Ваше пионерское высочество или Советское воспитание девочки.
zina_korzina — 13.01.2011- Э.Булатов, О.Васильев. Галантные дамы и кавалеры из сказки
Шарля Перро.
- По центру - Евгения Симонова в роли Принцессы.
На деле мы имеем совершенно другое - в СССР к 1970-м годам сложилась интереснейшая, хотя и неофициально-семейная традиция воспитывать из девочек ни много ни мало - барышень, принцесс. Не спешите меня опровергать и кричать про стихи о Ленине и Революции, которые Вы читали, стоя на стульчике перед гостями. Всё это так - красногалстучные хоры, макулатурные десанты, всеобщее трудовое закаливание и пионерлагерные Зарницы были на месте. Просто, помимо всего этого, девочка 1970-1980-х годов получала чисто девочковое, принцессовое воспитание.
Причём, Советская Власть не только не мешала сему пестованию, но и негласно одобряла. Мир советской пионерки эпохи Застоя был наполнен музицированием, танцами, Новогодними Ёлками с неизменным костюмом Снежинки (а не Анки-Пулемётчицы), с книжками Дюма о королях и королевах, с альбомами советских барышень - песенниками и анкетами. Девочки рисовали принцесс и Золушек, перерисовывали иллюстрации Булатова с Васильевым, а те, кто не умели рисовать, запасались копиркой.
- Э.Булатов, О.Васильев. Высокий Ренессанс и Спящая
Красавица.
- Либуше Шафранкова - любимая Золушка моего поколения.
Барственность воспитания имела свои социально-экономические корни. Во-первых, это повышение благосостояния советских граждан, начавшееся в 1960-е годы и достигшее к середине 1970-х определённого уровня. Родители уже не рвались в Космос или на стройки социализма (разве что на заграничные - помогать монголам прокладывать новые дороги, например). В моде был уютный, стабильный и красивый быт. Детей в семье было мало - бывшие шестидесятники не собирались ставить рекорды в деторождении, поэтому одна девочка в семье - это было нормально.
Она тут же становилась пупом Земли - ей принимались вдалбливать всё самое модное и культурно-актуальное, начиная от фигурного катания, заканчивая непременным инглишем. Воспитание суровым трудом в самой семье было редкостью - все, а особенно бабушки-ударницы, спешили дать своим девочкам всё лучшее и оградить от ПТУ-шных тягот жизни. А всё лучшее в их понимании было связано с интеллектуально-культурной сферой. Пышные банты, гольфики с помпонами, попытка украсить школьные платья необычным (обязательно причудливым) воротничком одобрялось окружающими.
- Таня Проценко сыграла актуальную девочку-барышню.
Опять же, можно вспомнить общесоветскую любовь к золотым эполетам и красивому прошлому - с его дворянскими гнёздами и декабристской романтикой. Причём, в отличие от любви к буржуазному Западу, эта привязанность к аристократической культуре не осуждалась государством - более того, под неё подводилась отменная идеологическая база - взять из дворянской культуры всё самое ценное. Ну если взрослые дяди играются во флигель-адъютантов, то девочкам и подавно можно играть в принцесс и барышень. В одной из программ, посвящённых созданию фильма про Буратино, была хорошая фраза: «Все девочки Советского Союза хотели сыграть Мальвину...»
Это, конечно, слишком сильно сказано, однако, я полагаю, что большинство девочек всё-таки не отказались бы. Мальвина - эталонная девочка-принцессочка, изнеженная и капризная, но склонная к авантюре. Была в продаже и кукла Мальвина - все хотели её заполучить. Причём, её довольно быстро раскупали - даже немецкие куклы могли спокойно стоять, а вот Мальвина - нет. Она не была самой-самой любимой героиней нашего детства, но несомненно символизировала вечную девочковость, которая развивается в любых условиях, даже если газеты и призывают влезать на трактор.
- М.Майофис - бургундский мир Кота в Сапогах.
Мир костюмных фильмов - отечественных и заграничных, мир телевизионных водевилей с красивыми платьями, париками, портьерами - всё это окружало советскую девочку с самого детства. Да, радио кричало о повышении надоев и добыче нефти, а дорогой Леонид Ильич призывал крепить солидарность с мужественным народом Никарагуа. Но от этого спокойно можно было уйти в мир виконта де Бражелона и королевы Марго. Как интеллигентные тётеньки уходили в свой мир театральных премьер, классической музыки и антикварного Сологуба (или Соллогуба - кому кто нравится), так и девочки убегали в мир книжных Версалей и рисованных принцесс.
Сколько пионерок взахлёб читали про любовь Луизы Лавальер и молодого Луи XIV! Сколько их наблюдало за романом Бюсси и Монсоро в пятисерийном французском сериале! Всё это было тоже сугубо нашим, незапрещаемым, нормальным. И неправда, что куклы советской эпохи имели сугубо прикладное значение - научить будущую рабочую лошадь пеленать и укачивать. Девочки разыгрывали с куклами настоящие действа - в том числе из сказок или из «фильмов с принцессами». Не знаю, как у Вас, а мы в дочки-матери вообще никогда не играли! Некоторые критики могут сказать, что, мол, эта барственность воспитания стала причиной когнитивного диссонанса и ещё чего-нибудь неприятного. Но на деле советские пионерки получили свою дозу правильного женского воспитания и пошли по жизни с общекультурным багажом - виконт де Бражелон ещё никому не повредил, на самом деле.
- История Людовика и Луизы была среди самых
интересных...
- Таким образом, в позднем СССР наблюдалось множество позиций,
касавшихся воспитания ребёнка. Все эти позиции могли сосуществовать
друг с другом не противореча. В нашем сознании умещалось всё - и
Версаль, и пионеры-герои, и рисованные куколки, и сборы макулатуры.
И никакого насилия над личностью ребёнка не наблюдалось - хочешь
быть прынцессой - будь ею. Но не забудь, что завтра - пионерский
слёт.
- В постинге использованы иллюстрации из коллекций Сергея
Бабушкина (babs71) и
сообщества gallant_age.
|
</> |