VED
kirillkrm — 25.11.2024Яркая и красивая визуальная новелла с элементами RPG.
На эту игру я наткнулся случайно. В рекомендациях она мне не попадалась. Обзоры и прохождения тоже не видел. Фиг знает как вообще я забрёл на страницу VED в Steam, но как-то я там оказался... В два часа ночи. В результате, имея за плечами не пройденные: Baldur’s Gate III, Pathfinder: Wrath of the Righteous и Warhammer 40,000: Rogue Trader, я спонтанно поволокся проходить незнакомую мне игру из трёх букв.
Меня привлекли: сочная графика, профессиональная русская озвучка (большая редкость по нынешним временам), и ролевые элементы, с битвами и прокачкой персонажа в визуальной новелле. Одновременно насторожило количество отзывов… Игра вышла 14 ноября 2024 года, я пишу этот обзор спустя 10 дней с даты релиза, и к настоящему моменту VED имеет 27 отзывов в Steam и 1 (прописью один) отзыв VK Play! Да и тот не в счёт, поскольку его написал я сам (после чего, собственно, решил взяться за данную статью).
VED я запускал с двумя мыслями:
а) раз отзывов так мало, в игре явно что-то не так,
б) мне хочется узнать, что же именно, даже ценой кровных 880 рублей.
Я это купил, я это скачал, я это запустил, я это прошёл на вполне благополучную концовку. Однако причин «в чём же проблема» так и не обнаружил.
Отличная игра в своём жанре! Вполне сопоставимая по качеству с The Life and Suffering of Sir Brante, на которую я уже писал обзор. Проекту VED просто... не повезло.
Разработчики сумели: в графику, сюжет и озвучку, но не сумели в пиар и маркетинг. Мой обзор тут уже ни что особо не повлияет, но я чувствую себя обязанным написать его.
Хотя бы, ради Синячка и его друзей троглодитов — Охотника и Красного, живущих в чудном волшебном мире.
Писать обзоры на визуальные новеллы дело неблагодарное. Их геймплей почти целиком состоит из сюжета, а спойлеры никто не любит. Поэтому я ограничусь кратким описанием игровой вселенной.
Есть мир людей, поднявшийся до уровня технологий конца XX-ого века. Есть мир магии, где живут Синячок и его друзья, а так же другие куда более злые и страшные твари.
Люди про магию худо-бедно знают, а некоторые даже ей пользуются. Однако это рискованно. Можно больно отгрести, как от демонов, так и от ведов (кто сказал ведьмаков?) - ордена стражей, охраняющих границу между мирами и следящих за тем, чтобы магия оставалась в мире магии. Ну, или, хотя бы, не просачивалась на сторону людей в чересчур больших объемах.
Ну, а помимо мира магии и мира людей, здесь есть ОН! Великий Треугольник русской классической литературы: «Маленький человек» - «Новый человек» - «Лишний человек».
Есть могущественная корпорация. На основе некой секретной технологии она разрабатывает и продаёт уникальные смартфоны с функцией телепатии, а так же другие необычные и полезные вещи. Секреты корпорация защищает жёстко, по сути, претендуя на функции государства. Старая «классическая» промышленность не выдерживает конкуренции и, по сути, медленно умирает. Её работники, из тех кто не хочет или уже не может переквалифицироваться, отчаянно оттягивают неизбежное.
Попутно растёт популярность так называемых «колдунов» - группы бомжеватого вида маргиналов. Однако их возглавляет харизматичный и красноречивый лидер, утверждающий, что все новые технологии — это украденная магия. Нужно лишь пробить грань между мирами и раздать магию всем и каждому (по способностям и потребностям). Одновременно с этим стоящие на страже равновесия веды ощущают, что с самой магией твориться что-то неладное. Количество злых духом растёт не по дням, а по часам.
Тут-то на сцену и входит наш «новый человек» — молодой вед, которому предстоит разбираться во всём описанном бардаке и, строго по классике, простых и лёгких решений у него не будет.
Впрочем, в игре отсутствует мрачная беспросветная безысходность. Во всяком случае, я оказался доволен концовкой, которую получил за 6 часов прохождения. Всё закончилось хорошо. Все жили долго и счастливо. Разве что, простой народ малость обнищал, ну да ничего, выкрутятся.
В мире людей геймплей VED представляет собой образцовую визуальную новеллу. Катсцена следует за катсценой, диалог за диалогом. Главный герой выстраивает отношения с окружающими его персонажами, пытаясь понять их цели и мотивацию. В паре мест диалоги показались мне излишне наивными, но это можно простить, сделав скидку на возраст главного героя. Сами катсцены поставлены хорошо. Озвучка, музыка и антураж прекрасные.
Однако мне, как любителю РПГ, мир магии понравился куда больше. Во-первых, он невероятно красив! Во-вторых, в мире магии игроку предстоит сражаться с монстрами и прокачивать своего героя.
Сперва я думал, что буду ругать боевую систему в своём обзоре, но в итоге решил не докапываться. VED – не полноценная РПГ, а визуальная новелла, о чём её разработчики честно пишут.
Боевая система позволяет герою ненадолго отвлечься от чтения диалогов и просмотра катсцен. Ключевое слово здесь «ненадолго».
Конечно, любителям РПГ боевая система покажется излишне простой, но она отнюдь не примитивна. Врага не получится забить одной кнопкой.
Герой может встать либо справа от монстра, либо слева, либо занять одну двух клеток по центру. Из каждой позиции доступно до четырёх ячеек действий, в которые вставляются приёмы, изучаемые героем по мере прокачки.
Древо навыков немаленькое, и ячеек не хватает. Приходиться думать, из какой позиции что лучше использовать. Например, можно поставить лечение и броню в правые ячейки, а боевые приёмы и финты наоборот в левые. Затем, по мере сражения, уходить от монстра, то направо, то налево, чтобы вылечиться, а затем сделать удар. Молодой вед порхает, как бабочка, а жалит как оса!
Конечно, разнообразие врагов в игре не то, чтобы велико. Мне ни разу не приходилось продумывать какую-то мудрёную тактику под особо трудного босса. Однако со своей главной задачей — дать игроку отдохнуть от диалогов, боевая система справляется.
Ещё в VED есть эвенты — своеобразная мини-игра с двадцатигранным кубиком (d20). У главного героя есть три базовых характеристики — магия, сила и ловкость. Время от времени игра подбрасывает испытания с проверкой характеристик. Например, чтобы открыть сундук с помощью грубой физической силы надо выбросить на кубике значение больше или равное 10. По сути, рандом, но частично контролируемый. Три успешных броска поднимут значение характеристики на 1 пункт. Если, как подобает завзятому любителю РПГ, тщательно «пылесосить» все локации, к концу игры проиграть в d20 становится трудно. Однако возможно!
Игра мне понравилась. В своём жанре и в своей нише очень достойный проект, сделанный фанатами своего дела. Во всех элементах (графике, сюжете, озвучке) ощущается, что людям было не всё равно. Поэтому количество отзывов на VED в Steam заставляет меня чувствовать себя грустным Синячком!
VED, лично для меня, стал очередным горьким примером того, что в наше время недостаточно просто сесть и просто сделать хорошую сюжетную игру. Даже если ты вкладываешь в разработку ту самую душу. Надо думать, как, где (и за сколько) ты будешь проект пиарить. Само по себе уже не взлетит.
Недостатки у игры, конечно, есть. К примеру, мне неблизко желание разработчиков подталкивать игрока раз за разом перепроходить игру заново от начала и до конца, чтобы выйти на устраивающую его концовку. Однако это общая черта визуальных новелл. Мне нравится подход RPG, с его магией «save-load», когда можно зарезервировать кучу слотов под сохранения на все сюжетные повороты. Здесь же, как минимум, придётся перепроходить главу. Благо, они достаточно короткие.
Ещё из недостатков не могу не отметить, что хоть сюжет и хорош, многих проблем и логических нестыковок в повествовании удалось бы избежать... Если бы люди научились говорить о проблемах словами через рот. Желательно, обстоятельно. Однако даже в реальной жизни подобные «баги» случаются куда чаще, чем мы думаем, и даже в визуальной новелле нельзя перегружать игрока текстом. Поэтому почти всем NPC приходится злоупотреблять выражениями вида: «Об этом лучше поговорить позже», «Тебе ещё рано об этом это знать», ну и разумеется (моё любимое!), «Придёт время и ты сам всё поймёшь».
Разве что, Синячок не такой! Вот к нему без претензий! Во всём остальном игру настоятельно рекомендую.
Кто видит Синячка на скриншоте ставьте лайк (подсказка: человек справа внизу - это я (главный герой), но я не Синячок!)
PS. Подозреваю, в комментариях обязательно найдётся человек, который заподозрит во мне скрытого разработчика VED. Эдакого непонятного и обиженного на весь мир творца. Поэтому заранее «бью на упреждение». К разработке VED я не имею никакого отношения. У меня есть собственный проект. Однако я неравнодушен к инди и успел написать на разные отечественнные игры приличное число обзоров (Perfect Dice, The Bookwalker Thief of Tales, Where is the meaning? и т. д.). Мне действительно жалко, когда хорошие проекты недобирают, из-за того, что не в силах пробить грань, отделяющую мир игроков от мира разработчиков!