Великий Гэтсби
colonelcassad — 04.09.2013Посмотрел с оказией экранизацию классического романа "Великий Гэтсби". Сразу скажу, что саму книгу не читал, знаком был лишь с краткой выжимкой сюжета из хрестоматии по иностранной литературе.
Так что оцениваю только фильм, а не книгу - возможна книга много лучше, но вот по итогам просмотра никакого желания ознакомиться с литературным первоисточником не возникло.
История нувориша Гэтсби, который со своими мечтами и фантазиями пытается пролезть в мир беднеющей аристократии и финансовых воротил, оказалась довольно странной. Конечный посыл, что вот такой вот преступник взлетевший на продаже спиртного, сохранил внутри себя мечты, надежды и любовь, а "беспечные" аристократы, включая его пассию, небрежно разрушили его жизнь - вызывает легкое недоумение. По сценарию получается, что Гэтсби единственный достойный человек, на фоне инфантильной Дэйзи, которая трусливо убежала с мужем, подстроившим убийство Гэтсби, а так же многочисленных приживал, которые участвовали в кутежах устраиваемых Гэтсби.
И вот он умер, любимая женщина поступила как откровенная дрянь, конкурент за ее сердце - достаточно омерзительный тип, изменяющей жене и подговоривший мужа погибшей любовницы убить Гэтсби. Кузен Дейзи, Ник, от лица которого ведется повествование, такой себе "доктор Барменталь", благоговеющий перед нуворишем-миллионером.
Его нисколько не смущает, что богатство Гэтсби, построено на крови, которую в фильме разумеется не показывают, хотя хорошо известно, что бутлегерство не было "чистым бизнесом" (тему кстати не так давно отлично раскрыли в сериале "Подпольная Империя") и остается только предполагать, о чем еще не рассказал Гэтсби из своего прошлого. Но поклоняющегося Гэтсби Ника, эти вопросы не заботят - частная собственность священна, и кому какое дело, как этот нувориш сколотил свое состояние и откуда взялись те миллионы, потраченные на замок и колоссальные попойки.. Куда как важнее, что он мечтает о том, как женится на его кузине и какие светлые эти мечты.
Получается, что обвиняя в беспечности Дэйзи и ее мужа, погубивших мечтательного бутлегера, Ник сам живет в плену каких-то инфантильных иллюзий. "Замечательный человек" Гэтсби отнюдь не стремится как то компенсировать преступный характер своего богатства. Он забывает цену денег и страдания простых людей, которые вкалывают до седьмого пота под чутким присмотром зловещих глаз с плаката.
Он ведет себя как мот и транжира, что свойственно нуворишам, которые постоянно живут в страхе, что внезапно свалившееся богатство может внезапно исчезнуть. Зарабатывая на пороках общества, он даже заработанное не тратит на то, чтобы сделать мир лучше. Он мечтает о своем личном счастье. Причем мечтает инфантильно, в отличие скажем от расчетливого мужа Дейзи, который иллюзий как раз лишен. Из главных героев, он пожалуй единственный "не беспечный" человек, хотя и полная мразь, что иллюстрирует степень нравственного и морального разложения "высшего света".
С ним же связана и лучшая сцена фильма, когда все герои выясняют отношения на тему - кто же будет танцевать Дейзи, и Том Бьюкенен говорит ключевые слова, что нуворишу Гэтсби, никогда не попасть в их аристократический мир, даже несмотря на все его миллионы, после чего с последним случается блестящая истерика. Тут еще раз хорошо показано, что за всеми "розовыми мечтами" Гэтсби, стояли довольно приземленные мотивы связанные не только с желанием продолжить роман с Дейзи, но и с жаждой признания в "высшем свете", чтобы его статус легитимизировало не только богатство, которым он швыряется, но и признание тех, кто по рождению стоял выше него.
Естественно, в тот период, еще сохранялись пережитки аристократических порядков, когда деньги не всегда давали пропуск в "высший свет". Трагедия ли это? Для Гэтсби да. Нажитое преступным путем не помогло ему с признанием у таких как Том, ни с устройством личном жизни с Дейзи, которая отлично покупалась на дорогие подарки.
В этой связи, несмотря на все дифирамбы Ника, никакого сочувствия он к себе не вызывает, даже когда его показательно бросает Дейзи и все его приживалы, пользовавшиеся его кошельком. По настоящему беспечным в этом фильме был именно Гэтсби и именно он прежде всех убегал от реальности. Если Том с Дейзи удрали в другой город, то Гэтсби спрятался в своих фантазиях от мира полного грязи и мерзости, по которым он прошел к своему богатству и в которых утонул брошенный всеми. На мой взгляд главный вывод который можно сделать из судьбы Гэтсби - за деньги нельзя купить счастье и любовь. Прятки от реальности в мире собственных фантазий, так же не ведут к счастливому финалу. В чем же величие Гэтсби - так и осталось загадкой. Если все дело в мечтах и надеждах, то все величие Гэтсби иллюзорно и рассыпается как песчаный замок под ударами прибоя реальности. Кого это величие может поразить, кроме таких как Ник - так же загадка.
В итоге, по итогам просмотра не обнаружил для себя среди персонажей тех, кто вызывал бы симпатию. Ну разве что мужа любовницы Тома можно пожалеть - несчастный запутавшийся доходяга, которого обманули и использовали.
Вместе с тем, фильм очень красивый, прямо как глянцевая открытка - цветовая гамма, операторские ракурсы, компьютерная графика - все сделано блестяще и глаз радуется наблюдая за сочной картинкой искрящейся воздушным изяществом. Визуально, это один из самых красивых фильмов за последние пару лет.
Современная музыка, вместо аутентичных времени мелодий, не сильно портит впечатление - большинство композиций вполне к месту, хотя в паре моментов определенный диссонанс ощущается.
Отдельно хочется сказать о Ди Каприо, его ранние работы вроде "Титаника" и "Пляжа", особо не впечатляли, но в последние годы, как актер он очень вырос - во всех последних своих фильмах он как ни странно понравился и в целом надо признать, что он действительно актер с большой буквы, а не просто обладатель смазливого лица и портфолио успешных фильмов. В "Великом Гэтсби" он так же хорошо, как и в "Отступниках" или в "Авиаторе". Не просто торгует фэйсом, а качественно работает.
В целом, фильм сам по себе неплохой, посмотреть его определенно стоит, но определенное послевкусие связанное с сюжетом, после него остается.
|
</> |