Вечер поэзии в украинскую ночь

Объективности ради мы запишем в тетради:
Люди — гады, и смерть неизбежна.
Зря нас манит безбрежность,
или девы промежность.
Безнадёжность вокруг, безнадежность.
Впрочем, в той же тетради я пишу Христа ради:
Ну не надо, дружок мой сердешный!
Вихрь кружит центробежный,
мрак клубится кромешный...
Ангел нежный мой, ангел мой нежный!
Тимур Кибиров (1999 год)
Борис Алексеевич «Рукровар» Базыма подкинул мне свой адрес на Стихи.ру и посоветовал ознакомиться с довоенными стихами, видимо, внутренне согласившись с моим мнением о том, что его нынешние стихи портит мелочная мстительная злоба.
И да, ранее он писал более мягко, что шло его текстам на пользу.
С другой стороны, на фоне стихотворения невеликого, но любимого мною Кибирова его стихи проигрывают.
Я взял, к примеру, стихотворение 2009 года:
Отражение
Вечер. Я смотрю в окно.
На отражение своё.
Отражение.
Кто там ходит за окном,
Ходит, в небе невесом?
Отражение.
Я смотрю и смотрит он.
У него там тоже дом.
Призрачный.
Между нами два стекла.
Вот граница нам дана.
Призрачная.
Отчего же грустно мне?
Вижу я себя в окне,
Вот и всё.
Свет лишь выключу и вот,
Он сейчас же пропадёт.
Вот и всё.
Попрощаемся с тобой.
Ты уйдёшь, придёт другой.
Но другой.
Скольких вас я отпустил,
А куда, и не спросил.
Не спросил.
Но это да, «философская лирика», то есть мысль неопределенна, туманна. «Все мы гости в этом мире», — говорил Ширвиндт в фильме «Зимний вечер в Гаграх», вот эти стихи мне напомнили его суждение.))
А размером и простотой напомнили стихи Олега Григорьева, но у Григорьева его значительное поэтическое дарование выразилось в краткости и концентрации образности:
Участковый стал в двери стучать,
я за ним в глазок следил, даже в оба
с таким же успехом он мог стучать
в крышку моего гроба
______________________
А вот тут Григорьев решил написать нечто философское, и вышло у него ненамного лучше, чем у Бориса, ибо многословно. Впрочем, мысль выражена заметно яснее. Потому что поэзия, конечно, это особый тип дарования: у одного руки золотые, а кто-то хорошо пишет стихи. В целом каждый третий, говорят, их пишет, а больших поэтов несколько десятков, пожалуй, за сотни лет во всем мире.
___________________
Кстати, недаром Борис стал бардом — я нашел у него влияние Владимира Высоцкого. Вот тут вот вижу влияние «Паруса» и «Баллады о ненависти»:
Смерть. Поджидает на каждом шагу.
Перерывов не знает она на обед и на сон.
Плеть. Её плеть остановит тебя на бегу.
Жизнь твоя - это ставка, что кто-то поставил на кон.
Помни, тонок волос и весь в напряженье дрожит.
Меч остер и ты чувствуешь темечком холод его.
Корни, корни вырваны, ствол обнаженный лежит,
И костер разведен, и не будет уже ничего.
Помни, смерть тебя поджидает на каждом шагу!
Помни это везде и всегда, помни это в бреду.
Помни, бодрствуй даже в объятьях глубокого сна.
Если даже забудешь о ней, не забудет она!
Глянь, и тогда ты, быть может, увидишь часы,
Водопад черепов и бездонную тьму.
Встань, встань на самые точные в мире весы.
Помолчи, все слова тут уже ни к чему.
Помни, смерть тебя поджидает на каждом шагу!
Помни это везде и всегда, помни это в бреду.
Помни, бодрствуй даже в объятьях глубокого сна.
Если даже забудешь о ней, не забудет она!
_________________
Сюда так и просится раскатистое рычанье Владимира Семеныча)).
Как тут не вспомнить:
А у дельфина
Взрезано брюхо винтом!
Выстрела в спину
Не ожидает никто.
На батарее
Нету снарядов уже.
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали, парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!..
Торопись — тощий гриф над страною кружит!
Лес — обитель твою — по весне навести:
Слышишь — гулко земля под ногами дрожит?
Видишь — плотный туман над полями лежит?
Это росы вскипают от ненависти! Ненависть в почках набухших томится,
Ненависть в нас затаённо бурлит,
Ненависть потом сквозь кожу сочится,
Головы наши палит! Погляди — что за рыжие пятна в реке?
Зло решило порядок в стране навести.
Рукояти мечей холодеют в руке,
И отчаянье бьётся, как птица, в виске,
И заходится сердце от ненависти! Ненависть юным уродует лица,
Ненависть просится из берегов,
Ненависть жаждет и хочет напиться
Чёрною кровью врагов! Да, нас ненависть в плен захватила сейчас,
Но не злоба нас будет из плена вести.
Не слепая, не чёрная ненависть в нас —
Свежий ветер нам высушит слёзы у глаз
Справедливой и подлинной ненависти! Ненависть — пей, переполнена чаша!
Ненависть требует выхода, ждёт.
Но благородная ненависть наша
Рядом с любовью живёт!
Но образность Семеныча откровенно превосходит вялое отсутствие образов у Бориса, к тому же он создает картины — «гриф, дрожит земля, плотный туман», а потом нагнетающие повторы и накал глаголов, оканчивающийся бытийной констатацией и противопоставлением активизму сердцевины: «ненависть живет рядом с любовью». И неудивительно: Высоцкий говорит о действиях, о жизни, а Базыма о смерти, причем в духе стихов Кибирова, поставленных в эпиграф: безнадежность кругом. Хотя какая там безнадежность — дело житейское, как выше Ширвиндт отметил)).
Прошу Бориса Алексеевича не обижаться, если ненароком задел его.
Мне поэты не очень понятны, я стихи никогда не писал, но примерно я понимаю, где более сильные стихи, где слабее.
|
</> |