Вахтенный журнал крейсера 1 ранга "Аврора" за 14 мая 1905

Часы. | Направление и си- ла ветра по___ |
Курс по главному носовому компасу |
Поправка курса | Узлы или показа- ние механического лага |
Поправка механи- ческого лага |
Число пройден- ных миль |
Обороты винта или колес |
Состояние погоды. | Состояние неба. | Состояние моря. | Высота баро- метра. |
Температура на- ружнего воздуха |
Температура моря |
Высота воды в трюме. |
Температура угольных ящи- ков. |
Давление пара. |
R | C | |||||||||||||||
1 | NW/2 | NO55° | -5° | 2022 | 50 | Я | 4 | 2 | 757.5 | 15° | 16° | 235 | ||||
2 | Д | Д | Д | 2030 | 60 | Д | ||||||||||
3 | Д | Д | Д | 2038 | 70 | Д | ||||||||||
4 | Д | Д | Д | 2046½ | 60 | 29° | Д | |||||||||
5 | W/2 | Д | Д | 2055 | 70 | Я | 4 | 2 | 756.0 | 15° | 16° | Д | ||||
6 | Д/1 | Д | Д | 2065 | 60 | Д | ||||||||||
7 | Д | Д | Д | 2074½ | 70 | Д | ||||||||||
8 | Д | NW55° | +5° | 2084½ | 60 | 29° | 235 | |||||||||
R | C | |||||||||||||||
9 | W/1 | NO55° | +5° | 2094 | 70 | П | Я | 5 | 756.0 | 16° | 16° | 235 | ||||
10 | Д | Д | Д | 2104 | Д | Д | ||||||||||
11 | Д | Д | Д | 2114 | Д | Д | ||||||||||
12 | Д | Д | Д | 2122 | Д | 29 | Д | |||||||||
В полдень 14/27 мая 1905 года | ||||||||||||||||
По обсервации: 34°3' N 129°36'5" Ost | ||||||||||||||||
По счислению: 34°4' N 129°38' Ost | ||||||||||||||||
Старший Штурман Лейтенант Прохоров | ||||||||||||||||
8 | SW/5 | перемен. | Д | п. | пер. | Д | ||||||||||
9 | Д/4 | SW45° | ±0° | 125-125 125 |
Д | |||||||||||
10 | Д | Д | Д | Д | ||||||||||||
11 | Д | Д | 120-120 120 |
Д | ||||||||||||
12 | Д | Д | 120-120 120 |
Д |
Kua-Be - Tsusima - Port Saul
Суббота 14/27 мая 1905 года под парами в Корейском проливе под вымпелом с полуНОЧИ случаи:
Пары в 16 котлах Лейтенант Старк |
|
4ч30м | С “Суворова” (Ж-УЦЖ-ЖГ)(⧈ПДА-ТЗС)(ДУО-ЮИѲ-ЗМЖ) |
4ч45м | С “Суворова” (0ГТ-Б-ЪБС-VВ1) |
5ч | С “Суворова” (8Д-АИЯ-8С-ВТ-VВ1) |
5ч30м | Разбудили команду; молитва и завтрак |
5ч40м | С “Суворова” (8С-Ф) |
6ч30м | На правом траверзе заметили крейсер “Идзуми” |
7ч | С “Суворова” (ШЯЖ-ОРЗ-8З-ГУV-4ЩЮМ-VАЮ-037-ВТ) С левой стороны показались крейсера “Матсушима”, “Итсукушима” и “Хашидате” и “Чин-Iен” и “Акаши” |
7ч20м | С “Суворова” (ШЯ6-ОРЗ) Развели пары в 8 котлах |
7ч40м | Отряд японских крейсеров скрылся в тумане -С “Суворова” (8Г-КЛФ-ОЖС-УФ2) |
Пары в 24 котлах Лейтенант Кн Путятин |
|
8ч | С подъемом флага подняли стеньговые флаги по случаю дня Коронования Их Императорских Величеств |
8ч5м | С “Суворова” (8Г-VЩЦ-VО0-СЪБ-ЪО0-В1-И1Б-ЪЦЕ-ОЗМ) |
8ч15м | С “Суворова” (ЪЮ2-8Г) |
8ч50м | На левом траверзе показались японские крейсера “Читозе” и “Казсаги” отряд. С крейсера (ДИѲ-VA2) |
8ч55м | С “Олега” (ДИѲ-ВИН). Боевая тревога |
9ч | С “Суворова” (СЪГ-ХМД-V0Ѳ-⧈А-Ж-ХЮ5-28Ж-Х6В-▤И-ПУМ-▤ОГ-01У-▤И-VВ1-ИЯ4-Л69-8Б-8В-3Д0-VГИ) |
9ч30м | Крейсера удалились |
9ч50м | С “Суворова” (0ГЩ-Г03-V6В-VВ1-0ИР-УИЖ-8Б-8В-3Д6) |
10ч | Дробь первой вахте у орудий |
10ч30м | С “Олега” (0ГЩ-Г03-Х6В-VВ1) С “Суворова” (Б0С-6АЩ-Н38-▤ПО-Г06). |
10ч45м | Показались с левой стороны тр-за японские крейсера “Читозе”, “Казсаги”, “Нiитака” и “Тсусима” и легли на параллельный курс |
10ч55м | С “Суворова” (8Б-8В-3Д0) |
11ч15м | С “Суворова” (8Б-8В-Я-2). Первый и второй отряды броненосцев увеличили ход и вышли вперед, а 3й отряд ему в кильватер |
11ч20м | С “Суворова” (8Б-8В-Ю-2) |
11ч25м | Открыли огонь по неприятелю с расстояния 51 кабельтов |
11ч35м | Неприятельские крейсера повернули от эскадры и скрылись во мгле. С “Олега” (Ъ-0-3Д6) |
11ч36м | Прекратили огонь. 2ой вахте обедать у орудий |
11ч40м | С “Суворова” (8Т-ВТ-8В) |
Пары в 16 котлах![]() |
|
12ч5м | С “Суворова” (6АЩ) Изменили курс на NO23° истинный. |
12ч15м | С “Суворова” (3Д6). Броненосцы построились в одну кильватерную колонну; крейсера немного правее; транспорты правее крейсеров, на их правом траверзе крейсер “Владимир Мономах”; разведочный отряд в кильватер транспортам. |
12ч20м | С “Суворова” (0Г8-С0Ю-VВ1-8Б-8В-Ѳ-8Б-8В-3Д0) |
12ч30м | 1й отряд броненосцев, описав коордонат, ушел вправо от эскадры вперед |
12ч40м | С “Суворова” (3Д6) |
1ч25м | С “Олега” (0ЛО-0ЛТ-Г03-ЦК7-0Г3)(0ЛР-0ЛЩ-0ЛЮ-ЦК7-0Г8). |
1ч30м | С “Суворова” (Ъ-0-П) |
1ч45м | Слева впереди из тумана появился японский флот |
1ч50м | Броненосцы повернули ко 2му и
3му отряду и открыли огонь по неприятелю. Колонна
японских судов состояла из броненосцев “Миказа”, “Шикишима”,
“Фудзи”, “Азахи”, крейсеров “Нисшин”, “Касуга”, “Азума”, “Токива” и
другие Крейсера и транспорты шли параллельными курсами с броненосцами вне сферы перелетов. |
2ч | Правому борту короткая тревога; открыть огонь из 6” орудий по крейсеру “Идзуми”. |
2ч10м | Дробь. Подошли транспорты близко |
2ч20м | На “Суворове” вспыхнул в кормовой части пожар и разбило заднюю трубу. С “Донского” (0РЗ-ТМО-VВ1-ЪХ6). |
2ч24м | “Бородино” вышел из строя и пройдя по линии броненосцев вступил в кильватер “Апраксину”. К “Бородину” подходил крейсер “Жемчуг”. |
2ч40м | Японские броненосцы оказались впереди эскадры. Японские крейсера “Читозе”, “Касаги”, “Нiитака” и “Тсусима” показались с левого борта. Броненосец “Ослябя” вышел из строя, имея заднюю мачту сбитой и сильный пожар в кормовой части. Колонна броненосцев начала поворачивать последовательно вправо. |
2ч45м | Левому борту короткая тревога; открыли огонь по японским крейсерам. “Ослябя” сильно накренился на левый борт. |
2ч50м | Броненосец “Ослябя” перевернулся и потонул |
3ч7м | Левому борту дробь |
3ч10м | Левому борту короткая тревога |
3ч12м | Передние корабли броненосной колонны легли на обратный курс;
японские же броненосцы, идя с нами параллельным курсом и имея
преимущество в скорости, уже оказались впереди. Крейсера “Олег”
(к-ад) и “Аврора” оказались под перекрестным огнем неприятеля. Обоим бортам короткая тревога. Неприятельские снаряды осыпали эти два крейсера. На “Олеге” вспыхнул пожар. Снаряд, разорвавшийся у боевой рубки, убил командира и ранил трех офицеров легко. Крейсера повернули последовательно на 16R вправо, следуя движению броненосцев. Транспорты тоже повернули. После этого замети буксир “Русь”, который оставляла команда, очевидно у него снарядом повредило машину. За правой колонной неприятельских крейсеров показалась другая в составе “Чин-Iен”, “Матсшима”, “Итсукушима”, “Хасидате” и “Сума”. |
3ч30м | С “Олега” (Ъ-Б6). Так как крейсерам “Олегу” и “Авроре” приходилось вести бой с 9 неприятельскими крейсерами, то “Владимир Мономах” вступил в кильватер “Авроры”. К тому времени японский крейсер “Идзуми”, отогнанный огнем “Владимира Мономаха”, вступил в кильватер 1ой колонне неприятельских крейсеров. Правому борте короткая тревога. Осколками взорвавшегося снаряда ранен старший офицер. |
3ч55м | Левому борту дробь. В это время крейсер “Урал” поднял сигнал что не может управляться. У него был замечен сильный дифферент на нос. К “Уралу” подошел буксир “Свирь” и взял его на буксир. Вскоре он снял с него часть команды, а другую “Анадырь” и крейсер “Урал” утонул. Броненосцы легли на другой галс. На “Суворове” вспыхнул сильный пожар и он вышел из строя. При повороте крейсера опять попали под перекрестный огонь неприятеля. Снарядом крупного калибра пробило переднюю трубу. |
4ч15м | Дробь правому борту |
4ч17м | Броненосцы легли на другой галс; их линия растянулась и образовался полукруг. Левому борту коротка тревога. Крейсера при повороте за броненосцами должны были на некоторое время вступить в кильватер броненосцам, так как с левой стороны находились японские броненосцы, а справа очень близко транспорты и разведочный отряд, причем пришлось сразу уменьшить ход до малого с 16ти узлов. “Суворов” дал ход и вступил концевым кораблем колонны. Крейсера увеличили ход и отошли на правую сторону несколько сзади броненосцев. |
4ч22м | Левому борту дробь. На миноносце “Буйный” был поднят сигнал “Адмирал на миноносце” |
4ч30м | Левому борту короткая тревога. |
4ч50м | Японские броненосцы, идя параллельным курсом с [нами], вышли вперед и преградили путь на N нашей эскадре. Тогда броненосцы склонились на NW. |
5ч7м | Броненосец “Император Александр III” вышел из строя. Он шел
головным и у него вспыхнул сильный пожар в кормовой части. Лежали
на курсе NW50° Огонь неприятеля усилился, главным образом по “Бородину”. Неприятельские броненосцы всё время держались несколько впереди. |
5ч35м | Сигнал (0-6АЩ-3Д0) Транспортам курс NO23° и ход 6 узлов. Броненосцы начали склонять курс влево. |
6ч | Дробь обоим бортам |
6ч5м | Судами эскадры был репетован сигнал (АМГ-04Х) - "Адмирал
передает начальство адмиралу Небогатову." Огонь неприятельских броненосцев еще усилился. |
6ч20м | С “Олега” (8Д-Б6) Неприятельские крейсера удалились; броненосцы склонили ещё курс влево, так как японские броненосцы опять были впереди них, преграждая доступ на север. |
6ч30м | Курс NW50°. На броненосце “Император Александр-III” в кормовой части вспыхнул пожар; он вышел из строя, накренившись на правый борт. В северной части горизонта появилась группа японских миноносцев. Неприятельские броненосцы сосредоточили свой огонь на головном броненосце “Бородино” |
7ч | Броненосец “Александр III” вступил в строй в конец колонны. На “Бородино” начался пожар в кормовой части, постепенно усиливаясь. |
7ч10м | Броненосец “Бородино” накренился на правый борт, пожар охватил всю кормовую часть. |
7ч11м | Броненосец “Бородино” потонул. Неприятельские миноносцы пошли в атаку. |
7ч15м | Броненосцы повернули все вдруг на S. Крейсера, следуя движению броненосцев, повернули тоже на S и дали полный ход. |
7ч25м | Команде ужинать у орудий. |
Пары в 24 котлах Лейтенант Порохов 1 |
|
8ч | Развели 1ую вахту к орудиям верхней батареи. Начались минные атаки. |
8ч30м | Крейсер “Олег” и “Аврора” повернули на N. |
8ч35м | Заметили миноносцев, которые шли в атаку. повернули на S. |
9ч | Повернули на W. |
9ч30м | Повернули на N. |
9ч45м | Заметили идущих в атаку миноносцев. Повернули на SW. |
10ч | Встретили “Жемчуг”, который пошел дальше на траверзе “Авроры”. |
11ч55м | Всю вахту имели 120 оборотов тремя машинами, иногда давали до
135, чтобы не потерять “Олег” Пары в 24 котлах. |
Сего числа во время боя Крейсером Iго ранга “Аврора” получены следующие повреждения по корпусу: | |
1) В шпилевом отделении осколками разорвавшегося
снаряда большого калибра, разворочена правая правая клюзовая
крышка, расщеплена и побита подушка, есть подозрение что сворочен
клюз, и по направлению от клюза к верхней палубе (целый) ряд
пробоин от 10-15 разной величины, из каких два наибольшие, площадью
в 2 кв.фута каждая, находятся от W.L. в расстоянии 4х
футов. С внутренней стороны дубовые крепления чашки свернуты с
места и два шпангоута несколько выгнуты внутрь и в сторону. Повреждение это по заявлению Г.Г.судовых механиков, за неимением средств и людей исправлено судовыми средствами быть не может и по всей вероятности мешает отдачи правого якоря. 2) В помещении носового минного аппарата силой удара выбило 3 заклёпки и расшатало все крепления якорной подушки, на протяжении 9ти ф. замечается прогиб борта, прогнуты два шпангоута и слегка иллюминатор. В ночь после боя, это отделение, наглухо задраенное, оказалось до 3х футов наполненное водой, полагаю вследствии вышеозначенных повреждений и легкого просачивания в […] Снаружи перебит якорный канат. 3) В командирском W.C. под полубаком снарядом 6” или 8” калибра пробило и разворотило борт до 12 кв.фут расшибло весь гальюн и писуар, осколками пробило внутреннюю переборку в которой имеется две пробоины в 2 кв.ф. и в 1 кв фут. и до 10-15 мелких, далее пролетавшими осколками разбило железную дверь в пролетную, командирский умывальник и внутреннюю стенку W.C. другого борта. 4) У второй угольной ямы осколками снаряда сделало 11 одиннадцать мелких пробоин на уровне W.L. ватер-линии, ввиду чего необходимо безусловно их заделать надлежащим образом, так как во время боя угольная яма через эти пробоины быстро заполнилась водой и крейсер получил крен, для избежания коего пришлось нарочно угольные ямы 8 и 9 левого борта. Осколки этого снаряда проникли через всю яму, во внутренней переборке сделало небольшую пробоину и несколько выпучен. 5) В каюте Кондукторской - от осколков незначительная пробоина 6) Разорвавшимся в борту снарядом большого калибра ударило в стык палубы над 7ым 75м/м орудием, сделало большой развороченный разрыв и значительную пробоину, испортило полупортик и нанесло многочисленные разрывы и пробоины почти непрерывно на протяжении 3½ шпангоутов %до 12 футов% два шпангоута погнуты. Это-же из весьма серьезных повреждений и исправление его домашними средствами очень затруднительно и отнимет много времени. 7) У кормовой мусорной машинки пробито в 2-3 кв.фута мусорный рукав имеет много повреждений. 8) У 75 м/м орудия около сороковых шпангоутов рваная трещина и до 5ти пробоин разной величины. Все эти пробоины правого борта, левый борт почти не тронут и у него лишь одна (9) 9) Пробоина у кормовой катерной шлюпбалки и 8го элеватора на протяжении 4х кв.ф. Этим же снарядом недалеко от [Примечание 1] пробило шлюпбалку 2го парового катера и разогнуло у неё немного в соединении листов. Элеватор также пробит и выведен из действия. 10) Две пробоины в коечной сетке, что перед боевой рубкой из коих одна сверху, разбит и разворочен железный трап на ходовой мостик. 11) На заднем мостике сшиблено за борт 37м/м орудие у которого разнесена тумба. разворочен запасной салютный погреб и поломало и погнуло стойки на мостике. 12) На спардеке с левой под камбузом в деревянной и железной палубах в 3 фута длины и 1 ½ ф. ширины осколки прошли внутрь, пробили дно пищевого бака и командный самовар. 13) Фок мачта имеет три попадания первым снесло брам стеньгу и марс рей, второй сбило стеньгу на ⅓ её высоты и окончательно порвало весь такелаж, третий попал близь топа сделал пробоину и трещину в самом марсе, осколками сделало несколько мелких пробоин, сшибло дальномер “Барр и Струд” и разбило прожектор. 14) Передняя труба имеет две пробоины большая с левой стороны в 32 кв.фута на расстоянии ⅓ высоты от палубы и в самом верху справа, причем перешиблена и свернута задняя для травления пара труба, разошлись листы, многочисленные мелкие разной величины пробоины усеявшие её по всей длине, пробит гудок, разворочен железный трап к гудку и испорчена сирена. 15) Средняя труба имеет пробоину справа сзади в 25-35 кв.фут. и вся труба имеет уклон вперед, в ней также мелкие пробоины. 16) Судовые вентиляторные трубы в большинстве совершенно изрешечены осколками 17) Передний мостик имеет большое число мелкий пробоин и выпучин. 18) На протяжении всего корабля палуба в очень многих местах имеет значительные глубокие вырезы и протекает в пазах у креплений добавочных к орудиям замечается просачивание. 19) Шлюпбалки гребных судов имеют вмятины и выбоины, а у правого парового особенно носовая побита во многих местах и рискованно ей пользоваться. 20) Перебито много такелажу и талей. 21) Барказ в ⅔ своей длины разнесен в щепы и далее много пробоин на всем протяжении. 22) Гребной катер №2 две больших и от носовой банки к носу весь борт усыпан мелкими прорезами. 23) Полубак имеет 9ть пробоин преимущественно в килевой части из коих 3 больших. 24) Первый паровой катер изрешечен в правом борту и килевой части, имеет перебитую машину и котел и не годен вовсе для дальнейшего употребления. 25) Второй паровой катер также имеет много пробоин в нижнем дне и справа, но машина и котел исправны почему его возможно зачинить. 26) Шестёрка №1 - одну большую и 4 малых. 27) Катер №1 - три больших пробоины. 28) Кроме всего вышеизложенного по всему борту, и в разных частях корабля имеется большое количество мелких прорезов и вмятин. 29) Правый выстрел поврежден 30) Шест сетевого заграждения №6 избит |
|
Повреждения по артиллерийской части: | |
Орудия 75м/м №№%судовой% 19,
21, 1, 7 и 9й совершенно выведены из строя, 6" №29 - сильно побито, шлюпочная 37 м/м сбита и со всей установкой взрывом снаряда вынесло за борт. Правый пулемет имеет пробоину в водяной [Примечание 2] |
|
Повреждения по гальванической части: | |
сбит верхний шкив элеватора №8й циферблаты №№ 13, 17, 18, 21, 29, 30 и оба баковых побиты и больше не действуют, снарядный циферблат №12 разбит, разбита марсовая дальномерная станция и два дальномерных ключа, разбита дальномерная электрическая батарея и орудийный аккумулятор, разбиты дальномеры "Барра и Струда" и три прибора Мякишева. |
|
Всего израсходовано
6" патронов 303. снарядов 303. 75м/м патронов 1282 37м/м " 320 |
|
Повреждения по минной части: Сшиблен прожектор №5й и сигнализация "Сименса" |
|
Во время боя убито:![]() ![]() Ранены очень тяжело ![]() Ранены серьезно ![]() |
|
Повреждения по штурманской части: 1) Барометр Анероид; осколками снаряда разбит в мелкие куски 2) Попорчена катушка 3) Призматический бинокль разбит 4) Разбита зрительная труба разбита 5) Разбит Анемометр разбит 6) Разбито стекло Барометра Анероид 7) Оторваны оба лага и правый сбит совсем |
|
Определение болезней раненых в бою 14го Мая![]() ![]() |
|
Мичман Эймонт |
РГАВМФ ф.870, ед.хр.33717, л.43(об)-59
Примечания:
1. Не разобрал последнее слово во второй строке здесь:

2. Не разобрал последнее слово здесь:

3. Так же не смог определить подходящего офицера к одной подписи (после 11:40)