Вчера досмотрели Оттепель
katichka — 19.12.2013
И я имею желание это обсудить.Простите, кто не смотрел - будет много спойлеров.
Сначала хочется сказать несколько слов про то, что увидела за эти дни я. Ну, просто, чтобы сверить позиции.
Итак, в качестве исходных продуктов режиссер взял некоторую условную Москву в некотором условном времени, и населил ее некоторыми условными людьми, работающими некоторую условную работу.
ОК, все сериалы устроены именно так. Берутся шаблонные психотипы, им придумываются занятия, время, семья и мелкие детали - и вуаля.
Вот, например, "Место встречи изменить нельзя". Взят классический психотип психотика-посттравматика, прошедшего войну и время до и после. Это у нас Шарапов и Жеглов. При этом один типа идеалист, другой - циник. Но при этом оба - "за наших", без дураков и всем сердцем. И мы имеем интереснейший сюжет борьбы добра с добром, на фоне разрухи и страшной послевоенной Москвы. Или Горбатый: яркий, холодный и безжалостный социопат. Второстепенные герои тоже архитипичны, но при этом психотипы выбраны многогранные, теплые (девушка Шарапова как образ матери, или сосед-интеллигент, сенситивный шизоид), и еще они наделены отдельными яркими чертами, которые позволяют идентифицироваться с героями.
При этом я отлично помню, сколько было к фильму "серьезных" претензий: и номера в 46-м году были у машин другого формата, и лычки на погонах ввели только в ххх году, и в Сокольниках на булочной тогда была другая вывеска, как можно было перепутать! и еще куча "страшной и ужасной" недостоверной мелочи...
Теперь посмотрим, что сделал Тодоровсий.
Людей он взял таких.
Главный герой. Человек с интеллектуальным и эмоциональным уровнем развития как у дебила-ПТУ-шника. В качестве побочки от психиатрического диагноза герой страдает парезом лицевых мышц, и некоторой моторной скованностью в целом. Говорит, двигается и думает - с трудом. Но это ничего, потому что передвигается он на машине или в операторской лебедке, говорит мало, мыслительных актов за 12 серий мной не было замечено так и вовсе не одного.
За время фильма герой успевает: трахнуть штук десять теток, посидеть в тюрьме, выйти из нее, довести знакомого до самоубийства, поснимать некоторый условный фильм, дать в морду, получить в морду, еще как-то бессмысленно потусоваться - все без малейшего ущерба для внутреннего мира. Еще у героя есть отец, "очень умный человек". Отец отмазал героя от армии, во время войны, и герой за это на отца очень обижен (кто посоветовал герою обидеться - не пояснено, сам он такое сложное умопостроение вряд ли мог придумать).
Героиня. Тяжелая клиническая истеричка, в медицинском смысле. Мысли удерживает не дольше трех секунд, чего хочет, и зачем - не помнит, на привязанности не способна, совсем. Единственное постоянно осознаваемое желание - всем нравится. Всем. Для этого надо быть красивой, и правильно поворачивать лицо к свету. Когда надо нравится не всем, а просто людям вокруг - впадает в истерику от тревоги и беспомощности, хамит или плачет. Глубоко реалистичный, имхо, и трагичный персонаж. Но чудовищно скучный, как и все настоящие истерички.
Дочь персонажей. Обычный подросток, удивительно здоровый для тех обстоятельств, в которые помещена. И тут можно порассуждать о целительной силе коммуналок, но я не буду. Впрочем, ближе к концу сериала девочка становится больше похожа на маму, и играет с папой в веселую игру "теперь ты меня ищешь, а если не найдешь - то я в шкафу". Единственный смешной эпизод на фильм, имхо.
Любовница героя. Женщина с серьезной ЛОР-патологией. У нее все время приоткрыт рот, и слезятся глаза, потому что нос, очевидно, не дышит, и слезные железы тоже засорены. Не удивительно, что думать она не может, при такой выраженной гипоксии мозга. И память у нее тоже в очень плохом состоянии. Например, в некоторый момент герой высаживает ее из своей машины под проливным дождем, с такими-то анамнезом, но она немедленно об этом забывает, и в следующем эпизоде опять скачет к нему в постель.
Брат героини, портной. Поэтому тоже молчит и ни во что не лезет - рот у него полон булавок.
Режиссер условного фильма. Человек с бредом ревности, но большим половым потенциалом. Мысли удерживает не дольше трех секунд, отвлекается на каждую юбку и бутылку.
Стажер режиссера. Неврастеник, перфекционист, но соматически кажется здоров. В конце сериала говорит, что больше в этакое Г - никогда. Что еще раз подтверждает наш прогноз о его условном здоровье. Скучен и предсказуем, как любой неврастеник-перфекционист без творческого начала.
То есть, из всех возможных психотипов автор выбрал почему-то самые скучные и плоские. Но он пошел дальше, и сумел не остановится на достигнутом! За все 12 серий ни в одном характере не происходит ни малейшего развития, вот вообще!Даже у девушки, которая беременеет, меняет профессию, соц статус, партнера и тд - никаких изменений в отношении к жизни нет. Редкое исключение - режиссер-стажер, который, по мнению большинства зрителей, самый картонный из всех героев.
Поэтому - мой первый вопрос. А что, эти люди кому-то в самом деле интересны? Нравятся? На них приятно смотреть?
Теперь не про персонажей, а про все остальное.
Вся эта поликлиника на выезде помещена в декорации Мосфильма, где эти люди как бы снимают кино. Декорации при этом крайне условны, и, на мой вкус, больше всего напоминают сваленный более-менее случайно мосфильмовский хлам (никакого сарказма - может быть, это и есть тот постмодернизм, о котором нам говорит автор?), и могут относится практически любой эпохе. Однако, если присмотреться чуть внимательней, не относятся ни к какой: просто случайный набор случайных вещей.
Попытки описать профессию героев тоже выглядят мягко скажем странно. Аллюзии, как бы использованные режиссером Т, не идут дальше верхнего, самого поверхностного уровня знания советского кино. Типа, кажется был такой фильм "Кубанские казаки"? и "Девушка без адреса"? ОК, мы поняли, это все про что!
Попытки описать время как контекст не просто убоги - они откровенно позорны. Мне кажется, после того, как в этой стране были Солженицин, Аксенов и прочие бытоописатели совка, снимать людей, у которых нет никакой исторической памяти, мне кажется просто неуважением перед памятью тех людей, которые пытались жить в то время. Но эту свою претензию я готова отменить, потому что знаю, что не всем так важен контекст и историческая память, как мне.
Вся эта красота припорошена сверху некоторым количеством нарядных платьев, что мило. Но увы - даже по этому параметру от сериала мы могли ждать большего. Например, в "Любовном настроении", который фильм, а не сериал, платьев у героини в пять раз больше! (высовываю язык)
Ну и сценарий. Шаблон на шаблоне, ярких деталей - ноль, неожиданных ходов - ноль, и даже ружье в виде землянки, заявленное в первых сериях, никак не стреляет: там никого не прячется и никого не убивают. И, самое ужасно - на весь, всеь сериал - ни одной шутки. Вообще. Все при этом даже не зверски серьезно, или пафосно, или страшно, а вот просто... никак.
Ну и вот: со всеми этими вводными режиссер пытается взлететь.
И не взлетает, понятное дело. Тут и Кемирон бы не взлетел.
Поэтому повествование уныло тянется к предсказуемому финалу, без взлетов и падений, ровно, как дорога в степи.
Когда в конце герой, наконец, уезжает себе в Одессу, делать то единственное дело, которое, по словам друзей, получается у него хорошо (варить борсчь), лично я испытала даже какое-то облегчение. Потому что ни завязки, ни развязки в фильме нет (герой уже бывал в Одессе, и выяснил, что бабы там тоже есть, и трахать их можно так же, как в Москве), то я, как зритель, испытала радость, потому что дальше все это "то же самое" будет происходить уже отдельно от меня, ура!
Причем, что важно: мне не кажется, что этот сериал как-то особо плох. В столовой нашего офисного здания я иногда смотрю, что снимают другие режиссеры. Конечно, по сравнению с дневными сериалами Оттепель - натуральный шедевр. Снят ровно, профессионально, свет всюду стоит грамотно, герои не "плюсуют", декорации не сиротские...
Собственно, и говорить было бы не о чем, если бы не реакция публики. Потому что во всей этой истории меня зацепило ровно это.
Я не понимаю: это я чего-то не вижу, что в этом фильме видят все (включая тех, кто качает с торрентов и смотрит всякие английские и американские сериалы), или все так привыкли к уровню каждодневного российского ТВ, что не видят, что сериал-то уровня "Рабыни Изауры", и обсуждать его как бы немного неприлично?
И нет, я тут не в белом пальто на табуреточке. Я тоже смотрела в начале 90-х и "Дежурную аптеку", и "Скорую помощь" (потому что они весьма удачно шли как раз в то время, когда у меня была ночная уборка кухни). И даже обсуждала их потом иногда с мамой.
Но вот прям говорить, что шедевр? Я бы постеснялась.
И да, я хочу поговорить об этом.
|
|
</> |
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
Заяц-волк
Чужой на этом празднике жизни?
Гуд бай, кремниевый завод!
Баурсаки
Снайперы выходного дня
50 лет назад. Ноябрь 1975 года.
А вы знаете, что англичане подозрительно боятся слова actually...

