Васнецов и религиозная живопись

топ 100 блогов masy_vibes12.02.2025 «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма» (с) Виктор Васнецов

Васнецов и религиозная живопись

Васнецов родился в семье священника. В 1858 году поступил в духовное училище, затем в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине. В 1867-м помогал расписывать Вятский кафедральный собор. Как будто бы сам Бог велел ему обратиться к религиозным сюжетам. Но после обучения в Академии Художеств в Петербурге, портретов, картин бытового и фольклорного жанра, художник ещё не скоро вернётся к церковной живописи.

Васнецов и религиозная живопись IMG_0375.JPG

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.
Источник https://www.culture.ru/persons/9346/viktor-vasnecov

Васнецов и религиозная живопись IMG_0376.JPG

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

Васнецов и религиозная живопись IMG_0388.JPG

Бог Саваоф, 1885. 135 х 250 Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.

Меня больше всего поразила именно она / он / оно. Произведение искусства.

Саваоф – одно из имен бога, сокровенный сакральный смысл которого затерялся во времени. Считается, что оно означает «Господь воинств Ангельских», в этом значении это имя несколько раз используется в Библии. Очевидно, что в картине художник обыгрывает именно этот потаенный смысл божьего имени, так как центральная фигура Саваофа окружена сонмами серафимов, херувимов и престолов. Особое строение композиции создает ощущение непрерывного движения по кругу.
Пространственную глубину полотну придает фон – это изображение неба в его космической интерпретации. На нем размещены звезды и светила, в том числе и узнаваемые сразу планеты – Юпитер и Сатурн. Все космические тела также расположены особым способом – по овальной линии с восходящими к верхним углам картины концами. Это также помогает созданию глубины изображения и движения.


Главная часть полотна – это изображение бога, уставшего, опустившего руки, поддерживаемого с обеих сторон огненными серафимами. Саваоф печален, он утомлен трудами по созданию мира, серафимы с нежностью и любовью прижимаются к его плечам, жалея и обнимая своего Создателя. Херувимы в священном трепете взирают на создателя Вселенной. На груди у бога Святой дух в виде голубки.

Васнецов и религиозная живопись IMG_0377.JPG

Христос Вседержитель. Эскиз росписи плафона главного купола Владимирского собора в Киеве
1885, 175×174 см

Васнецов и религиозная живопись IMG_0378.JPG

Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве
1896

Васнецов и религиозная живопись

Богоматерь с младенцем. 1887
Именно такую открытку с репродукцией приобрела моя мама на память о выставке.

Согласно семейной легенде, Богоматерь с Младенцем Виктор Васнецов писал со своей жены и сына.
Ребенок как бы потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул ручонками. Около двух лет писал Васнецов образ Царицы Небесной, несущей грешному миру своего Сына... Ее большие, полные печали и любви глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют "Васнецовской Богоматерью". (с) Русский музей

Васнецов и религиозная живопись IMG_0370.JPG

Виртуальное убранство  Владимирского собора в Киеве
1896

Васнецов и религиозная живопись IMG_0380.JPG

Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фрагмент (центральная часть)
1896



Все 400 эскизов росписей Владимирского собора у Васнецова купил Павел Третьяков (работами теперь владеет Третьяковская галерея).
Подробнее о росписи собора не только Васнецовым, но и Нестеровым, Врубелем, Котарбинским тут:
https://artchive.ru/publications/3991~Kak_Vladimirskij_sobor_v_Kieve_raspisyvali_znamenitosti_Vasnetsov_Nesterov_Vrubel'_Kotarbinskij


Васнецов и религиозная живопись IMG_0408.JPG

Отечествие. Оригинал для мозаики собора во имя Св. Благоверного Великого князи Александра Невского в Варшаве.
1907
с сайта Русского музея
Православный собор во имя одного из покровителей Дома Романовых, благоверного князя Александра Невского, был заложен в центре Варшавы по проекту архитектора Леонтия Бенуа в 1894 году и торжественно освящен в 1912-ом. В оформлении собора, отличавшегося богатством и разнообразием отделки, принимали участие выдающиеся русские художники, включая Виктора Васнецова и Андрея Рябушкина.

Как православный храм он просуществовал всего три года. В 1915 году Варшаву заняли немецкие войска и устроили в храме гарнизонный костел в честь святого Генриха. С куполов была снята позолота, внутри установлены орган и ряды стульев для прихожан.
Собор снесли в 1924-1926 годах как символ русского владычества в Польше, а уцелевшие фрагменты отделки попали в православные церкви Польши и Белоруссии. Полотно «Отечествие» с изображением Святой Троицы, исполненное Виктором Васнецовым как оригинал для мозаики, позднее уничтоженной, дает представление о монументальном церковном стиле эпохи двух последних Романовых, в котором традиционные академические формы сочетались с элементами модерна.

Васнецов и религиозная живопись IMG_0395.JPG

По словам искусствоведов, современники видели в Васнецове преимущественно монументалиста, возродившего стенную церковную роспись – традиционный для России вид творчества.  Кстати, картинам религиозной тематики художника впервые был отведен отдельный зал. Эти произведения поражают воображение посетителей своей величественностью, особой духовностью образов и мастерством исполнения. (с) Культура Петербурга

Васнецов и религиозная живопись

Богоматерь. Эскиз для мозаики русской православной церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте. 1901

Строительство русской православной церкви в Дармштадте было закончено в 1903 году. Автор проекта, созданного по мотивам ярославских и ростовских церквей XVII века, – Л. Н. Бенуа. Васнецов выполнил для Дармштадской церкви запрестольный образ Богоматери и образ Марии Магдалины (Ж-5717), который должен был находиться в главном фронтоне. (с) Русский музей

Васнецов и религиозная живопись IMG_0394.JPG

Мария Магдалина
Эскиз для мозаики русской православной церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте. 1899

Васнецов и религиозная живопись IMG_0392.JPG

Мой любимый святой Николай Чудотворец

Васнецов и религиозная живопись IMG_0403.JPGВаснецов и религиозная живопись IMG_0404.JPG

В витрине можно обнаружить наши с сыном силуэты


Васнецов и религиозная живопись IMG_0405.JPG

Голова Христа
Этюд для мозаики «Несение креста» храма Воскресения Христова (Спас-на-крови). 1901

Васнецов и религиозная живопись IMG_0401.JPG

Архангел Михаил. 1914–1915

Сюжет картины восходит к тексту последней книги Библии – Откровения Иоанна Богослова, в которой описано сражение между ангелами и бесами: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 8–9).
На первый взгляд удивителен изображенный в нижней части картины город. Высокие дома, обилие электрического света, озаряющего все вокруг, создают впечатление города будущего. Однако уже в конце XIX – начале XX века в Америке стали появляться первые небоскребы, многоэтажные дома строились в Европе и Российской империи. В это же время проходила электрификация городов. Васнецов представил не город будущего, а город настоящего, подчеркивая, что битва свершилась не однажды в прошлом, а происходит в каждом дне настоящей жизни.
Особенную значимость этой картине придает исторический контекст – Васнецов работал над полотном в годы Первой мировой войны, размышляя о духовных вопросах, природе зла и разрушительных войн. (с) Третьяковская галерея

Васнецов и религиозная живопись IMG_E0396.JPG

Воины Апокалипсиса. Власть, Война, Голод и Смерть.

Картина была подарена Виктором Васнецовым Федору Шаляпину, о чем говорит дарственная авторская надпись в правом нижнем углу холста «Ф.И. Шаляпину В. Васнецов 1887 г.». В 1983 году дочь Фёдора Ивановича передала полотно Музею музыки. Сегодня же картину можно увидеть в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. (с) Азбука веры

В 1926 году был разрушен Александро-Невский собор в Варшаве. 23 июля 1926 года Виктор Михайлович Васнецов скоропостижно скончался в своей мастерской в Москве, был похоронен на Лазаревском кладбище. После его уничтожения прах художника был перенесён на Введенское кладбище.


"Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как православный и искренно верующий русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу, может быть, свечка эта из грубого воску, но поставлена она от души" (с)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Меня аж распирает от радости. Сегодня познакомилась с ещё одним хорошим человеком, не забывшим, что такое делать добро бескорыстно, то есть даром. Сегодня я счастлива. Чего и всем желаю! ...
Увольняешь бестолкового программиста, который завалил все, что только можно было завалить. Принимаешь Соломоново решение - нанять известную компанию на рынке, чтобы уже доделать свой продукт. Компания заверяет, что с тобой будут работать лучшие менеджеры и разработчики в твоем секторе. ...
В наше время, задача проверить в работе чужой сложный продукт на всех возможных устройствах, браузерах, операционках, размерах экрана и так далее стала для небольших команд разработки практически невозможной. Можно, конечно, тестировать с вашей, пользователей, помощью, но это причиняет м ...
Доброго всем дня. Недавно Китиша рассказывал вам об инициативе дам из Общественной Палаты РФ - https://www.oprf.ru - они желают чуть ли не принудительно собирать сперму у отправляемых на СВО бойцов: https://whale-roma.livejournal.com/1134388.html - чтобы подруги этих заранее ...
В последние дни модно стало сравнивать нашу сетевую плесень, перевозбудившуюся от предвкушения турецкой войны, с гашековским кадетом Биглером. Есть, однако, коренное различие, делающее такие сравнения оскорбительными для австро-венгерского вояки. Кадет Биглер строил свои воинственные планы ...