Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век - выставка в Новой Третьяковке. —

топ 100 блогов vladimirdar12.06.2024
Всего 25 фото
Всего 25 фото

В субботу ходил с друзьями на выставку Васнецовых в Новой Третьяковке. Вот уж то самое восхитительное явление в московской культурной жизни, которое интуитивно ждал! Лучше, чем А.С. Пушкин не скажешь: «Здесь русский Дух, здесь Русью пахнет»! Долго рассказывать не буду, на выставке есть аудиогид, у каждой картины QR-код: зависнуть под рассказ диктора и лицезреть эти всенародные шедевры можно надолго. 

В последнее время сильно занят, не до лонгридов как в добрые старые времена, но здесь я не утерпел, нашел это самое время, с большим удовольствием обрабатывал фотографии, снова и снова вспоминал свои впечатления от выставки, тонкие ощущения, воодушевляющие отклики в душе. 

Фото сделаны на камеру смартфона SE, так что не придирайтесь особо к качеству фотографий, ибо главное, то, что несет в себе это вечное спасительное послание русскому человеку в наше непростое время: Свободу, Справедливость и Божественную Красоту!

Статью о выставке разделил на две части: Виктор Васнецов (часть 1) и Апполинарий Васнецов (часть 2), к которому у меня весьма трепетное отношение. По мере возникновения желания что-либо прокомментировать, обязательно напишу.

Особого ажиотажа на выставке не наблюдается, электронные билеты взяли в этот же пятничный день. Что интересно, с первого же шага в этом удивительном выставочном пространстве ты ощущаешь себя как в далеком детстве, когда русские народные сказки наполняли сердце радостью, таинственностью, мощью и благородством народных героев, торжеством света над тьмой.

02. В.М. Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. 1889 год
02. В.М. Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. 1889 год
03. В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880 год
03. В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880 год
03. В.М. Васнецов. «Алёнушка» (устаревшее название «Дурочка Алёнушка») — картина Виктора Васнецова 1881 года, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее.
03. В.М. Васнецов. «Алёнушка» (устаревшее название «Дурочка Алёнушка») — картина Виктора Васнецова 1881 года, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее.

Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по другим сведениям, юродивых). Со временем в восприятии зрителей картина оказалась связана со сказкой про сестрицу Алёнушку и брата Иванушку.

В славянском эпосе есть сказание о мистических птицах из дивного сада: Сирине, Алконосте и Гамаюне. Алконост и Сирин – две девы-птицы, каждая из которых выполняет свою роль в соблюдении гармонии печали и радости. У Васнецова обе девы похожи друг на друга, как две капли воды. Разница только в оперении. Сирин – в черном, Алконост в белом одеянии. Вообще, сразу же приходит на ум, что у древних египтян как раз так изображалась душа: птица с головой женщины. Так что образы символичны: в душе каждого человека есть тьма и свет — вечная тема борьбы темных и светлых сил за человека на Земле.

04. В.М. Васнецов. Сирин и Алконост. Птицы радости и печали. 1896 год
04. В.М. Васнецов. Сирин и Алконост. Птицы радости и печали. 1896 год

Баба-яга. Масштабная картина ниже могла бы служить родительским назиданиям для строптивых чад: вот не будешь слушаться — Баба -яга тебя вот так заберет. На самом деле Баба-Яга является архетипом, причем позитивным персонажем, но это уже совсем другая история.

05. В.М. Васнецов. Баба-яга. 1917 год
05. В.М. Васнецов. Баба-яга. 1917 год

Ну и как же без «Русских богатырей». Сам В.М. Васнецов (в письме к П.П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

06. В.М. Васнецов. Богатыри (Три богатыря). 1881—1898 годы
06. В.М. Васнецов. Богатыри (Три богатыря). 1881—1898 годы

Полотно просто огромно и обрамлено в циклопическую раму. Картина производит мощное неизгладимое впечатление на зрителя...

07. В.М. Васнецов. Богатыри (Три богатыря). 1881-1898 годы
07. В.М. Васнецов. Богатыри (Три богатыря). 1881-1898 годы

Работы «Витязь на распутье» и «После побоища Игоря Святославича с половцами» мне не дали отснять посетители выставки - большая толпа стояла у картин. Дожидаться времени не было, я же был в «группе товарищей», надо было успевать)

На картине ниже изображён царь Иван Грозный, стоящий на ступенях в своих палатах с посохом в левой руке и жестко глядящий на зрителя. В левом нижнем углу полотна окно с узким закруглённым проёмом, в котором видна улица с церковью, вершинами деревянных домов и гуляющими горожанами. Васнецов, по его словам, заинтересовался образом Ивана Грозного в 1878 году, когда переехал в Москву. Картиной он занялся после того, как закончил оформление Владимирского собора в Киеве (1896), причём в работе использовал новые идеи, появившиеся у него в ходе работы в церкви. 

08. В.М. Васнецов. Царь Иван Васильевич. 1897 год.
08. В.М. Васнецов. Царь Иван Васильевич. 1897 год.

Картина была впервые показана публике на 25-й юбилейной выставке Товарищества в 1897 году. «Царя Ивана Васильевича» вскоре купил Павел Третьяков, и с тех пор полотно выставлено в Третьяковской галерее.

09. В.М. Васнецов. Царевна-лягушка. 1918 год
09. В.М. Васнецов. Царевна-лягушка. 1918 год

Картин Виктора Васнецова много. Особенно, как по мне, интересен период росписи киевского храма Святого князя Владимира. Некоторые из представленных ниже картин и эскизов я уже использовал ранее в своих статьях, но всего лишь как копии из сети, а здесь уже все реальное и чрезвычайно впечатляющее.

В 1885 году Виктора Васнецова был пригласили для росписей Владимирского собора в 1885 году; позднее к нему присоединились Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский и некоторые другие художники. «Крещение Руси» стало одной из центральных композиций собора, в основу программы отделки которого «было положено осмысление религиозной истории России и её включённости в мировую культуру и историю через Византию».

10. В.М. Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз. 1895-1896 годы
10. В.М. Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз. 1895-1896 годы

Фреска «Крещение Руси» — расположена над входом на хоры Владимирского храма

11. В.М. Васнецов Крещение Руси. Эскиз. 1895-1896 годы
11. В.М. Васнецов Крещение Руси. Эскиз. 1895-1896 годы


12. В.М. Васнецов. Единородный Сын Слово Божье. 1885-1896 годы
12. В.М. Васнецов. Единородный Сын Слово Божье. 1885-1896 годы

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня» (Втор.4:15)

13. В.М. Васнецов. Господь Саваоф. 1885 год
13. В.М. Васнецов. Господь Саваоф. 1885 год

Страшный Суд. Сюжет картины строится на библейских источниках и описывает страшный день, когда все люди будут поделены на грешников и праведников, которых будет судить Всевышний. Праведники будут вознаграждены за свою жизнь, а грешники — наказаны.

14. В.М. Васнецов. Страшный Суд. 1885-1893 годы.
14. В.М. Васнецов. Страшный Суд. 1885-1893 годы.

В центре картины изображен чистый, красивый, суровый ангел, который держит в руках весы, олицетворяющие суд. Слева изображены праведники, а справа — грешники, которые горят в адском огне. На небесах находится Господь, который совершает суд. Он держит в руках Евангелие и священный крест.

15. В.М. Васнецов. Страшный Суд. 1885-1893 годы. Грешники (фрагмент)
15. В.М. Васнецов. Страшный Суд. 1885-1893 годы. Грешники (фрагмент)

Наисильнейшее впечатление производит главная фреска «с тремя ангелами» в центральной части экспозиции выставки. Композиция «Радость праведных о Господе. Преддверие рая» описывает людей перед воротами рая, однако выходит за рамки традиционной византийской иконографии, являясь своеобразным религиозно-философским осмыслением изображения Рая.

16. Триптих Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. В.М. Васнецов, 1896 год. Здесь центральная часть триптиха.
16. Триптих Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. В.М. Васнецов, 1896 год. Здесь центральная часть триптиха.

Перед зрителем разворачивается величественная картина: на фоне храма с золотыми куполами, изображенными на втором плане, перед нами предстают образы трех ангелов с распростертыми крыльями в священническом облачении с посохами в руках. Огромные печальные глаза, напоминающие образы прерафаэлитов (художники, творившие до Рафаэля), сочетание золотого, белого и небесно-голубого цвета – своеобразная реплика византийских мозаичных росписей свидетельствуют об эстетических и духовных поисках автора, который с одной стороны разрушает традиционные рамки канона, а с другой – стремиться переосмыслить искусство Византии, вписав его в современность.

17. Триптих Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. В.М. Васнецов, 1896 год. Здесь центральная часть триптиха.
17. Триптих Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. В.М. Васнецов, 1896 год. Здесь центральная часть триптиха.

Фреска расположена на высоте, мы ее еще увидим со второго яруса выставочного пространства Третьяковки, там впечатление просто запредельное. Люди замирают и остаются в лицезрении этой строгой, погружаясь в Божественную энергетику фрески.

18. В.М. Васнецов. Распятие Иисуса Христа. 1896 год
18. В.М. Васнецов. Распятие Иисуса Христа. 1896 год

Иисус Христос изображен в центре композиции. Его выразительный образ заключен в идеальный круг на фоне тёмного ночного неба, украшенного горящими звёздами. В левой руке у Христа большая рукописная Библия, а правой, высоко поднятой рукой, он благословляет всех на него глядящих, то есть всё человечество. По углам картины находятся символические изображения Тетраформа — четырёх священных существ, ассоциирующихся с четырьмя евангелистами. Их изображения — ангел, орел, вол и лев — выполнены в золотисто-охристой гамме, которая создаёт впечатление массивного резного обрамления центральной круглой картины.

19. В.М. Васнецов Христос Вседержитель». 1896 год
19. В.М. Васнецов Христос Вседержитель». 1896 год

На картине ниже изображены Четыре всадника Апокалипсиса, описанные в Книге Откровения. Агнец Божий виден вверху.

20. В.М. Васнецов. Этюд четырех всадников Апокалипсиса. 1887 год
20. В.М. Васнецов. Этюд четырех всадников Апокалипсиса. 1887 год

«Архангел Михаил повергает дьявола». Эта грандиозная вертикальная панорама, на которой изображен Архистратиг Михаил, в кольчуге с мечом в руках. За его плечами зритель наблюдает расправленные крылья, относящие его к ангелам и причисляющие его к небесной иерархии. Внизу картины художник изобразил падшую под его стрелами рать полу-людей с черными крыльями за спиной, а так же многоглавого дракона. Так художник изобразил Люцифера с его дьявольской свитой. За плечами Архангела видно его многочисленное небесное войско, готовое защищать землю и христиан от князя тьмы.

21. В.М. Васнецов. Архангел Михаил повергает дьявола.
21. В.М. Васнецов. Архангел Михаил повергает дьявола.
22. В.М. Васнецов. Апокалипсис, 1887 год. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
22. В.М. Васнецов. Апокалипсис, 1887 год. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.

На картине «Плащаница» (ниже) изображена евангельская сцена погребения распятого Иисуса Христа. В центре полотна Христос в полный рост лежит во гробе. Тело возложено на плащаницу, которая пропитана благовониями. У изголовья Христа изображена склонившаяся к нему, прильнув губами к его лбу, Пресвятая Богородица в черных одеждах. Недалеко от нее стоит Иоанн Богослов. По краям полотно расписано словами из текста тропаря Великой субботы. По углам картины вписаны четыре различных изображения, символизирующие собой евангелистов.

23. В.М. Васнецов. Плащаница. 1901 год
23. В.М. Васнецов. Плащаница. 1901 год

Ну, и в финале два фрагмента триптиха «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». «Грешников» вы уже видели во фрагменте 15. Здесь ниже праведники и ангелы.

24. В.М. Васнецов. Триптих Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1896 год. Праведники.
24. В.М. Васнецов. Триптих Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1896 год. Праведники.

По мне так: это самая пронзительная и впечатляющая картина (часть фрески, эскиза) триптиха. Искусствоведы как правило не указывают, кто эти самые ангелы. Но, мы же, сделаем это. Слева направо: Архангел Михаил («Десница Божья»), Архангел Гавриил («Сила Господня») и Архангел Уриил («Огонь Божий»)

25. В.М. Васнецов. Триптих Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1896 год. Архангелы.
25. В.М. Васнецов. Триптих Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1896 год. Архангелы.

Вглядитесь в лики Архангелов, лучше в полном размере, нажав на картинку: именно сейчас мы находимся как раз на грани Апокалипсиса, как никогда ранее в земной истории...

Во второй части мы рассмотрим картины Аполлинария Васнецова, младшего брата Виктора Васнецова. У него несколько иная, но не менее интересная тема произведений о русской истории.


Источники:

Виктор Васнецов. Архангел Михаил. Православие в искусстве. VK.

Два Васнецова. Братья художники, которые прожили одинаково счастливые, но совершенно разные жизни. Портал Милосердие.

Художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Плащаница. Поездки из соснового бора. VK.


© Vladimir d’Ar, 2024

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Какой-то дрон, типа самодельный, вроде бы украинский, прилетел в Крым на базу Черноморского флота и испортил празник. Ну да, у них там был вроде как фест. День моряка. Дрон ранил шесть челов, не смертельно, больше вроде ничего плохого не сделал. Ну да, праздник пришлось окончить. ...
Канун Хануки. К раввину приходит еврей. — Рэбе, у меня проблема. Скоро Ханука, а у меня два гуся: один серый, другой белый. Одного надо резать к празднику, а какого не могу решить. Помоги. — Зарежь серого. — Тогда белый скучать будет. — Тогда зарежь белого. — Тогда серый скучать будет. — ...
Зашла в ленту вконтакте и испугалась вот этого. Подумала сначала, что это фото мусорки. Присмотрелась. Потом увидела название группы и удивилась еще больше. Раньше в ней рассказывали как готовить лобстеров и гламурные печенья. Но сейчас, видимо в связи с кризисом, богини уже не те. ...
Ирландия продолжает троллить средиземноморье с ярко выраженной беспощадностью. Вчера дурачились в саду до девяти вечера при немыслимых для этого времени года двадцати двух. Плюс двадцать два, в девять вечера 18 сентября! ...