Велес. Существовал ли такой бог у славян?

Имя Велес появилось лишь позднее, и обозначало библейского Бела (Ваала) - Белес. Поэтому следует считать, что Авраамий Ростовский в своем Житии разрушил не идол Велеса в Ростове, а языческий идол в широком, прежде всего в библейском, смысле - идол Белеса (Ваала). Тем более идол в житии Авраамия каменный, что для Ростова Великого маловероятное явление - славянские каменные идолы известны как правило только западнее Москвы. Поэтому "Велес каменн" в житии, это несомненно литературный оборот.
Житие Авраамия Ростовского (15 век).
Не убо бе еще прияли святое крещение, но Чюцкий конец бяше, и покланяхуся идолу Велесу каменну.

В сущности, единственное раннее произведение древнерусской литературы, где упоминается Велес - это «Слово о полку Игореве». Там есть упоминание, что "Боян Велесов внук". Но тут можно робко заметить, что данное произведение вообще есть кладезь таких единичных упоминаний. Чего только стоит ныне очень популярное слово "русич", которое нигде более не встречается в древнерусской литературе, а существует только здесь. Естественно, подобные исключения будут всегда вызывать сомнения в подлинности этого произведения.
Вполне возможно, что в славянском (а также в балтском) язычестве на Руси существовало божество в имени которого была основа Вел-. Но это был не Велес, а скорее всего женское божество Вила/Вела. Богини Вилы многократно упоминались в древнерусской литературе начиная с 12 века. Также они известны в балканской литературе где-то с 13 века. Там они носят имена Вилы, Самовилы. Известны Велы и у балтских народов - Велю мате (латышское олицетворение смерти), дни поминовения умерших Vele или Vielona, где их образ имеет более конкретные характеристики (см. ниже). Можно предположить совмещение образов Вил и св. Власия, покровителя скота, но происходить подобный процесс мог только уже в христианской Руси.
Вилы упоминаются уже в раннем «Слове святого Григория» 12 века. И надо отметить, что их имя стоит очень часто первым в перечислении языческих богов.
«Слово святого Григория, изобретено в толцех»
Этим же богам жертву приносят и кладут и славяне: вилам и Мокоши, Деве, Перуну, Хорсу, роду и рожаницам, упырям и берегиням, и Переплуту, и, вертясь пьют ему из рогов.
«Вопрос, что есть требокладенье идольское» (Московская Синодальная рукопись № 954 XIV века)
Вторую (трапезу ставят) вилам и Мокоши, да ещё не явно молят, а тайно призывают идоломольцы-бабы; тоже творят не только люди бедные, но и жёны богатых мужей. Это есть очень злые, которые используют тропарь святой Богородицы в идольской трапезе.
Семантика культа Вил хорошо известна - это культ женщин мертвецов. На Балканах Вилами называли девушек умерших до крещения или до вступления в брак. Но лучше всего сущность культа Вил раскрывается в балтской мифологии. В литовском языке vėlė это «души умерших», отсюда дни поминовения умерших Vele или Vielona и персонификация смерти Велю мате (Мать мертвых) у латышей.
Видимо, германские валькирии - это также очень близкий славянским вилам образ.

По древнерусским источникам Вил много - 30 или 39 штук. Но конечность их числа говорит о том, что это были какие-то конкретные персонажи, а не мертвецы (предки) в широком смысле.
«Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» XI—XIV век
Двоеверно живущих, верующих в Перуна, и в Хорса, и в Мокошь, и в Сима, и в Регла, и в вил, которых числом тридцать сестриц, как говорят окаянные язычники и мнят их богинями, а потому кладут им жертвы и караваи им жертвуют, кур им режут.
И здесь мы подходим к интересному вопросу о сущности балтского Велняса - бога загробного мира, очень популярного в балтском фольклоре. Интересен он прежде всего тем, что его упоминания во многом схожи с подобными о Велесе. Ранних также нет совсем. Самое первое, это текст Яна Ласицкого 1582 года, где Велняс представлен явно в женской форме как Виелона (Vielona), хоть он и записал его определение как Deus animarum (лат. Бог душ).
В свое время, выдающиеся исследователи индоевропейской мифологии Иванов В.В. и Топоров В.Н. проигнорировали женскую форму этого божества, так как им был необходим мужской персонаж Велес для их крайне спорной гипотезы "Основного мифа". К сожалению, эти исследователи приложили максимум усилий для запутывания этой темы и проталкивания своих фантазий. И сейчас большинство авторов продолжают ссылаться на крайне противоречивые работы Иванова и Топорова, посвященные Велесу.
Ян Ласицкий «О жемайтах и их языческих богах»
Виелона (Vielona) — богиня усопших, которой приносят жертвы, когда угощают умерших. Обычно им приносят испечённые лепёшки и крошат в четырёх противоположных местах. Лепёшки эти называют первыми печеньями Виелоны (Sikies Vielonia pemixlos)
Виелона, это несомненно тоже самое, что и латышская Велю мате (Veļu māte) Мать мертвых. Эти имена родственны ср. лит. vele «умершая душа, призрак», а также таким известным германскими словам как валькирия (др.-исл. valkyrja — «выбирающая убитых») и вальхалла (др.-сканд. Valhǫll — «чертог мёртвых»). Подобные германские понятия выводятся из протогерманских *wala-, *walaz (труп, убитый на поле боя), которые в свою очередь происходят от протоиндоевропейского корня *welh₃- (ранить, убить в бою). Подобная основа известна почти во всех индоевропейских языках - в хеттском
|
</> |