Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век. Новая Третьяковка — Аполлинарий
vladimirdar — 13.06.2024Из сказочного мира Виктора Васнецова, его практичности, солидности и успеха перейдем к творчеству его младшего брата Аполлинария. Ему было чуждо стремления брата к коммерциализации творчества, работ на потребу публике и запросов людей с деньгами и возможностями. С самого раннего своего творчества его привлекала русская природа, народные чаяния. Одно время он стал сельским учителем...
Александр Бенуа говорил о нем: «Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном смысле». Бенуа подчеркивал вторичность Аполлинария по отношению к Виктору: «В них он, подобно своему брату, сумел разгадать коренную русскую, окончательно в наше время исчезающую красоту, вычурную старинную прелесть целой безвозвратно погибшей культуры».
Таким образом, Апполинарий Васнецов воспевает Старую Москву, ее самобытность, живость и вечные смыслы ее давней истории. У него очень много пейзажных работ, но мы остановимся именно о Старой Москве.
Аполлинарий Васнецов становится членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе. Затем – членом самого Общества. Входит в Комиссию по изучению старой Москвы. Он участвует в раскопках, сидит в библиотеках, лазает по старым чердакам в поисках древностей, возносится над городом в корзине «пузыря» – так в то время называли воздушный шар. Изучает старинные карты и планы – называет их своими кормильцами и поильцами. И даже отыскивает изображения старой Москвы на древних иконах. Васнецов фактически переместился из современной для него Москвы в XVII век. Вся его жизнь теперь происходила там, в глубокой древности. Его картины словно списаны с натуры, а рассказы не менее реалистичны.
Здесь мы видим рядом с Константино-Еленинской башней место пыток и казней. Да, так башня и выглядела когда-то: Алевизов ров, стены вдоль него, стрельницы. Грозный вид не правда ли? Сейчас стрельниц нет, основание башни погребена под слоем земли, только верх ее проездной арки виден.
Крестцами в Китай-городе назывались те места (перекрестки), где находились особые часовни, в которых приводили к крестному целованию народ в особенно важных случаях, а также объявлялись царские и патриаршие указы, стояли торговые лавки или «шалаши», толпился народ, ожидали седоков извозчики, просили подаяние нищие. Сюда же привозили трупы безродных тюремных узников, умерших в тюрьме или под пытками, для сбора денег на их погребение. Перед Семиком (четвергом перед Троицыным днём, на 7-й неделе после Пасхина) на эти же крестцы вывозили из убогих домов содержавшихся там подкидышей, и там их брали на воспитание бездетные супруги. Таких крестцов в Китай-городе было три: Никольский, Ильинский и Варварский. Здесь (ниже) мы видим художественную и историческую реконструкцию как раз Варварского крестца.
Знаменитый Всехсвятский мост — первый постоянный каменный мост через Москву-реку, возведённый в конце XVII века. Мост соединял Замоскворечье с Белым городом с помощью проездной двухшатровой Всехсвятской башни, которая, как и мост, получила название от церкви Всех Святых. Мост располагался недалеко от устья Неглинки и Водовзводной башни Московского Кремля.
Далее, замечательные картины Старой Москвы Аполлинария Васнецова, комментарии излишни. Это как заглянуть в прошлое столицы...
Алексеевская башня (также Семиверхая) — одна из двух угловых башен Белого города (вторая — Наугольная башня на Васильевском лужку), которая была его самой высокой башней. Алексеевской она была названа из-за соседства с Алексеевским монастырём. Размещалась примерно на территории современного Храма Христа Спасителя. В Смутное время была одной из основных целей как польских, так и русских войск.
На выставке есть и значительный раздел Андрея Васнецова, внука Виктора Васнецова, но снимать там не стал, достаточно специфичные, мрачные у него работы, т.н. «сурового стиля». Может, я чего не понимаю)
Источники:
Два Васнецова. Братья художники, которые прожили одинаково счастливые, но совершенно разные жизни. Портал Милосердие.
© Vladimir d’Ar, 2024
Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век - выставка в Новой Третьяковке. — Виктор Васнецов
|
</> |