Валерий Ободзинский
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Набрал в поиске на ЖЖ "Ободзинский" и нашёл гениальную статью
![Валерий Ободзинский](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=96.3)
Наслаждайтесь. Не забудьте кликнуть и послушать на плеере “Мелодию”.
Не пожалеете.
И хотя ДР у Пахмутовой, но...
…мне вспомнился Валерий Ободзинский. Все просто получилось – начал я вспоминать о Пахмутовой. Ну, раз ДР. Стал перебирать ее песни в фонотеке. Наткнулся на “Мелодию”. Ту самую, с которой Магомаев всю Европу на уши поставил. И наткнулся на ее первый вариант. В исполнении Валерия Ободзинского. Вспомнились старые сплетни. О том, что песня эта изначально писалась под Ободзинского. Который должен был повезти ее в Польшу, в город Зелена Гура, на фестиваль советской песни (был такой постоянно действующий фестиваль в Польше, да), и повергнуть поляков и примкнувших к ним восточных европейцев в шок и трепет. Песня была записана в единственной тогда музыкальной студии звукозаписи на Качалова, и предоставлена для прослушивание лучшим знатокам популярной музыки – в ЦК КПСС и Министерство культуры. Откуда и пришел немедленный и сокрушительный разнос. Песню признали негодной для международной презентации, а Ободзинского навеки отлучили от массовой публики.Вот эта песня. Заранее предупреждаю – людям, привыкшим к “каноническому”, магомаевскому исполнению, надо заранее себя настроить на то, что это… Немного другой вариант. Он не лучше и не хуже. Он просто другой.
Могу себе представить впечатление тех, кто сейчас такую версию впервые слушал. Отличается, да? Причем сильно. И это неудивительно. ПОзже из замечаний руководящих товарищей были сделаны правильные выводы, песню отдали Магомаеву, аранжировку ужесточили, симфонизировали, добавили металла и монументальности, и в Польше она прозвучала так, что поляки реально рыдали. Я не преувеличиваю, я запись архивную видел. Рыдали так, как будто это не Магомаев пел про любовь, а трубы Апокалипсиса сзывали всех на последний разбор полетов. Из нежной акварельки для тенора песню превратили в хэви-симфо-трэш для баритона. Кстати, о баритонах и тенорах…Вот если кто займется историей вопроса, то с
удивлением обнаружит, что теноров на советской эстраде не было.
Вообще. В опере – были, целых два “золотых тенора”, – Лемешев и
Козловский, и несколько тенорочков пониже рангом. В патриотическом
официозе были – солисты хора Краснознаменного ансамбля им.
Александрова, к примеру, традиционно о любви к Родине пели тенором.
На контрасте с громыхающим, как танковая колонна, бэком. А на
эстраде – НИ ОДНОГО. Говорят, что тогдашний министр культуры СССР
госпожа товарищ Фурцева как-то сказала, что советская песня должна
вселять уверенность, а не жалость вызывать. Чем открыла дорогу к
широкой публике исключительно басам и баритонам. Долгое время
мужская часть советской эстрады пела исключительно баритоном. Вот
вспомните для смеха любого “советского эстрадного певца”, на выбор!
В кого ни ткни – попадешь в баритон. Ну вот навскидку, любого! А?
Вспомнили? И чем пел? Ну?!
И не просто пел. А в результате консерваторского образования и профессиональной постановки голоса. Мы тут уже говорили на эту тему, вспоминая Юрия Гуляева и того же Магомаева, которые после записи эстрадного хита ехали в оперу и работали там спектакль, а то и два. Гуляев вообще солистом Большого театра на постоянной основе работал, партию Онегина пел. И Фигаро в “Севильском цирюльнике”. У меня еще до сих пор где-то валяется пластинка с “Фаустом”, где Валентина поет Гуляев. Нехило, да? А у Ободзинского никакого образования не было. Вообще. В принципе. Послевоенное детство, какие нафиг консерватории. Только голос и талант. За что навеки получил обидный для профессионала лейбл “самодеятельного певца”. К тому же какой-то высокопоставленный партийный работник, услышав об “Ободзинском из Одессы”, отрезал – “Чтобы духу его на радио не было. Хватит нам Иосифа Кобзона, нечего на эстраде гетто собирать”. И сколько его ни убеждали в том, что Валерий – ну ни разу не еврей, и поет вообще в Сибири, в Томской филармонии, не помогло. Если “Ободзинский из Одессы”, то все, дальше можете не продолжать. Назначается евреем. Точка.
Вот так и закрылась
судьба прекрасного, не в пример нынешним, певца. Фурцева признала
его “вызывающим жалость”, партия назначила евреем, Пахмутова
назвала его голос “слащавым” (а позже, в 90-х, стала раскручивать
певца Юлиана. Вот уж где слащавости – на десятерых! Но, правда, и
слух с голосом присутствовал, что было – то было). Пресса тут же
прилепила ему ярлыки “курортного вокалиста” (а Ободзинский
действительно капитально зарабатывал на круизных судах маршрута
“Одесса – Батуми – Одесса”), “низкопробного” и даже “безвкусного”.
Ну, не пел Ободзинский о любви к Ленину. Да и голос не позволял. Не
партийный у него был голос, а… “ласковый”, как одна слушательница
после концерта сказала. Размазывая слезы по лицу. Такая вот
нетипичная оценка вокальных данных – “ласковый”… А нашим людям,
замордованным каждой, пробравшейся в Кремль, властью, этой вот
ласки как раз и не хватало никогда. Поэтому любили Ободзинского
неистово. Несмотря на полное отсутствие эфиров, ругачие публикации
и не очень сильные вокальные данные. Аншлаги сопровождали его везде
и всегда. Слава была оглушительной и безоговорочной. Его носили на
руках, и в деньгах он купался просто. Но официально… Официально его
не существовало как бы. И он ответил власти так, как всегда
отвечает артист на непризнание – запил. А позже и на таблетки сел.
Убедительно сел, нипадецки. Плотно сел. На долгие годы. Во второй
половине 90-х медики его вернули в работоспособное состояние, и он
даже пару раз засветился на “ящике”. Потолстевший, обрюзгший,
оплывший… Даже жалость вызвал своим внешним видом. Пока не запел. А
как запел, стало ясно, что “талант не пропьешь”. Голос остался тем
же – чистым и светлым. И нифига не партийным. Он даже альбом новый
записал, со своими версиями песен Вертинского. Но… Альбом “не
прозвучал” так, как хотелось бы, позже сказались “старые подвиги”,
и Валерий Ободзинский заболел и как-то неожиданно быстро умер. В
возрасте 55-ти лет. Как я это уже сейчас понимаю, далеко не в том
возрасте, когда надо умирать. Похоронен в Москве. На Ваганьковском,
кстати. Там, где хоронят тех, кто был любим народом. В отличие от
Новодевичьего, на котором лежат любимцы власти.
К чему я все это написал? Не к тому вовсе, чтобы напомнить вам о том, что вот был у нас в стране прекрасный певец Валерий Ободзинский, который не получил при жизни и доли того, что заслуживал. Он был не один далеко, да и музыкальный Олимп при нем занимали не киркоровы, а вполне себе достойные люди. Просто я лишний раз хотел сказать – “Смотрите, братцы, что тогда в “брак” списывали. За “хай-энд” не считали. Так лепо ли нам, братие, аплодировать билановско-киркоровской тусовке? Не лучше ли вместо этого поставить старые записи, тем более, что новые певцы полюбому под фанеру рот открывают? Ведь есть нам, что и кого послушать. Так зачем кормить себя музыкальной тухлятиной? Лучше в тысячный раз отведать качественное старье. Право же, здоровее будем.
…А я ващета о Пахмутовой хотел, да. ДР же у
нее… Но вот как-то совсем о другом получилось. Ну ничего страшного.
У Пахмотовой полюбому в прошлом году юбилей был крупный, ее хорошо
поздравили. Достойно. На всех уровнях. А об Ободзинском когда еще
вспомнят.
Оригинал взят у norma40 в
Валерий
Ободзинский
|
</> |