектор польского происхождения Райнольд Кржижановский (?).
Башенки на храме восстановлены не так давно. А теперь мысленно сотрите их, и вы увидите перед собой здание, каким оно было в советское время. А находился в нём кинотеатр «Родина». Но теперь и башни восстановлены и историческая справедливость по отношению к зданию и его прихожанам.
|
|
</> |
Не меняется яркость экрана на ноутбуке - Гайд от компьютерного мастера
В телефоне сначала показалось - на машине
Рождественская служба «Вместе на Рождество» - кто присутствовал.
Рисунок дня, 3 декабря 1953 года
Трубка Дяди Френка. У последней черты.Жежейные амуры
Искусство и культура
Пол Кругман о битке и Трампе...
Die Katze
Выбрались на участок

