Веера в кармашках - иркутские Ту-154 в Китае

топ 100 блогов avro_live29.07.2022
Веера в кармашках - иркутские Ту-154 в Китае

Один текст 20-летней давности. О том, как летали в Китае иркутяне на Ту-154 в мокром лизинге.

...Статья из корпоративной газеты S7 2003 года (без правок) про базировку иркутских Ту-154 в Китае в 1990-х годах.

Шесть лет в Китае

История Восточно-Сибирского филиала "Сибири" тесно переплетена с историей авиакомпании "Байкал". Наш сегодняшний рассказ посвящен многолетней работе иркутского летного и технического состава в Китайской Народной Республике в 1990-х годах.

В 1992 году в Иркутск прибыла делегация из Главного управления гражданской авиации Китая (ГУГАК), в задачи которой входило взятие в лизинг самолетов Ту-154М для работы в китайских авиакомпаниях. Переговоры со стороны "Байкала" вел первый заместитель генерального директора Юрий Николаевич Городков, сегодня руководящий представительством "Сибири" в Шеньяне. В итоге иркутяне ответили согласием на предложение ГУГАКа.

География и особенности

В марте 1993 года два иркутских Ту-154М (RA-85652 и -85654) взяли курс на восток Китая. Находившимся на борту четырем экипажам, четверым бортпроводникам и десяти авиатехникам предстояло начать работу на внутренних китайских линиях. Согласно контракту между "Байкалом" и ГУГАКом самолеты были сданы в аренду ("мокрый" лизинг) авиакомпании Zhejiang Airlines ("Чжэцзян эрлайнз"), базирующейся немного южнее Шанхая, в городе Ханчжоу.
Первую вахту возглавил тогдашний пилот-инструктор "Байкала" Владимир Пчела, сегодня заместитель командира Летного отряда №2 "Сибири" в Иркутске. В отличие от последующих командировок, длившихся по три месяца, первая группа провела в Китае полгода - наши летчики и техсостав знакомились с местной спецификой полетов и обслуживания самолетов, а бортпроводники обучали китайских коллег.
"Работа в Китае дала возможность получить опыт полетов и эксплуатации наших машин в резко отличных от Сибири климатических условиях, - вспоминает Виталий Казаринов, бортинженер-инструктор Летного отряда №2. - Ханчжоу находится на одной широте с Каиром, Кувейтом и югом США. Высокие температуры - до +40С и 95%-ная влажность - создавали проблемы для российской техники. Не справлялась ВСУ, с помощью которой запускаются двигатели и работает система кондиционирования воздуха. В связи с этим в карман каждого кресла даже вкладывались специальные веера для пассажиров. Надо отдать должное нашим авиатехникам - им удавалось в таких условиях (большинство рейсов выполнялось днем, когда особенно жарко) четко делать свою работу".
Месячный налет каждой машины превышал 200 часов. Для проведения техобслуживания по форме Ф-1 (через 300 часов налета) в Ханчжоу была создана и сертифицирована Линейная станция технического обслуживания. Все работы на ней проводились иркутским инженерно-техническим составом.
Поскольку маршрутная сеть была достаточно широкой, иркутянам часто приходилось попадать в резкую смену как климата, так и рельефа местности: из прибрежного Ханчжоу рейсы выполнялись в высокогорный Куньмин (2000 м над у. м.), пустынный Ланьчжоу, равнинный Пекин, на самый южный китайский остров Хайнань и в Харбин, где зимы такие же снежные, как в Сибири.
Одним из основных направлений полетов был маршрут Ханчжоу - Гуанчжоу, который из-за ежедневных гроз иркутские летчики прозвали "трассой мужества". Гуанчжоу - крупный город (бывшее название - Кантон), расположенный по соседству с Гонконгом, тогда британской колонией (до 1998 года) и крупным деловым центром Юго-Восточной Азии. В Гуанчжоу находятся крупные рынки, где весь Китай покупает товары, произведенные в Гонконге. По данным 2001 г. грузооборот аэропорта Гуанчжоу в 2,5 раза превышает аналогичный показатель крупнейшего российского грузового аэропорта "Домодедово".
"Бывали случаи, что на обратном пути самолет был лишь наполовину загружен пассажирами, а остальное - товар, перевозимый местными коммерсантами, - говорит пилот-инструктор Александр Бодякин. - Возили все, что угодно: текстиль, рыбу, электронную технику. Однако при любой загрузке обслуживание самолета в аэропортах производилось очень быстро. Самый быстрый разворот на моей памяти (дело было в Пекине) занял всего 40 минут при полной загрузке в 164 пассажира плюс багаж! Вообще, стоянки длились не более часа - часа десяти. Персонала, обслуживающего самолет, в китайских аэропортах гораздо больше, чем у нас, да и работают они очень быстро и четко - это сразу бросалось в глаза".

Палочки к бортпитанию

Если летный экипаж целиком состоял из иркутян, то кабинный включал четырех китайских бортпроводников и лишь одного представителя "Байкала" - в его функции входила координация действий бригады.
"На эту работу отбирали лучших бортпроводников из имевших допуск на международные воздушные линии, - вспоминает Ольга Николенко, начальник Иркутского отделения Службы бортпроводников "Сибири", трижды работавшая в Китае. - Технологию работы, принятую в "Байкале", слегка видоизменили с учетом особенностей местных рейсов. Пассажир там очень забавный: дисциплинированный и благодарный, все указания выполняет беспрекословно. А уж как приветливо они реагировали, когда их обслуживали наши, русские бортпроводники! С помощью пассажиров некоторые китайские фразы мы освоили достаточно быстро. Но в основном общались по-английски".
Zhejiang Airlines, борясь за качество обслуживания на борту, организовала торговлю сувенирами во время полета, ввела для пассажиров "горячее" питание (сначала подавались лишь "холодные" завтраки, а "горячим" кормили только экипаж). К бортпитанию прилагались традиционные китайские палочки для еды, хотя обычные приборы тоже были в наличии - их предоставляли по просьбе пассажиров, чаще всего европейцев.
В работе китайские бортпроводники очень аккуратны и всегда строго следят за своим внешним видом: кроме униформы, у них обязательны короткая стрижка или тщательно убранные в специальную сеточку волосы. Их служебные обязанности несколько проще, чем у российских коллег: китайский кабинный экипаж производит только обслуживание пассажиров и не отвечает за груз, почту или багаж. По мнению китайцев, такой подход позволяет добиться максимального внимания к пассажиру.
"Как-то раз мы с напарницей-китаянкой ходили в кино, - рассказывает бортпроводник Олег Головкин. - Фильм был о дружбе китайца и русской девушки, поэтому почти целиком шел на русском языке. Снимался в нем какой-то очень популярный китайский актер. Однажды он летел нашим рейсом. Оказалось, что по-русски он совсем не говорит (в фильме был дубляж), но очень обрадовался тому, что его узнали русские. А китайские девчата - наши коллеги - радовались просто как дети. Китайцы вообще очень эмоциональный народ".

Подъем гражданской авиации

Знаменитое китайское трудолюбие - не просто национальная черта. В стране с таким количеством населения неизбежен переизбыток рабочей силы, поэтому каждый китаец дорожит своим рабочим местом, а объявления о приеме на работу всегда актуальны. По словам наших китайских коллег, набор персонала в авиакомпанию Zhejiang Airlines проводился прямо на центральной городской площади, куда собралось огромное количество народа. После успешного прохождения отбора счастливчиков отправляли в центры подготовки в Пекине и Шанхае.
А вот своих летчиков китайцы сразу готовили на новую технику. Имея в 1993 году лишь четыре самолета Dash-8 (аналог Ан-24), и эксплуатируя два "байкальских" Ту-154М, к 1997 году Zhejiang Airlines смогла взять в лизинг три самолета А320, сделав ставку на современные лайнеры западного производства. Сегодня в их парке пять А320 и три А319. Довольно скромный в начале работы иркутян, аэродром совместного базирования в Ханчжоу превратился в современный во всех отношениях международный аэропорт, было построено новое здание аэровокзала.
Из российской техники в авиакомпаниях Китая был достаточно крупный собственный парк Ту-154М, более 40 машин. Летали также свои Ил-86, Як-42, Ан-24, Ан-12 и Ан-2 (Аны строились здесь по лицензии СССР). Большинство нашей техники уже к середине 1990-х китайцы выводили из эксплуатации, предпочитая приобретать западные самолеты. Кроме "Байкала", в Китае на Ту-154М работали летчики из Самары и на Ил-86 - из Санкт-Петербурга. Еще четыре иркутских экипажа работали на двух Ан-12 в Гуанчжоу, перевозя различные грузы внутри страны.
"Что понравилось в китайских аэродромах, - говорит старший пилот-инструктор Геннадий Ситников, - так это большая длина взлетно-посадочных полос. ВПП короче 3200 метров в Китае нам просто не попадалось. А вот организация воздушного движения, радиотехническое обеспечение воздушных трасс, оснащение аэродромов поначалу были очень слабыми. Как, впрочем, и английский язык наших китайских коллег. Свое же произношение мы имели возможность совершенствовать, общаясь с англичанами, работавшими в гонконгской авиакомпании Dragonair. Когда показывали друг другу самолеты, они очень удивлялись: против электронной начинки Боингов "Тушки" выглядели несколько архаично. Зато в товарищеском матче по футболу наши техники вместе с китайцами взяли и обыграли британцев!"
Буквально на глазах сибирских летчиков гражданская авиация Китая стремительно развивалась. Уже тогда, в середине 1990-х, большинство крупных китайских аэропортов превосходили российские по объемам перевозок. Авиатранспорт становился все более доступным и массовым: им пользовались почти все социальные и возрастные слои населения. Таким образом, принятая в Китае Государственная программа развития гражданской авиации позволила менее чем за 10 лет превратить страну в одну из крупнейших авиационных держав мира.

Бывшая столица Поднебесной

Город Ханчжоу, ставший для иркутян на эти шесть лет базовым, по китайским меркам не самый крупный: около 4 млн. жителей. Он входит в семерку "золотых" городов страны (у китайцев тоже есть свое "Золотое кольцо"). Несколько столетий назад (в XIII веке до н.э.), еще до объединения Китая в единую страну, Ханчжоу был столицей Сунской империи. Его посещал Марко Поло. Но славен этот город не только своей историей. Раз в год здесь случается настоящее паломничество туристов, приезжающих на праздник Полнолуния. Согласно поверью, чтобы исполнились желания, нужно увидеть отражение луны в воде священного озера Сиху, расположенного в центре Ханчжоу. В эту ночь луна стоит в зените, прямо над озером, и тысячи людей заходят в воду, чтобы увидеть заветное отражение. А еще сибиряки становились свидетелями редкого природного явления, когда воды реки Цяньтанцзян, протекающей через город, во время морского прилива встают волной и поворачивают вспять. Легенды об этом чуде являются дополнительным фактором, привлекающим в Ханчжоу туристов.

За шесть лет многие иркутяне накопили около года общего стажа работы в Китае. Кроме незабываемых впечатлений, они получили бесценный международный опыт и стали не только свидетелями, но и непосредственными участниками становления современной китайской авиации.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
        О зверствах Гестапо знают практически все, однако мало кто слышал об ужасающих преступлениях, совершённых Кэмпэйтай, военной полицией модернизированной Императорской армии Японии, основанной в 1881 году.             Кэмпэйтай бы ...
И, между прочим на всякий случай сразу сообщу, что это НЕ плагиат. Например, говорить "Привет-привет" и "Пока-пока" я начала раньше Шолохова ;) - наверное он подслушал в коридорах гтрк Петербург-5 канал и ему понравилось - поэтому и стал употреблять, и поэтому уже лет 20 все считают, чт ...
Читаю проект закона внесенного в Конгресс: SEC. 6. REPORT ON PERSONAL WEALTH OF VLADIMIR PUTIN AND HIS FAMILY MEMBERS. (a) IN GENERAL.—Not later than 120 days after the date of the enactment of this Act, the President shall submit to the appropriate congressional committees a report ...
Как на пляж Керван Сарай, что на Северном Кипре недалеко от моего дома не загляну, все время там чего-нибудь интересное происходит. Несколько дней назад  в ловушку машина с прицепом попала на самом берегу моря . А сегодня на песчаных просторах увидел две любви, две светлых повести. ...
Недавно наши власти анонсировали разработку программы экономического роста более 4% в год. Такого роста экономики планируют достичь в течении в 2-3 лет. Но экономического роста не может быть без инвестиций. Так сложилось, что последнее время мы остро зависим от внешних рынков капитал ...