В том, в котором мы живем

топ 100 блогов vad_nes11.04.2024

Писатель Вениамин Каверин написал огромное количество романов, повестей и рассказов, но остался в истории, как автор одной книги - "Два капитана".

Ну ладно, уговорили - двух. Роман "Открытая книга" был не менее популярен, он, как и "Два капитана", дважды экранизировался, да и сейчас весьма популярен, особенно среди умных девушек.

И в принципе, этого более чем достаточно.

"Два капитана" навсегда вписали Каверина в культурный код русской цивилизации. Есть такие книги, от которых уже не отвязаться. Пройдут годы и десятилетия, а наши правнуки все равно будут читать про любовь Сани Григорьева и Кати Татариновой, будут бороться, искать, найдут и не сдадутся.

В том, в котором мы живем

Но я сейчас о другом.

Я о том, что мне все всегда было очень жалко сказки Каверина.

Они невезучие.

И недополучили славы.

Да, дорогие читатели, сказки, как и люди, бывают везучими и невезучими. Например, сказку "Приключения Электроника" знают все, потому что судьба у книги сложилась счастливо, а какую-нибудь "Мой дедушка - памятник", которая ничуть не хуже, знают только те, кому повезло прочитать ее в детстве.

Каверинским сказкам про город Немухин - не повезло. Нет, их экранизировали, причем неоднократно, а "Немухинских музыкантов" - даже дважды, в 1973-м (мультик) и 1981 году (фильм).

В том, в котором мы живем

Вот только все эти экранизации сегодня помнят разве что родственники и приятели Кролика, извините, режиссера. Все, что задержалось в моей, например, цепкой детской памяти от киноверсий этих сказок - обрывок песни из какого-то фильма-спектакля, о котором я больше ничего не помню, включая название:

В городе Немухине
Часто так случается,
Что названье города
Как пароль меняется.
В городе Нимухине,
Нимухицокотухине,
Нидядине, Нитётине…
в Ищитененайдётине…

Да что там с фильмами - с книгами проблемы были.

Поэтому "Сказки" Каверина - отличный маркер возраста. Как правило, их помнят и любят граждане предпенсионного и пенсионного возраста. Младше - как отрезало. Причина проста - их активно издавали в 60-х - начале 70-х. Потом перестали, и я не знаю почему.

Нет, в 1982-м был сборник с длинным названием "Ночной сторож, или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году".

В том, в котором мы живем

Но, во-первых, его выпустили мизерным по советским меркам тиражом в 75 тысяч, а во-вторых, издали, как и многое в 80-х, по принципу "чистенько, но бедненько". Книга не выдерживала никакого сравнения с классическим сборником 1971 года.

В том, в котором мы живем

А вот теперь, наверное, надо объяснить, почему я завел речь о городе Немухине в части, посвященной сказкам военных лет.

Да, действительно, основной массив сказок про жителей Немухина был написан в 60-70-е.

Но не все.

У этого цикла есть одна уникальная особенность - первая история старше последней почти на полвека. Честно, не вру. Сказка "О Мите и Маше, о Веселом Трубочисте и Мастере Золотые Руки" была написана в 1938-м, а "Сильвант" - в 1980-м.

К тому же у этих сказок есть еще одна особенность - они отражают свое время. В самом что ни на есть буквальном смысле слова.

Вениамин Каверин прожил долгую жизнь, в молодости успел зацепить краешком Серебрянный век, был одним из Серапионовых братьев, и, как многие в ту эпоху декаданса, увлекался Гофманом. И ранние каверинские рассказы и сказки написаны совершенно в гофмановском стиле - «Хроника города Лейпцига за 18... год», «Пурпурный палимпсест», «Манекен Футерфаса», «Голубое солнце», «Пятый странник» и т.п.

В том, в котором мы живем

Позднее Каверин от подражательства избавился, но любви к Гофману не утратил. И для немухинских сказок позаимствовал у любимого автора его любимый прием, который сегодня называют "городское фэнтези". Ну, это когда волшебство и чудеса скрыты в обычном - магловском, извините, - мире. В том, в котором мы живем.

Прием очень действенный и часто выстреливающий - причем как у них, с Гарри Поттером и письмами их Хогвартса, так и у нас - в тех же "Дозорах" Лукьяненко с их лианозовским кефиром и киосками с паленой водкой.

Каверин был одним из первых, кто сознательно и последовательно использовал этот прием в отечественных сказках. С самой первой сказки:

В том, в котором мы живем

Девочка сидела в Летнем саду и рисовала. Трава у нее получалась синяя, небо — зеленое, а солнце — красное. Но все-таки это была настоящая трава, настоящее солнце и настоящее небо. Вдруг кто-то сказал над ее ухом:

— Здравствуйте, девочка! Я знаю, как вас зовут, в котором вы классе, сколько вам лет, что вы любите и чего вы не любите.

Это было так неожиданно, что девочка от испуга положила кисточку в рот. Она обернулась. Перед ней стоял рыжий толстяк в синих очках, в клетчатом пальто. У его ног лежала большая собака.

В том, в котором мы живем

— Вас зовут Маша, — продолжал толстяк, — вы в третьем классе, вам одиннадцать лет, вы любите рисовать и не любите супа.

Совершенно верно. Девочку звали Маша, ей было одиннадцать лет, она была в третьем классе, любила рисовать и не любила супа. Все это угадал, разузнал и подслушал рыжий толстяк с собакой — на то он и был Кащеев брат, самый младший и самый хитрый.

— Да, это совершенно верно, — сказала Маша и вынула кисточку изо рта. — Я не люблю супа. А вы?

— Терпеть не могу, — отвечал толстяк.

В том, в котором мы живем

Прием действительно довольно действенный, но, как говорится, есть нюанс.

Такие сказки вплавлены во время написания и однажды это начинает создавать проблемы. Когда современные подростки читают в первом "Дозоре" про то, как маг Городецкий охотится на вампиров, слушая группу "Пикник" на дисковом плеере (щито?!) - они быстро понимают, что это какие-то олдовые приколы и товар не свеж.

Со сказками Каверина - примерно то же самое. Сравнительно недавно одно издательство решило выпустить сказку "О Мите и Маше, о Весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки" с новыми иллюстрациями художника Елисеева.

В том, в котором мы живем

Но вылезла проблема - сказка была написана Кавериным еще до войны, в 1938 году, и навсегда пропиталась реалиями того сурового и безжалостного времени.

Поэтому у некоторых современных мам истерику вызывает первая же фраза:

"У Кощея Бессмертного умерла дочка. Ну что ж! Умерла так умерла!"

Про истерику яжематей я практически не утрирую. Причем прочитавшие честно предупреждают коллег:

"Хочется предупредить родителей, что все плохие герои издохли и убиты. И если Вы считаете, что в детских сказках не должно быть жестокости, и хотите оградить своего ребенка от этого – эта книга не для Вас".

А те все-таки читают и делают выводы:

"В процессе чтения опасения подтверждаются. Похищенной Маше рассказывают страшные истории, заставляют смотреть на мучения людей: "показывают ей разрушенные города, детей, убитых бомбами, и матерей, умирающих от горя"; Кощей приказывает всех попавшихся казнить/сжечь/ослепить/посадить в тюрьму и т.д. и т.п. Ну а чтобы освободить Машу надо назвать трёх сторожащих её собак по именам и они подохнут (слово из книги). И дальше всё в таком же ключе. Иллюстрации в книге забавные, но читать её своему ребёнку я, пожалуй, не буду".

В том, в котором мы живем

Что ж, мамы во-многом правы. Сказка "О Мите и Маше, о Веселом Трубочисте и Мастере Золотые Руки" увидевшая свет в журнале "Костер" № 11 за 1938 год и вскоре вышедшая отдельным изданием - действительно весьма жесткая сказка.

В том, в котором мы живем

Здесь, среди военных сказок она смотрится как нигде уместно, хотя бы потому, что является одной из первых антифашистских книг в советской литературе.

Спасая украденную сестру Машу, мальчик Митька оказался в Коричневой стране, где "по улицам маршировали солдаты в коричневых рубашках". Здесь правит Кащей, при упоминании имени которого обязательно добавлять "Да здравствует Кащей". В Коричневой стране везде висит эмблема из переплетенных собачьих лап. И даже трех волшебных псов Кащея в первом издании звали Гим, Гер (жирный пес) и Геб.

Мудрено ли, что Кащея изображали совершенно однозначно?

Что первый иллюстратор книги Иосиф Ец.

В том, в котором мы живем

Что главный иллюстратор цикла Валерий Алфеевский.

В том, в котором мы живем

Сказка про кащееву страну всем понравилась, да и сказочник вошел во вкус, и на новый 1941 год советские дети получили подарок - в первом номере все того же журнала "Костер" была напечатана новая сказка Вениамина Каверина "Песочные часы" - про странного бородатого воспитателя, который утром был сама доброта, а к вечеру зверел все сильнее и сильнее.

В том, в котором мы живем

Тоже, надо сказать, сказочка еще та, так и пышет добротой и всепрощенчеством. Если вы не помните, за то, что маленький мальчик ее передразнивал, добрая - добрая! - Фея Точности и Вежливости заколдовала его на всю жизнь, превратив в песочные часы.

В том, в котором мы живем

И чтобы расколдовать бедолагу от проклятия, девочке Тане придется год терпеть тяготы и лишения, а потом и вовсе совершить подвиг.

Так жили в том суровом мире.

Решил заступиться за кого-то? Хорошо, это твое решение, мы его уважаем. Но будь готов нести за него ответственность и делами доказывать свою правоту.

Сказка "Песочные часы" не вышла в книжном формате - просто не успела.

Коричневая страна напала на "прекрасную страну", которую так уважал Трубочист и война эта оказалась долгой и страшной.

Первый художник этих сказок Иосиф Михайлович Ец уйдет на фронт, будет командовать 3-м батальоном 1-й особой бригады морской пехоты и в конце сентября 1941 года погибнет в районе Петергофа, защищая Ленинград от фашистов.

В том, в котором мы живем

А Сказочник...

Сказочник замолчит и совсем перестанет сочинять сказки. С его умением вплавлять время в строки - наверное, он просто боялся рассказывать детям об этих годах.

Новую сказку он сочинит только в 60-м, и мы к нему еще обязательно вернемся.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Если они считаются нашими славянскими братьями, то, что они делают это предательство. Предательство брата это страшная вещь. Это нельзя спускать, им нужно объяснить, силой объяснить что они не правы. Без жестокости, без ненависти, без возгласов этих - убить там, всяко-разно обозвать. У ...
Противно, мерзко. Я была в шоке, когда в комментариях чудовищ типа Мироненко я увидела тех, кого считала хорошими, приятными людьми, тех, с кем я здоровалась за руку, смеялась, проводила время. Надеюсь, вы увидите этот пост и поймете, что я о вас. Этот флешмоб стал прекрасной лакмусов ...
Западные СМИ назвали Владимира Путина наиболее востребованным мировым лидером на прошедшем в Китае саммите G20. График встреч российского президента с коллегами был одним из самых плотных. ...
Люблю линейку Fundamental для обезвоженной кожи от корейского бренда Dear, Klairs. Крем для глаз из неё - один из моих самых любимых (ссылка будет в конце поста). А сегодня расскажу о базовом креме-геле для лица, на который у меня были совершенно другие планы. Расскажу. На ВСЕ ...
LyudVik вывесила фотку Как только я не закрывала на зиму кабачки – и икрой, и сотэ, и кружочками с чесноком… Но никогда оно у меня ещё так быстро не расходилось, как в эту зиму, когда я закрыла по новому, подругиному рецепту. 3 кг кабачков очистить, пропустить через ...