Васнецов и религиозная живопись



Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.
Источник https://www.culture.ru/persons/9346/viktor-vasnecov

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

Бог Саваоф, 1885. 135 х 250 Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
Меня больше всего поразила именно она / он / оно. Произведение искусства.
Саваоф – одно из имен бога, сокровенный сакральный смысл которого затерялся во времени. Считается, что оно означает «Господь воинств Ангельских», в этом значении это имя несколько раз используется в Библии. Очевидно, что в картине художник обыгрывает именно этот потаенный смысл божьего имени, так как центральная фигура Саваофа окружена сонмами серафимов, херувимов и престолов. Особое строение композиции создает ощущение непрерывного движения по кругу.
Пространственную глубину полотну придает фон – это изображение неба в его космической интерпретации. На нем размещены звезды и светила, в том числе и узнаваемые сразу планеты – Юпитер и Сатурн. Все космические тела также расположены особым способом – по овальной линии с восходящими к верхним углам картины концами. Это также помогает созданию глубины изображения и движения.
Главная часть полотна – это изображение бога, уставшего, опустившего руки, поддерживаемого с обеих сторон огненными серафимами. Саваоф печален, он утомлен трудами по созданию мира, серафимы с нежностью и любовью прижимаются к его плечам, жалея и обнимая своего Создателя. Херувимы в священном трепете взирают на создателя Вселенной. На груди у бога Святой дух в виде голубки.



Именно такую открытку с репродукцией приобрела моя мама на память о выставке.
Ребенок как бы потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул ручонками. Около двух лет писал Васнецов образ Царицы Небесной, несущей грешному миру своего Сына... Ее большие, полные печали и любви глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют "Васнецовской Богоматерью". (с) Русский музей

Виртуальное убранство Владимирского собора в Киеве

Все 400 эскизов росписей Владимирского собора у Васнецова купил Павел Третьяков (работами теперь владеет Третьяковская галерея).
Подробнее о росписи собора не только Васнецовым, но и Нестеровым, Врубелем, Котарбинским тут:
https://artchive.ru/publications/3991~Kak_Vladimirskij_sobor_v_Kieve_raspisyvali_znamenitosti_Vasnetsov_Nesterov_Vrubel'_Kotarbinskij

Православный собор во имя одного из покровителей Дома Романовых, благоверного князя Александра Невского, был заложен в центре Варшавы по проекту архитектора Леонтия Бенуа в 1894 году и торжественно освящен в 1912-ом. В оформлении собора, отличавшегося богатством и разнообразием отделки, принимали участие выдающиеся русские художники, включая Виктора Васнецова и Андрея Рябушкина.
По словам искусствоведов, современники видели в Васнецове преимущественно монументалиста, возродившего стенную церковную роспись – традиционный для России вид творчества. Кстати, картинам религиозной тематики художника впервые был отведен отдельный зал. Эти произведения поражают воображение посетителей своей величественностью, особой духовностью образов и мастерством исполнения. (с) Культура Петербурга

Строительство русской православной церкви в Дармштадте было закончено в 1903 году. Автор проекта, созданного по мотивам ярославских и ростовских церквей XVII века, – Л. Н. Бенуа. Васнецов выполнил для Дармштадской церкви запрестольный образ Богоматери и образ Марии Магдалины (Ж-5717), который должен был находиться в главном фронтоне. (с) Русский музей


Мой любимый святой Николай Чудотворец


В витрине можно обнаружить наши с сыном силуэты



Воины Апокалипсиса. Власть, Война, Голод и Смерть.
В 1926 году был разрушен Александро-Невский собор в Варшаве. 23 июля 1926 года Виктор Михайлович Васнецов скоропостижно скончался в своей мастерской в Москве, был похоронен на Лазаревском кладбище. После его уничтожения прах художника был перенесён на Введенское кладбище.
"Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как православный и искренно верующий русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу, может быть, свечка эта из грубого воску, но поставлена она от души" (с)
|
</> |