В свете последних событий вспомнилось...

Монахи схватили Гипатию, когда она возвращалась из Академии домой. Подстрекаемые Петром, они выволокли беззащитную женщину и притащили к Цезаревой церкви. Там сорвали с неё одежды и принялись бить. Били ногами, камнями, били нещадно, с исступлением, даже после того, как она умерла. Но и этого им было мало: острыми раковинами они содрали с неё кожу, отделили плоть от костей, а затем отнесли изувеченные останки к месту, называемому Киндрон, где с проклятиями сожгли их дотла. Так погибла одна из величайших женщин Древнего мира.
Что же случилось с монахами? Почему они, забыв про заповедь «Не убий», свершили не просто убийство, а убийство зверское? Ответ один – над Гипатией измывалась толпа. А в толпе (неважно, из кого она состоит) действуют иные законы, нежели в повседневной жизни.
Первым, кто попытался осмыслить это явление, был французский психолог Лебон. В 1895 году, вышла его книга «Психология толп», которая не потеряла своего значения и сегодня. Лебон считал, что в толпе положительные качества отдельных индивидов не складываются, а, наоборот, взаимно уничтожаются, и потому толпа гораздо более предрасположена к злу, чем к добру. Происходит стремительное накопление глупости: образно говоря, суммарное количество серого вещества у людей в толпе меньше, чем у любого из её представителей. Таким образом, толпа усредняет людей, она растворяет в себе личность, так же, как вода растворяет соль – тихие домохозяйки превращаются в хамоватых уличных торговок, а интеллигенты тупеют и дичают. Обратного процесса, увы, никогда не происходит, и торговка ни за что не превратится в тихую домохозяйку.
|
</> |