ВЕК 19-Й. ИЗМЕНЧИВАЯ МОДА
annastorm — 27.12.2023Раз в неделю надо радовать себя культурными мероприятиями, красотой и открывать для себя что-то новое. Прошлая подарила знакомство с выставкой 19-й ВЕК. ИЗМЕНЧИВАЯ МОДА. ОТ АМПИРА ДО МОДЕРНА., которая сейчас проходит в залах музейного комплекса «Рабочий и колхозница».
Этот год преподнёс мне настоящее погружение во времена величия наших парфюмеров, потом часовщиков и ювелиров и конечно коллекционеров, но больше всего в красоту вещей XIX века.
Как же красиво в 19 веке выглядела одежда и насколько сложно было просто одеться. Человека из высшего общества в 19 веке отличали по бледному лицу, маленькому росту, изящным рукам и узким стопам, в общем если честно полному уродству. Но при этом все это тщедушное тельце было облачено в невероятные по красоте и изяществу одежды: тончайшие чулки, корсеты с китовым усом, тысячу юбок с хлопковой ватой или летящим шелком, благоухали пачули и лавандой, несли свои стопы в узких лодочках вышитых драгоценными нитями, ЗОЛОТОЙ ВЕК!
Концепция выставки - живая книга с реальными иллюстрациями. Очень наглядно, а ещё позволяет проследить как циклична мода хоть и с небольшими изменениями.
Так век 19 начинается с пышных юбок, потом высокая талия и несколько наивный и очень романтичный образ, постепенно талия опускается, юбки пышнеют и это все за каких-то 50 лет.
Выставка начинается с 1800 года и силуэта объемного по бокам, но плоского спереди и сзади — «супер бедра» — юбки фижмы (сразу Лосяш из Смешариков вспомнился). И вот на их место приходят «нимфы» с летящим силуэтом, высокой талией, как античные богини и сильные и пленяющие — платья-рубашки шемиз, на ногах балетки без каблука называемые у нас «стерлядками». Эпоха ампира и романтизма.
Уже 1830-х талия чуть выше естественной, пышные рукава и юбки, а образ женщины становится все более скромным. К 1840-м модным становится узкий рукав, пышная юбка, очень сдержанный стиль. В 1850-х появляется кринолин-клетка (кажа), а объем платьев и рукавов потрясают воображение. В 1860-х объем юбок начинает уменьшаться, из купола переходят в конус и все больше смещаются назад. Конец викторианской эпохи.
К 1870-м турнюрная часть становится все более выпуклой. Уменьшаться этот элемент силуэта стал лишь к 1890-м годам, которые стали периодом перемен. Женщины стали свободнее, количество работающих женщин росло, изменился и облик: высокий лиф, низкая талия, небольшой турнюр, широкие юбки. На женскую моду начинает влиять мужская и появляется более простой образ (вспомнился испанский сериал «Гранд Отель») и в течении десятилетия он все стройнее.
Дальше серия фото с платьями разных годов, чтобы было нагляднее видно изменения в моде с начала 19 века до конца:
Особое место на выставке занимает не только трансформация образа женщины, но и ее белья. Это целая "наука" и куча новых слов-открытий: дневная рубашка к телу, корсет с вставляемой планкой-биском, камисоль поверх корсета, ах да, ещё и сзади турнюр - "хвостик" придающий s образный силуэт, подчеркивавший талию. И конечно появились бюстоулучшители. И любой элемент гардероба будь это чулки, платье, платок, туфли - работа невероятной красоты и изящества, тонкая. Вспомним о том, что электричество, а значит освещение появилось лишь в конце 19 века. А я ещё на днях удивлялась как люди часы с невероятно мелкими и сложными механизмами создавали?
Обувь до изобретения в 1819 году токарного станка была в основном на одну ногу, но колодка на левую и правую ногу окончательно стала массовой лишь к 1850-м. В 1862 году запатентован новый станок скреплявший верх ботинка с подошвой по технологии названной в честь Чарльза Гудьира-младшего, сына знаменитого изобретателя вулканизации резины — Goodyear Welt.
Изобретение в конце 1850-х анилиновых красителей повлекло за собой появление ярких насыщенных цветов не только в одежде, но и обуви на выход.
Вот такая вот эволюция костюма. На выставке еще много всего чем хочу поделиться, в продолжении все об аксессуарах и другой красоте.
Если соберетесь на выставку закладывайте не меньше трех часов, особенно если хотя бы часть истории и описания планируете читать. Нам двух не хватило, последние и самые красивые залы буквально пробежали.