Василий Гроссман "Жизнь и судьба"

Когда Гроссман написал этот роман, он был уже довольно известным писателем, его произведения читали, принимали хорошо и горячо обсуждались читателями. Как военный корреспондент "Красной звезды" Гроссман бывал на фронте, писал очерки, которые очень ценились на фронте и в тылу, кроме того, он пишет рассказы, повести, роман о Сталинградской битве, которые также пользуются огромной популярностью. Но критика разгромила его первый роман "За правое дело", а второй роман двулогии "Жизнь и судьба" и вовсе ждала судьба не счастливая. Планировалось, что роман будет напечатан в журнале "Знамя", но органы в 1961 году текст романа изъяли в редакции и у автора (даже черновики) и уничтожили.
Гроссман недоумевал, он пишет о пагубном убийственном времени, обличает сталинизм, в годы хрущевской оттепели, а власть действует в лучших традициях НКВД.
Гроссман пишет письмо Никите Хрущеву: " ... Я знаю, что моя книга несовершенна, что она не идет ни в какое сравнение с произведениями великих писателей прошлого. Но дело тут не в слабости моего таланта. Дело в праве писать правду, выстраданную и вызревшую на протяжении долгих лет жизни...." Ответа не последовало. Да и не могло последовать, государственная машина равнодушна к личностям. Роман был забыт на долгие годы.
Так почему же Василию Гроссману не дали опубликовать этот роман? Гроссман замахнулся в своей книге не на сталинизм, а на государственный строй СССР. Гроссман замахнулся не на репрессивный аппарат государственного строя, а на механизмы Коммунистической партии Советского Союза. Гроссман написал такую правду, которая была не угодна Советской власти. Вместо героической фронтовой жизни старших советских офицеров и политруков Гроссман показал пьянство и блядство, шкурнические помыслы, тотальное доносительство, двуличие и слабость характеров. Гроссман показал несовершенными личности советских людей, из репрессивного 37 года перекочевавших в военные 41-43 года. Сама война практически не описана Гроссманом, только с позиций наблюдательных пунктов и судеб людей, на которые она оказала влияние.
По существу романа я скажу следующее, Гроссман замахнулся на произведение эпическое, достойное толстовского "Войны и мира", но не вытянул его, не хватило или мастерства или времени. Многое суховато написано, да, нет экспрессии, динамики не чувствуется. Писатель создал множество интересных сюжетных линий, но многие из них не проработаны, не несут развития, а некоторые и вовсе оборваны. Но роман хорош, читается легко, рекомендую.
|
</> |