Вечерний плагиат
cand-orel — 19.03.2024А я всем повинился...
А как надо было — здесь: https://yaustal.com/s_miru_po_nitke/64881-glavnye-zabluzhdenija-o-proschenom-voskresene.html
«Чин прощения», пожалуй, — самая трогательная из православных традиций. Именно с нее начинается Великий пост — время покаяния и самого строгого воздержания, когда верующие усиленно молятся, приводят в порядок мысли и чувства.
По воскресеньям вечером в храмах звучат покаянные песнопения.
Священнослужители — в черном облачении. Гаснет свет, и собравшиеся
подходят друг к другу со словами: «Прости меня!» Ответ: «Бог
простит, и я прощаю. И ты меня прости!» Кто-то обнимается, у
некоторых на глазах слезы.
В этот день церковь чтит одно из самых драматичных событий
священной истории — «Воспоминание Адамова изгнания».
Первые люди, по Библии, ослушались Бога и вкусили плод Древа
познания добра и зла. За это Господь изгнал их из Эдема. Так
человек, согласно вероучению, стал смертным: подверженным многим
болезням, добывающим «хлеб свой в поте лица». Все это — следствие
первородного греха, который передается из поколения в
поколение.
Адам каялся в содеянном. В Прощеное воскресенье духовенство
призывает паству последовать его примеру.
Но со временем этот сугубо религиозный обряд стал популярным
обычаем. В последний день масленичной недели и невоцерковленные
люди просят прощения у своих друзей и близких.
Даже советская атеистическая пропаганда не смогла искоренить эту
традицию. Хотя и очень старалась.
В хрущевскую оттепель, когда Масленицу возродили как «сугубо
народный праздник», Прощеное воскресенье приобрело иной смысл: мол,
в этот день нужно попрощаться с обилием блинов. Так прощение стало
прощанием.
Последнее прости
Интересно, что в первые века христианства в какой-то степени так и
было.
«Чин прощения сложился в палестинских монастырях приблизительно в V
столетии. На весь Великий пост — вплоть до Пасхи — насельники
удалялись в пустыню, чтобы остаться в полном одиночестве, наедине
со своими мыслями», — объясняет настоятель храма Всемилостивого
Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр
Ильяшенко
Но многие могли и не вернуться: умирали от старости или болезни,
становились жертвой диких зверей или разбойников. Понимая это,
отшельники примирялись друг с другом перед долгим расставанием.
Тем самым иноки следовали одной из заповедей Христа: «Если вы не
будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не
простит вам согрешений ваших». Этот евангельский отрывок в Прощеное
воскресенье читают во всех православных храмах.
Вообще, покаяние — одно из ключевых для христианства понятий. Ведь,
как указывают святые отцы, всякий — даже младенец — причастен к
первородному греху. Это приводит душу в «немирное состояние»:
человек не желает жить в мире и согласии с другими людьми. Значит,
прежде всего надо изменить свое отношение к окружающим.
«При этом важно понимать, что это происходит посредством силы
Божией. Человек слаб для того, чтобы справиться с грехами в
одиночку. А Господь неизменно дает каждому шанс. Кроме того,
изменение не должно быть чем-то внешним — не затрагивающим душу», —
уточняет отец Александр.
Поэтому внутренняя перестройка вовсе не означает простого
«сокрушения о грехах». Ранние христиане относились к обряду очень
серьезно и совершали его лишь раз — перед крещением, обязуясь
больше не творить зла. А нарушение каралось изгнанием из
Церкви.
В наши дни правило гораздо мягче: главный принцип — это
прощение.
«Труднейший подвиг»
Казалось бы, ничего сложного: прости человека — и все наладится.
Тем более не нужно гадать, когда это сделать, — в календаре есть
специальной день.
Однако это вовсе не значит, что 17 марта можно «обнулить» людям все
обиды, самому извиниться и разойтись до следующего Прощеного
воскресенья. Церковь призывает совершать такое очищение постоянно.
И чтобы напомнить об этом, священник во время каждой литургии
выходит из алтаря к верующим и просит у прихожан прощения, а те
отвечают ему тем же.
При этом популярный в народе обычай даже в Прощеное воскресенье
уместен далеко не всегда.
«Довольно странно, если человек выйдет на улицу и станет извиняться
перед каждым встречным. То же самое — и с церковной традицией: она
имеет значение для тех, кого объединяет вера», — говорит протоиерей
Александр Ильяшенко.
С родными и близкими все предельно ясно: взаимные грехи и обиды на
виду, всегда знаешь, в чем виноват. Иначе с незнакомыми людьми.
Например, человек не планировал участвовать в чине прощения, но
зашел в храм именно в этот момент.
В таком случае он может совершенно спокойно пропустить этот обряд.
Все, что совершается в Церкви, — дело добровольное.
«Но, если прихожанин твердо осознает, в чем виноват, и чувствует
внутреннюю потребность покаяться в содеянном, он вправе сказать
„прости меня“ даже тому, кого впервые видит на службе», — добавляет
отец Александр.
Для христианина важно, чтобы на душе было светло и радостно. Именно
поэтому ему необходим «труднейший подвиг» покаяния.