В Токио не оставили надежд Кремлю: Курилы японцы грозят захватить быстро
aqua_parus — 13.05.2020 Тихоокеанский флот способен ответить на агрессию, но у него есть «ахиллесова пята».Несговорчивость Москвы по Курильскому вопросу может подтолкнуть Токио к решению территориального спора с Россией силой.
Во всяком случае, подобного развития событий не исключают аналитики издания Sohu.
«Япония пытается вести себя максимально доброжелательно по отношению к России, однако, это не более чем маска. Токио крайне раздражен и не оставляет надежд обобрать Курилы. По всей видимости, именно такую цель перед собой поставил Синдзо Абэ», — цитирует авторов портал «ПолитРоссия».
А поскольку дипломатическими уловками Россию склонить к компромиссу не удается, Токио, как отмечается в публикации, придется идти на прямой военный конфликт.
Впрочем, исход такого столкновения эксперты Sohu предрекли заранее. И он не в пользу Японии. Поскольку, по их мнению, потребуется всего 24 часа, чтобы силовой захват Курильских островов обернулся для агрессора большими неприятностями.
Понятно, что предлагаемый Sohu сценарий, скорее, конспирологический. Сейчас как раз больше вероятности, что конфликт в регионе может возникнуть у Китая с Соединенными Штатами.
Но, с другой стороны, у Токио тогда «под шумок» тоже появиться шанс в расчете на помощь американцев сыграть свою игру…
Как известно, недавно на Окинаве, где размещена основная часть американских военных объектов в Японии, в том числе крупнейшая за пределами США база ВВС, прошли очередные совместные американо-японские маневры, на которых отрабатывалось проведение десантных операций.
А буквально накануне стало известно о доставке на авиабазу Корпуса морской пехоты США «Ивакуни», что на острове Хонсю, первых двух из семнадцати конвертопланов MV-22B «Оспри».
По данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), Япония стала первой зарубежной страной, которой поставлены конвертопланы V-22. Они поступят на вооружение Сухопутных сил самообороны Японии. Несколько аппаратов, предположительно, разместят на борту новых 19500-тонных эсминцев-вертолетоносцев класса «Изумо».
Токио планирует использовать машины, которые, как отмечается, расширят возможности японских Сил самообороны по проведению десантных операций, прежде всего, для обеспечения защиты удаленных островных территорий.
То есть, американо-японский военный тандем продолжает наращивать свою мощь в регионе. И закономерно встает вопрос, а готов ли наш Тихоокеанский флот к самому непредвиденному развитию событий?
Не секрет, что во времена СССР этому флоту придавался особый приоритет. Но после распада Союза потенциал его значительно снизился, поскольку за 90-е годы безвременья численность кораблей сократилось почти в два раза.
— Сегодня российский военный флот переживает фактически вторую молодость, — комментирует ситуацию военный эксперт, капитан 3-го ранга запаса Дмитрий Литовкин — На вооружение поступают новые корабли различных классов, атомные подводные лодки. И Тихоокеанский флот в этом процессе не исключение. Все новейшие ракетные подводные крейсера типа «Борей» сегодня идут именно на Тихий океан.
Напомню также, что на Тихоокеанском побережье начата модернизация крупнейшего в России судостроительного завода «Звезда», который в перспективе будет производить не только ударные корабли, но и авианесущие — есть и такая задумка.
И, собственно говоря, инфраструктура флота, это не только корабли, но это и самолеты, которые сегодня поступают на вооружение находящихся в регионе частей и подразделений. Это береговые ракетные комплексы типа «Бастион». И, конечно, С-400.
В настоящее время Тихоокеанский флот, в общем-то, представляет собой достаточно мощную, единую и хорошо управляемую структуру. Поэтому опасаться какой-то прямой агрессии против него не приходится. К тому же, при любой агрессии Россия, в принципе, оставляет за собой право превентивного ядерного удара.
Япония и США это знают — об этом говорится в открытых документах, которые декларируют наши возможности. Поэтому учитывают.
Если мы посмотрим на взаимоотношения официального Токио и Москвы, они достаточно открытые и прямолинейные. Переговоры нашего президента и премьер-министра Японии проводятся регулярно.
Мало того, мы проводим совместные маневры в регионе. Не так часто, как с другими нашими союзниками. Но добрососедство и партнерство Россией и Токио постоянно подчеркиваются. Потому что, мы знаем, что Токио рассчитывает решить проблему островов мирным путем. Россия придерживается такой же концепции.
«СП»: — Значит, японцам не придет в голову развязывать конфликт из-за островов с Россией?
— Странно было бы думать иначе. Россия — ядерная держава. Это и есть ответ.
«СП»: — По планам до 2020 года Тихоокеанский флот, как известно, должен был получить 40 новых боевых кораблей, в том числе современных атомных подводных лодок, корветов, фрегатов, десантных и противолодочных судов. Этот план выполняется, или проблемы все-таки существуют?
— Планы в основном выполняются. Но ряд проблем существенных есть. Скажем так, «ахиллесова пята», это газотурбинные двигатели. Они необходимы для больших кораблей дальней океанской морской зоны.
Малые ракетные корабли, которые у нас сейчас есть на Каспии, на Черном море и на Балтике, они используют дизельные двигатели. С дизелем у нас все в порядке, поэтому перевооружение в части малых военных кораблей на ТОФ вопросов не вызывает.
Как и атомное кораблестроение. Потому что с атомными энергетическими установками у нас тоже все в порядке.
Что касается газотурбинных установок, то у нас несть предприятия, которые вплотную занимаются этим вопросом. В какой-то момент эти установки появятся в промышленных масштабах, и, соответственно, можно будет строить совершенно спокойно корабли и вводить их в строй. Возможности российской промышленности сегодня таковы, что они позволяют в кратчайшие сроки увеличить производство кораблей любого класса.
Доктор исторических наук, профессор Института стран Востока Анатолий Кошкин к сценарию китайского издания тоже относится скептически:
— Наши отношения с Японией из-за проамериканской позиции официального Токио, конечно, не на том уровне, на котором могли бы быть. Но представить ситуацию таким образом, что японцы имеют какие-то планы военного отторжения Курильских островов, я не могу. Потому что это явно надуманные моменты.
Хотя, действительно, есть в Японии силы, которые об этом говорят. Был, скажем, случай, когда один из депутатов японского парламента, будучи на Курилах, в нетрезвом состоянии предложил «отвоевать» острова обратно. Но это отнюдь не значит, что Япония всерьез рассчитывает в качестве одного из вариантов — военное решение этого вопроса.
Особо подчеркну, что Sohu, это все-таки не государственное издание, а частное. Поэтому прогнозам этого издания я бы не стал уделять серьезного внимания.
К примеру, в статье говорится, что если Япония захочет подключить к решению проблемы островов американцев, те, дескать, вмешиваться не будут. Но это совершенно нереальная ситуация, поскольку между Японией и США существует так называемый Договор безопасности, который подразумевает, что в случае создания какой-то военной опасности, они должны друг другу приходиться на помощь.
«СП»: — Имеется в виду договор от 1960 года о взаимном сотрудничестве и безопасности?
— Да. Конечно, наращивание мощи Сил самообороны Японии, оно беспокоит. Причем, беспокоит не только нас. Но и Китайскую народную республику. И Северную Корею.
Тем более что все же делается вопреки японской Конституции, которая запрещает Японии обладать вооруженными силами и торжественно отказывается от права ведения войны. Другое дело, что все это уже давным-давно выхолощено. И, в действительности, вооруженные силы Японии, по разным экспертным оценкам, занимают шестое или седьмое место по военным затратам и оснащению в мире.
Разумеется, мы не можем не обращать на это внимание. Что, собственно, и проявляется в оснащении нашей группировки на Дальнем Востоке, в том числе, и на Курилах, соответствующей новейшей военной техникой. Это можно только приветствовать.
Но я бы не стал говорить, о намеренном создании какой-то опасной ситуации со стороны Японии.
Есть, впрочем, возможность провокаций негосударственного масштаба, хотя за этим, конечно, могут стоять и соответствующие политические силы.
Дело в том, что в Японии существует довольно много правонационалистических, реваншистских организаций, которые вполне могут устроить провокацию, даже с высадкой на нашей территории.
И что, оружие применять против них? Это тоже чревато…
Поэтому наше руководство и наш МИД должны соответствующим образом, как я считаю, работать с японскими партнерами с тем, чтобы исключать подобные призывы и попытки осуществления вот таких вот провокаций. А говорить о полномасштабной войне за Курилы, я считаю, в настоящее время не стоит.
«СП»: — Вы думаете, проблема мирного договора будет разрешена?
— Такой проблемы, на мой взгляд, не существует. Через 75 лет после безоговорочной капитуляции Японии говорить о каком-то мирном договоре, это совершеннейший нонсенс.
В наших СМИ иногда пишут, что якобы у нас с Японией до сих пор существует де-юре состояние войны. Это глупость. Ибо состояние войны между СССР и Японией было прекращено 19 октября 1956 года в первой статье советско-японской совместной декларации, которая была ратифицирована в декабре того же года.
Никакого состояния войны между нашими странами нет. А посему нет необходимости заключать какой-то дополнительный мирный договор.
Просто напомню, что у нас нет мирного договора с Германией. И никто по этому поводу не страдает, не высказывает каких-то опасений. Более того, с Германией мы весьма эффективно развиваем и торгово-экономические связи, и культурный обмен (сейчас в связи с санкциями есть некоторое охлаждение, но, тем не менее).
А в 70-е ФРГ делила как раз с Японией первое и второе места по торгово-экономическому сотрудничеству с Советским Союзом. Поэтому никакого влияния отсутствие мирного договора на взаимовыгодное сотрудничество не оказывает.
Этот мирный договор является уловкой для японского правительства, которое согласно подписать его только при условии сдачи Курильских островов. Другой цели у них нет.
Светлана Гомзикова
|
</> |