
В Судогде-где, часть вторая

Полюбовавшись на разумном отдалении (собаки — не хочется с ними столкнуться) домиками частного сектора,

возвращаемся на улицу Ленина. Оглядываюсь и вижу очень трогательный озоновский пункт выдачи.

Вообще говоря, интересно все: и застройка, и люди, и отражения в окнах:




Все есть в Судогде — и львы:

И цветы резные деревянные:

И смотровая площадка над речкой Судогдой, притоком Клязьмы. К ней ведет мост, под ним на берегу можно покормить уток.


Со смотровой площадки видна речка, а еще — фабрика за ней:

Рядышком на берегу обнаружила скульптуру работы местного мастера по имени Андрей Бугай. Называется «Танго любви».

И, конечно, именно на улице Ленина (а где ж еще) стоит главный судогодский храм – Екатерининский собор.

До 1778 г., когда Судогда стала уездным городом, в слободе была деревянная Никольская церковь. С переменой статуса решили построить и каменный храм на средства казны. Строительство было начато неподалеку от прежней церкви, но шло медленно, а в 1806 г. пожар уничтожил почти весь город и обе деревянные церкви, святителя Николая и великомученика Мины. Заново Судогду отстраивали уже по плану (разбивка на правильные кварталы сохранилась в старой части города и по сей день). Каменный храм решили перенести на новое место, прежнюю постройку разобрали.

И опять все пошло не гладко: в 1838 г. случился новый разрушительный пожар, и одноглавый собор сильно пострадал. К счастью, удалось спасти иконы. Тем не менее, на восстановление пристроек ушло почти десять лет, а колокольню возвели на частные средства. Но и это не конец истории. В последующие годы храм расширяли, затем реконструировали, после чего он обрел пять глав вместо одной, потом город опять горел и понадобилось восстанавливать колокольню, потом храм укрепляли из-за трещин в стенах. В 1891 г. его наконец освятили.

Удивительно, но впервые советская власть закрыла Екатерининский собор только в 1832 г. и всего на год. Прошло еще четыре года, прежде чем храм отобрали у верующих окончательно, чтобы разместить в нем театр (не знаю, действительно ли так и вышло), а в конце пятидесятых просто взорвали. Оставшаяся часть храма была превращена в Дом культуры. И лишь в 1999 г. его вернули церкви, начались реставрационные работы.
Но нам пора. По пути снова ненадолго останавливаемся возле деревянного терема Голубевых. Спасибо тем, кто сохранил и сохраняет эту резную красоту.

Еще несколько минут, и мы прощаемся с Судогдой, садимся в машину и отправляемся в Муромцево, к развалинам замка Храповицкого.