Варяг

Я только помнил, что прославленный крейсер в соответствии с давней славной традицией был затоплен собственным экипажем, и собрался написать короткий язвительный постик. Но начал читать и проникся уважением к капитану Рудневу, офицерам и матросам "Варяга" и канонерки "Кореец". Люди. Воины. Ну а столичные геополитики - спесивые самовлюбленные самодуры. "За десять лет меняется все, за сто лет - ничего" (с).
По порядку.
В начале своего царствования гениальный стратег Николай Романов решил, что экспансия на Дальнем Востоке является самой главной заботой его империи, о чем он сказал Вильгельму Второму на встрече в Ревеле. В самом деле, на западных границах все тип-топ, с кем воевать-то - с кузеном Вилли что ли? А с другой стороны, совершенно очевидно что катастрофическая нехватка территории и природных ресурсов была главной проблемой России во все времена, особенно в конце 19-го века, когда она ютилась на клочке суши в 23 миллиона квадратных километров.
В 1894-95 гг. у Китая и Японии случилась война за Корею, которую японцы выиграли. Кроме признания независимости Кореи, китайцам пришлось отписать по мирному договору Японии еще Тайвань, Ляодунский полуостров и выплатить контрибуцию.
Захват Ляодунского полуострова не понравился европейцам, Франция, Германия и Россия направили одновременно требование отказаться от него. Японцы решили что воевать с тремя великими державами это плохая идея и вернули полуостров Китаю за дополнительную компенсацию деньгами. После чего Россия забрала Ляодунский полуостров себе (идея очередного "мистера Нет" министра иностранных дел Муравьева, возражения министра финансов Витте что мол нехорошо нарушать договоры и захватывать порты у союзников-китайцев не приняты) и начала туда прокладывать железную дорогу. Японцы сочли это кидаловом и страшно огорчились. Тем не менее в 1901 японское правительство предлагало системно договориться: Маньчжурия - России, Корея - Японии, но Россия отказалась («Нет»). Тогда в 1902 году Япония заключила союз с Великобританией и вообще все эти годы деятельно готовились к войне. Россия имела обязательство перед Китаем вывести войска из Манчжурии, но разумеется кинула и войска не вывела. В мае 1903 сотня переодетых в гражданское ихтамнетов зашла на территорию Кореи и начала строительство форта. В июле началась переброска войск по Транссибу. В конце лета - начале осени предприняли последнюю попытку урегулировать дипломатически, Николай, посчитав юниты, уже соглашался на "Манчжурия нам - Корея вам", но японцы возразили что мол раньше надо было думать, теперь Манчжурию придется таки оставить, как записано в договоре с Китаем, а останется только железная дорога и порты. Короче, в декабре военные доложили Николаю, что Япония полностью готова к войне и она вот-вот начнется.
Новейший, 1900-го года постройки, крейсер «Варяг» и с ним канонерка «Кореец» в начале февраля волей великоимперских мастеров многоходовочек оказались в порту Чемульпо. Там же находились английский, французский и итальянский крейсера. А снаружи внезапно, кто ж мог такого ожидать, оказалась целая японская эскадра, один только флагман которой в полтора раза превосходил по размерам «Варяг», а там еще было много. Поставить Руднева вовремя в известность о разрыве дипотношений и войне занятые важными государственными делами петербургские начальники не удосужились. Руднев, чувствуя обстановку, ездил к посланнику в Сеул и пытался выяснить что происходит, но ему толком ничего не сказали. О том что война началась, он узнал от коллег - капитанов европейских кораблей. Тогда скромный капитан Руднев понял то, до чего не смогли дойти сверхдержавные геостратеги в Петербурге: что соотношение сил безнадежное и шанс на успех есть только в союзе с другими европейскими державами. Он попытался уговорить капитанов стоявших рядом кораблей хотя бы сопроводить его до границы нейтральных вод, но они высказались в том смысле, что good try, мистер Руднев, но мы тут вообще-то служим своим государствам, так что давайте как-нибудь сами, а мы будем смотреть за вашими приключениями в большой бинокль и молиться. Руднев попал в отчаянную ситуацию, но надо признать, дальше действовал идеально. Он предпринял демонстративную попытку прорыва, причем аккурат в солнечный полдень прошел мимо европейских кораблей и приветствовал каждый из них исполнением их национальных гимнов оркестром на палубе. Чтобы не было никаких вопросов. При выходе из порта его встретили японские корабли и за считанные минуты накидали «Варягу» фугасами. «Кореец», что характерно, шел за кораблем Руднева и попаданий не получил (по японским данным одно попадание все-таки было, но если и так, то не фатальное). Руднев успел сделать несколько залпов в сторону японцев, после чего вернулся на горящем корабле в порт. Экипажи пересели по договоренности на корабли англичан, французов и итальянцев, а «Варяг» и «Кореец» были затоплены.
Что тут сказать. Эпический, хуже Нессельроде и Лаврова, косяк дипломатов и лично царя; некомпетентность и безответственность штабов; все это должно было быть исправлено посланными на убой военными. Но в тот раз ситуация была безнадежной абсолютно, никакие подвиги не помогли и помочь не могли. Руднев же умудрился спасти то, что можно было спасти: честь мундира и жизни почти всех подчиненных.
P.S. Муравьев, кстати, умудрился испортить отношения с Германией, при этом выступить на стороне Турции в ее войне против Греции и вообще настроить против России многих балканских христиан. О нем осталось много крайне нелестных характеристик современников.
|
</> |