Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век - выставка в Новой Третьяковке. —
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐÑего 25 ÑоÑо ÐÑего 25 ÑоÑо](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--a33ae1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4706380/4706380_1000.jpg)
В субботу ходил с друзьями на выставку Васнецовых в Новой Третьяковке. Вот уж то самое восхитительное явление в московской культурной жизни, которое интуитивно ждал! Лучше, чем А.С. Пушкин не скажешь: «Здесь русский Дух, здесь Русью пахнет»! Долго рассказывать не буду, на выставке есть аудиогид, у каждой картины QR-код: зависнуть под рассказ диктора и лицезреть эти всенародные шедевры можно надолго.
В последнее время сильно занят, не до лонгридов как в добрые старые времена, но здесь я не утерпел, нашел это самое время, с большим удовольствием обрабатывал фотографии, снова и снова вспоминал свои впечатления от выставки, тонкие ощущения, воодушевляющие отклики в душе.
Фото сделаны на камеру смартфона SE, так что не придирайтесь особо к качеству фотографий, ибо главное, то, что несет в себе это вечное спасительное послание русскому человеку в наше непростое время: Свободу, Справедливость и Божественную Красоту!
Статью о выставке разделил на две части: Виктор Васнецов (часть 1) и Апполинарий Васнецов (часть 2), к которому у меня весьма трепетное отношение. По мере возникновения желания что-либо прокомментировать, обязательно напишу.
Особого ажиотажа на выставке не наблюдается, электронные билеты взяли в этот же пятничный день. Что интересно, с первого же шага в этом удивительном выставочном пространстве ты ощущаешь себя как в далеком детстве, когда русские народные сказки наполняли сердце радостью, таинственностью, мощью и благородством народных героев, торжеством света над тьмой.
![02. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. Ðван-ÑаÑÐµÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð° СеÑом волке. 1889 год 02. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. Ðван-ÑаÑÐµÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð° СеÑом волке. 1889 год](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--1d1452.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4708878/4708878_original.jpg)
![03. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐовÑÑ-ÑамолÑÑ. 1880 год 03. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐовÑÑ-ÑамолÑÑ. 1880 год](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--aa1cd7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4703959/4703959_1000.jpg)
![03. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. «ÐлÑнÑÑка» (ÑÑÑаÑевÑее название «ÐÑÑоÑка ÐлÑнÑÑка») â каÑÑина ÐикÑоÑа ÐаÑнеÑова 1881 года, Ñ
ÑанÑÑаÑÑÑ Ð² ÐоÑÑдаÑÑÑвенной ТÑеÑÑÑковÑкой галеÑее. 03. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. «ÐлÑнÑÑка» (ÑÑÑаÑевÑее название «ÐÑÑоÑка ÐлÑнÑÑка») â каÑÑина ÐикÑоÑа ÐаÑнеÑова 1881 года, Ñ
ÑанÑÑаÑÑÑ Ð² ÐоÑÑдаÑÑÑвенной ТÑеÑÑÑковÑкой галеÑее.](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--1ee3d3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4708845/4708845_original.jpg)
Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по другим сведениям, юродивых). Со временем в восприятии зрителей картина оказалась связана со сказкой про сестрицу Алёнушку и брата Иванушку.
В славянском эпосе есть сказание о мистических птицах из дивного сада: Сирине, Алконосте и Гамаюне. Алконост и Сирин – две девы-птицы, каждая из которых выполняет свою роль в соблюдении гармонии печали и радости. У Васнецова обе девы похожи друг на друга, как две капли воды. Разница только в оперении. Сирин – в черном, Алконост в белом одеянии. Вообще, сразу же приходит на ум, что у древних египтян как раз так изображалась душа: птица с головой женщины. Так что образы символичны: в душе каждого человека есть тьма и свет — вечная тема борьбы темных и светлых сил за человека на Земле.
![04. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. СиÑин и ÐлконоÑÑ. ÐÑиÑÑ ÑадоÑÑи и пеÑали. 1896 год 04. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. СиÑин и ÐлконоÑÑ. ÐÑиÑÑ ÑадоÑÑи и пеÑали. 1896 год](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--36c82e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4713367/4713367_1000.jpg)
Баба-яга. Масштабная картина ниже могла бы служить родительским назиданиям для строптивых чад: вот не будешь слушаться — Баба -яга тебя вот так заберет. На самом деле Баба-Яга является архетипом, причем позитивным персонажем, но это уже совсем другая история.
![05. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. Ðаба-Ñга. 1917 год 05. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. Ðаба-Ñга. 1917 год](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--6093c7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4713504/4713504_1000.jpg)
Ну и как же без «Русских богатырей». Сам В.М. Васнецов (в письме к П.П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
![06. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐогаÑÑÑи (ТÑи богаÑÑÑÑ). 1881â1898 Ð³Ð¾Ð´Ñ 06. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐогаÑÑÑи (ТÑи богаÑÑÑÑ). 1881â1898 годÑ](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--914623.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4708397/4708397_1000.jpg)
Полотно просто огромно и обрамлено в циклопическую раму. Картина производит мощное неизгладимое впечатление на зрителя...
![07. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐогаÑÑÑи (ТÑи богаÑÑÑÑ). 1881-1898 Ð³Ð¾Ð´Ñ 07. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐогаÑÑÑи (ТÑи богаÑÑÑÑ). 1881-1898 годÑ](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--5e5046.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4708160/4708160_original.jpg)
Работы «Витязь на распутье» и «После побоища Игоря Святославича с половцами» мне не дали отснять посетители выставки - большая толпа стояла у картин. Дожидаться времени не было, я же был в «группе товарищей», надо было успевать)
На картине ниже изображён царь Иван Грозный, стоящий на ступенях в своих палатах с посохом в левой руке и жестко глядящий на зрителя. В левом нижнем углу полотна окно с узким закруглённым проёмом, в котором видна улица с церковью, вершинами деревянных домов и гуляющими горожанами. Васнецов, по его словам, заинтересовался образом Ивана Грозного в 1878 году, когда переехал в Москву. Картиной он занялся после того, как закончил оформление Владимирского собора в Киеве (1896), причём в работе использовал новые идеи, появившиеся у него в ходе работы в церкви.
![08. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ЦаÑÑ Ðван ÐаÑилÑевиÑ. 1897 год. 08. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ЦаÑÑ Ðван ÐаÑилÑевиÑ. 1897 год.](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--ee928d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4715688/4715688_original.jpg)
Картина была впервые показана публике на 25-й юбилейной выставке Товарищества в 1897 году. «Царя Ивана Васильевича» вскоре купил Павел Третьяков, и с тех пор полотно выставлено в Третьяковской галерее.
![09. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ЦаÑевна-лÑгÑÑка. 1918 год 09. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ЦаÑевна-лÑгÑÑка. 1918 год](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--55b423.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4714795/4714795_1000.jpg)
Картин Виктора Васнецова много. Особенно, как по мне, интересен период росписи киевского храма Святого князя Владимира. Некоторые из представленных ниже картин и эскизов я уже использовал ранее в своих статьях, но всего лишь как копии из сети, а здесь уже все реальное и чрезвычайно впечатляющее.
В 1885 году Виктора Васнецова был пригласили для росписей Владимирского собора в 1885 году; позднее к нему присоединились Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский и некоторые другие художники. «Крещение Руси» стало одной из центральных композиций собора, в основу программы отделки которого «было положено осмысление религиозной истории России и её включённости в мировую культуру и историю через Византию».
![10. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐÑеÑение кнÑÐ·Ñ ÐладимиÑа. ÐÑкиз. 1895-1896 Ð³Ð¾Ð´Ñ 10. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐÑеÑение кнÑÐ·Ñ ÐладимиÑа. ÐÑкиз. 1895-1896 годÑ](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--1021f5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4714243/4714243_1000.jpg)
Фреска «Крещение Руси» — расположена над входом на хоры Владимирского храма
![11. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов ÐÑеÑение Ð ÑÑи. ÐÑкиз. 1895-1896 Ð³Ð¾Ð´Ñ 11. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов ÐÑеÑение Ð ÑÑи. ÐÑкиз. 1895-1896 годÑ](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--056677.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4714664/4714664_1000.jpg)
![12. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐдиноÑоднÑй СÑн Слово ÐожÑе. 1885-1896 Ð³Ð¾Ð´Ñ 12. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐдиноÑоднÑй СÑн Слово ÐожÑе. 1885-1896 годÑ](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--f7e919.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4714133/4714133_1000.jpg)
«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Втор.4:15)
![13. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´Ñ Ð¡Ð°Ð²Ð°Ð¾Ñ. 1885 год 13. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´Ñ Ð¡Ð°Ð²Ð°Ð¾Ñ. 1885 год](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--212c6f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4709229/4709229_1000.jpg)
Страшный Суд. Сюжет картины строится на библейских источниках и описывает страшный день, когда все люди будут поделены на грешников и праведников, которых будет судить Всевышний. Праведники будут вознаграждены за свою жизнь, а грешники — наказаны.
![14. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. СÑÑаÑнÑй СÑд. 1885-1893 годÑ. 14. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. СÑÑаÑнÑй СÑд. 1885-1893 годÑ.](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--261f8e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4709456/4709456_900.jpg)
В центре картины изображен чистый, красивый, суровый ангел, который держит в руках весы, олицетворяющие суд. Слева изображены праведники, а справа — грешники, которые горят в адском огне. На небесах находится Господь, который совершает суд. Он держит в руках Евангелие и священный крест.
![15. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. СÑÑаÑнÑй СÑд. 1885-1893 годÑ. ÐÑеÑники (ÑÑагменÑ) 15. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. СÑÑаÑнÑй СÑд. 1885-1893 годÑ. ÐÑеÑники (ÑÑагменÑ)](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--25cc6b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4704842/4704842_original.jpg)
Наисильнейшее впечатление производит главная фреска «с тремя ангелами» в центральной части экспозиции выставки. Композиция «Радость праведных о Господе. Преддверие рая» описывает людей перед воротами рая, однако выходит за рамки традиционной византийской иконографии, являясь своеобразным религиозно-философским осмыслением изображения Рая.
![16. ТÑипÑиÑ
РадоÑÑÑ Ð¿ÑаведнÑÑ
о ÐоÑподе. ÐÑеддвеÑие ÑаÑ. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи ÐладимиÑÑкого ÑобоÑа в Ðиеве. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов, 1896 год. ÐдеÑÑ ÑенÑÑалÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ ÑÑипÑиÑ
а. 16. ТÑипÑиÑ
РадоÑÑÑ Ð¿ÑаведнÑÑ
о ÐоÑподе. ÐÑеддвеÑие ÑаÑ. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи ÐладимиÑÑкого ÑобоÑа в Ðиеве. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов, 1896 год. ÐдеÑÑ ÑенÑÑалÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ ÑÑипÑиÑ
а.](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--c35f38.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4704125/4704125_800.jpg)
Перед зрителем разворачивается величественная картина: на фоне храма с золотыми куполами, изображенными на втором плане, перед нами предстают образы трех ангелов с распростертыми крыльями в священническом облачении с посохами в руках. Огромные печальные глаза, напоминающие образы прерафаэлитов (художники, творившие до Рафаэля), сочетание золотого, белого и небесно-голубого цвета – своеобразная реплика византийских мозаичных росписей свидетельствуют об эстетических и духовных поисках автора, который с одной стороны разрушает традиционные рамки канона, а с другой – стремиться переосмыслить искусство Византии, вписав его в современность.
![17. ТÑипÑиÑ
РадоÑÑÑ Ð¿ÑаведнÑÑ
о ÐоÑподе. ÐÑеддвеÑие ÑаÑ. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи ÐладимиÑÑкого ÑобоÑа в Ðиеве. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов, 1896 год. ÐдеÑÑ ÑенÑÑалÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ ÑÑипÑиÑ
а. 17. ТÑипÑиÑ
РадоÑÑÑ Ð¿ÑаведнÑÑ
о ÐоÑподе. ÐÑеддвеÑие ÑаÑ. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи ÐладимиÑÑкого ÑобоÑа в Ðиеве. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов, 1896 год. ÐдеÑÑ ÑенÑÑалÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ ÑÑипÑиÑ
а.](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--697daa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4705700/4705700_1000.jpg)
Фреска расположена на высоте, мы ее еще увидим со второго яруса выставочного пространства Третьяковки, там впечатление просто запредельное. Люди замирают и остаются в лицезрении этой строгой, погружаясь в Божественную энергетику фрески.
![18. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. РаÑпÑÑие ÐиÑÑÑа Ð¥ÑиÑÑа. 1896 год 18. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. РаÑпÑÑие ÐиÑÑÑа Ð¥ÑиÑÑа. 1896 год](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--44fac6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4716221/4716221_original.png)
Иисус Христос изображен в центре композиции. Его выразительный образ заключен в идеальный круг на фоне тёмного ночного неба, украшенного горящими звёздами. В левой руке у Христа большая рукописная Библия, а правой, высоко поднятой рукой, он благословляет всех на него глядящих, то есть всё человечество. По углам картины находятся символические изображения Тетраформа — четырёх священных существ, ассоциирующихся с четырьмя евангелистами. Их изображения — ангел, орел, вол и лев — выполнены в золотисто-охристой гамме, которая создаёт впечатление массивного резного обрамления центральной круглой картины.
![19. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов Ð¥ÑиÑÑÐ¾Ñ ÐÑедеÑжиÑелÑ». 1896 год 19. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов Ð¥ÑиÑÑÐ¾Ñ ÐÑедеÑжиÑелÑ». 1896 год](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--ad1703.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4706161/4706161_800.jpg)
На картине ниже изображены Четыре всадника Апокалипсиса, описанные в Книге Откровения. Агнец Божий виден вверху.
![20. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐÑÑд ÑеÑÑÑеÑ
вÑадников ÐпокалипÑиÑа. 1887 год 20. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐÑÑд ÑеÑÑÑеÑ
вÑадников ÐпокалипÑиÑа. 1887 год](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--4c2612.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4705226/4705226_1000.jpg)
«Архангел Михаил повергает дьявола». Эта грандиозная вертикальная панорама, на которой изображен Архистратиг Михаил, в кольчуге с мечом в руках. За его плечами зритель наблюдает расправленные крылья, относящие его к ангелам и причисляющие его к небесной иерархии. Внизу картины художник изобразил падшую под его стрелами рать полу-людей с черными крыльями за спиной, а так же многоглавого дракона. Так художник изобразил Люцифера с его дьявольской свитой. За плечами Архангела видно его многочисленное небесное войско, готовое защищать землю и христиан от князя тьмы.
![21. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐÑÑ
ангел ÐиÑ
аил повеÑÐ³Ð°ÐµÑ Ð´ÑÑвола. 21. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐÑÑ
ангел ÐиÑ
аил повеÑÐ³Ð°ÐµÑ Ð´ÑÑвола.](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--6e2899.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4705829/4705829_original.jpg)
![22. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐпокалипÑиÑ, 1887 год. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи ÐладимиÑÑкого ÑобоÑа в Ðиеве. 22. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐпокалипÑиÑ, 1887 год. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи ÐладимиÑÑкого ÑобоÑа в Ðиеве.](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--81344b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4704766/4704766_original.jpg)
На картине «Плащаница» (ниже) изображена евангельская сцена погребения распятого Иисуса Христа. В центре полотна Христос в полный рост лежит во гробе. Тело возложено на плащаницу, которая пропитана благовониями. У изголовья Христа изображена склонившаяся к нему, прильнув губами к его лбу, Пресвятая Богородица в черных одеждах. Недалеко от нее стоит Иоанн Богослов. По краям полотно расписано словами из текста тропаря Великой субботы. По углам картины вписаны четыре различных изображения, символизирующие собой евангелистов.
![23. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐлаÑаниÑа. 1901 год 23. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ÐлаÑаниÑа. 1901 год](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--f91c8d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4704277/4704277_800.jpg)
Ну, и в финале два фрагмента триптиха «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». «Грешников» вы уже видели во фрагменте 15. Здесь ниже праведники и ангелы.
![24. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ТÑипÑиÑ
РадоÑÑÑ Ð¿ÑаведнÑÑ
о ÐоÑподе. ÐÑеддвеÑие ÑаÑ. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи ÐладимиÑÑкого ÑобоÑа в Ðиеве. 1896 год. ÐÑаведники. 24. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ТÑипÑиÑ
РадоÑÑÑ Ð¿ÑаведнÑÑ
о ÐоÑподе. ÐÑеддвеÑие ÑаÑ. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи ÐладимиÑÑкого ÑобоÑа в Ðиеве. 1896 год. ÐÑаведники.](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--6b032e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4712980/4712980_1000.jpg)
По мне так: это самая пронзительная и впечатляющая картина (часть фрески, эскиза) триптиха. Искусствоведы как правило не указывают, кто эти самые ангелы. Но, мы же, сделаем это. Слева направо: Архангел Михаил («Десница Божья»), Архангел Гавриил («Сила Господня») и Архангел Уриил («Огонь Божий»)
![25. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ТÑипÑиÑ
РадоÑÑÑ Ð¿ÑаведнÑÑ
о ÐоÑподе. ÐÑеддвеÑие ÑаÑ. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи ÐладимиÑÑкого ÑобоÑа в Ðиеве. 1896 год. ÐÑÑ
ангелÑ. 25. Ð.Ð. ÐаÑнеÑов. ТÑипÑиÑ
РадоÑÑÑ Ð¿ÑаведнÑÑ
о ÐоÑподе. ÐÑеддвеÑие ÑаÑ. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи ÐладимиÑÑкого ÑобоÑа в Ðиеве. 1896 год. ÐÑÑ
ангелÑ.](/images/main/vasnecovi-svyaz-pokoleniy-iz-xix-v-xxi-vek-vistavka-v-novoy-tretyakovke--0c5bff.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/4712939/4712939_1000.jpg)
Вглядитесь в лики Архангелов, лучше в полном размере, нажав на картинку: именно сейчас мы находимся как раз на грани Апокалипсиса, как никогда ранее в земной истории...
Во второй части мы рассмотрим картины Аполлинария Васнецова, младшего брата Виктора Васнецова. У него несколько иная, но не менее интересная тема произведений о русской истории.
Источники:
Виктор Васнецов. Архангел Михаил. Православие в искусстве. VK.
Два Васнецова. Братья художники, которые прожили одинаково счастливые, но совершенно разные жизни. Портал Милосердие.
Художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Плащаница. Поездки из соснового бора. VK.
© Vladimir d’Ar, 2024
|
</> |