В стране жуков, чебурашек и смешариков: Популярная в мире российская анимация

топ 100 блогов okkomovies08.04.2023

Сегодня День российской анимации. Больше ста лет ярких, причудливых, веселых, а порой и мистических рисованных откровений: конечно, это богатство оценили не только на родине, но и во всем мире. Вспоминаем мультфильмы, прославившиеся и за пределами России.

Кадр из мультфильма «Ежика в тумане», реж. Юрий Норштейн, 1975
Кадр из мультфильма «Ежика в тумане», реж. Юрий Норштейн, 1975

8 апреля отмечают День российской анимации. Дата выбрана неслучайно: 8 апреля 1912 года состоялась премьера первого отечественного мультипликационного фильма — «Прекрасная Люканида» Владислава Старевича. Нас от этой даты отделяет 111 лет, за которые анимация развивалась и менялась. Миру она дала «Ежика в тумане», «Ну, погоди!», «Смешариков», «Машу и медведя» и многие другие полюбившиеся зрителям работы.

Кадр из мультсериала «Ну, погоди!», реж. Вячеслав Котёночкин, Владимир Тарасов, Алексей Котёночкин, 1969–2017
Кадр из мультсериала «Ну, погоди!», реж. Вячеслав Котёночкин, Владимир Тарасов, Алексей Котёночкин, 1969–2017

Анимация в Россию пришла еще в 1906 году, когда балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев «поставил» первый кукольный мультфильм. В одной из комнат театра он соорудил маленькую сцену с кулисами и освещением, а на ней расставил кукол из папье-маше высотой в 20-25 сантиметров. Все они держались на мягких проволоках. Ширяев менял их позиции и фотографировал, воспроизводя в анимации хореографию больших балетов. Свои «кукольные» мультфильмы балетмейстер широкой публике не показывал и использовал только для обучения студентов или увеселения знакомых. Лишь в 1995 году балетный историк Виктор Бочаров рассказал общественности о мультфильмах Ширяева — «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро», «Шутки Арлекина». Анимацию Ширяева показали в России и за рубежом. Его работы даже спустя столько лет оставаются элегантными и новаторскими. После того как мультфильмы Ширяева показали на фестивале Encounters в Великобритании, основатель британской мультстудии Aardman Animations Питер Лорд посвятил пионеру жанра статью в The Guardian, где написал: «…у меня особое отношение к его работе. Я вижу и понимаю тысячи крошечных решений, которые он принимает в каждой сцене. Есть моменты, которые работают настолько триумфально, что я могу представить крики удивления и аплодисменты, когда он впервые показал их». Но до обнаружения ширяевского архива долгое время первым российским мультипликатором считался Владислав Старевич.

Кадр из мультфильма «Месть кинематографического оператора», реж. Владислав Старевич, 1912
Кадр из мультфильма «Месть кинематографического оператора», реж. Владислав Старевич, 1912

Подход Старевича был совсем другим — биолог по образованию, в своей анимации он использовал насекомых. Именно жуки стали главными героями его мультфильмов. Зрители приходили в восторг, полагая, что автор выдрессировал живых членистоногих. На самом деле Старевич использовал препарированные засушенные тельца жуков, а руки и ноги им делал из проволоки. Самая успешная работа Старевича «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» гротескно рассказывает средневековую историю рыцарских сражений за любовь прекрасной дамы. Он делился методом работы: «Естественно, сначала насекомое нужно соответственно подготовить. Не так уж трудно пропустить сквозь лапки тонкую проволочку, прикрепив ее воском к туловищу. Я сделал из пластилина „поле битвы“, чтобы иметь основание, в котором держались бы лапки насекомого. С движениями жуков трудностей не было. Продумав будущую схватку рогачей, я набросал основные позы. При съемке я делил каждое движение на ряд фаз. Для каждого кадра устанавливал свет». В течение одного только 1912 года Старевич выпустил несколько картин — «Прекрасная Люканида», «Месть кинематографического оператора», «Авиационная неделя насекомых», «Рождество обитателей леса». Лондонская газета Evening News писала о нем: «…мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века…», а Уолт Дисней говорил: «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий».

Кадр из мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», реж. Владислав Старевич, 1912
Кадр из мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», реж. Владислав Старевич, 1912

После революции Старевич эмигрировал. Некоторое время после установления новой государственности отечественная анимация стагнировала. В начале 1920-х Дзига Вертов ввел мультипликацию в выпускаемый им хроникальный киножурнал «Киноправда» — как бы авансом.

В 1920-х популярной стала техника плоских марионеток. В исполнении она довольно проста: из картона или бумаги вырезаются части фигурки (руки, ноги, голова), которые потом соединяются шарнирами. Мультипликаторы начали применять ее при оформлении агитпоездов, а в 1924 году Юрий Меркулов, Николай Ходатаев и Зенон Комиссаренко организовали при Государственном техникуме кинематографии (сейчас — ВГИК) Экспериментальное бюро мультипликации, где снимали мультфильмы в этой же технике. Их работы, хоть они и были идеологически ориентированными, всё равно отличались новаторским и смелым подходом. В мультфильме «Межпланетная революция» (1924) буржуа всех стран бегут в космос от восстания пролетариата. Изначально лента задумывалась в качестве анимационной вставки для «Аэлиты» Якова Протазанова, но в итоге вышла отдельно. Кинокритик Лариса Малюкова рассказывала: «Авторы замахнулись на вполне современную идею совместить игровые сцены с анимационными. Но в последний момент Протазанов от этой идеи отказался. Тогда мультипликаторы и сделали самостоятельную работу. Поражают темпы производства. Анимационная „Межпланетная революция“ была завершена в том же 1924 году, что и игровая лента».

Поражали не только темпы. Второй мультфильм, «Китай в огне» (еще одно название — «Руки прочь от Китая»), был по тем временам рекордсменом по продолжительности анимации — 1000 метров пленки, что при имевшейся тогда скорости проекции составляло более 50 минут экранного времени. Картина выступала против вмешательства иностранцев в дела Китая и была тепло принята в том числе в самой Поднебесной. Сунь Ятсен, первый президент Китайской Республики, говорил: «Не забывайте, что там, в свободной России, раздался призыв „Руки прочь от Китая!“ …для лозунгов издающихся из Москвы, расстояния не существует». В работе над анимацией «Китая в огне», кроме Меркулова, Ходатаева и Комиссаренко, принимал участие целый пул будущих прославленных советских мультипликаторов — Иван Иванов-Вано, сестры Брумберг, Ольга Ходатаева, Владимир Сутеев.

Большое влияние на советских мультипликаторов оказал Уолт Дисней, чьи работы показали на I Международном кинофестивале в Москве в 1935 году. Федор Хитрук описывал первые впечатления от увиденного: «...фильм Диснея из серии „Забавные симфонии“ не укладывался ни в какие рамки привычного сознания... Это был такой класс режиссуры, такое слияние пластики, музыки, идеи и характеров — поразительно... Анимационные фильмы запали мне в душу. Я тогда не мог и мечтать о том, что сам буду заниматься. Но для меня эти фильмы были больше, чем искусство, это была ворожба, колдовство. По движению, по характеру, по игре для меня происходило нечто более убедительное, чем в игровых фильмах». Позже, в 1947 году, Сергей Эйзенштейн отмечал: «Наши мультипликаторы стилизуются под Диснея. Между тем и в образах зверей, и в стилистике начертания у нас свой собственный русский звериный фольклор и эпос». Иван Иванов-Вано рассказывал, что и подготовка на мультипликаторских курсах велась на учебных пособиях, разработанных Диснеем. Сам Иванов-Вано, кстати, ездил за границу, где виделся со Старевичем. О встрече рассказывал: «По обстановке видно было, что живут они бедно, в стесненных обстоятельствах. К счастью, мы захватили с собой шоколадные конфеты „Мишка косолапый“ и теперь выложили на стол — вот, попробуйте, наши московские... Старик был страшно тронут. Он рассматривал конфеты, на глаза его навернулись слезы. Потом он увидел мой фотоаппарат, долго вертел его в руках с детским недоверием и любопытством. <�…> Мы чувствовали — для него огромная радость прикоснуться хоть к частице новой России. <�…> Потом мы пили чай, но к чаю ничего не было. Они ели наши конфеты и как-то любовно, по-детски сложили обертки от конфет и спрятали их». Старевич мечтал вернуться домой и снова снимать для России, но советское правительство совместные проекты с ним не одобрило.

Кадр из мультфильма «Тараканище», реж. Владимир Полковников, 1963
Кадр из мультфильма «Тараканище», реж. Владимир Полковников, 1963

В советской анимации тем временем постепенно произошел качественный перелом. На экраны вышли «Каток», «Сенька-африканец», «Тараканище», «Самоедский мальчик», «Почта», «Мойдодыр», «Приключения китайчат», «Приключения Братишкина» и «Новый Гулливер». Великая Отечественная война затормозила развитие анимации, но после нее, в 1950-х, когда декларировали разворот в сторону национальных сюжетов, на экранах появились «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев».

В 1962 году Федор Хитрук выпустил дебютную работу — «История одного преступления». Он писал: «Пока мы делали десятиминутную картину, напротив нас успевали возвести целое здание». Стиль Хитрука отличает особенная достоверность повадок животных, которых он рисовал с детства. Его «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм» и, конечно, «Винни-Пух» стали классикой анимации. К последнему Хитрук приступил не сразу. Делился: «Я боялся подступиться к своей мечте именно потому, что мне была дорога в этой книге каждая строчка». Первая серия вышла в 1969 году, еще две — в 1971‑м и 1972‑м. Свою «фирменную» косолапую походку Винни-Пух получил из-за ошибки аниматоров. Когда посмотрели, решили ничего не исправлять. А вот примятое ухо планировали сразу — дело в том, что Винни любит спать именно на левом боку. Хитрук повторял своим ученикам, что смысл важнее визуала. Учились у него и Юрий Норштейн, и Андрей Хржановский, и Эдуард Назаров.

Кадр из мультфильма «Винни Пух», реж. Федор Хитрук, 1969
Кадр из мультфильма «Винни Пух», реж. Федор Хитрук, 1969

В 1967 году «Варежка» Романа Качанова о девочке, которая хотела питомца, получила множество международных премий. Через два года мультипликатор снял историю про Крокодила Гену и Чебурашку, а в 1981 году выпустил полнометражный фантастический мультфильм «Тайна третьей планеты». Его работы так любили за рубежом, что не жалели денег на покупку прав и озвучку. В Америке Алису озвучивала Кирстен Данст, а птицу-говоруна — Джеймс Белуши, во Франции озвучкой занимался Жан Рено, в Италии — Челентано. Что касается «Чебурашки», притчей во языцех стал его культ в Японии — совершенно кавайный персонаж завоевал Страну восходящего солнца задолго до покемонов. И приключения необычного ушастого зверька в Азии продолжаются. Например, в 2013 году в Японии вышел полнометражный мультфильм о приключениях Чебурашки.

В 1975 году Юрий Норштейн познакомил зрителя с «Ежиком в тумане». Съемочная команда применила несколько простых, но новаторских приемов: Ежик состоял из слоев прозрачной пленки, чтобы казаться объемным; съемки отражений в лужах вели с секундомером, чтобы добиться точного попадания; Сергей Козлов, автор сказки, написал сценарий почти с нуля, чтобы адаптировать реплики под мультик; чтобы создать туман, на прозрачную пленку наносили пыль, а стекло с персонажем отодвигали; при падении листка снимали настоящий, а потом наслаивали движения. В 2003 году на Международном анимационном фестивале «Лапута» в Японии 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран признали «Ежика в тумане» лучшим мультфильмом всех времен. Японский мультипликатор Хаяо Миядзаки называл «Ежика в тумане» своим любимым мультфильмом. Режиссер Алексей Герман тоже считал эту ленту одной из любимых: «Были картины, где я смеялся, умилялся, а ощущения полета и большого искусства этот человек добился тем, как собака выпустила язык или как ежик плывет на большой рыбе. И пока я жив, я эти кадры буду помнить. Потому что когда ежик плывет на большой рыбе, это вовсе не означает, что это про рыбу: это что-то про меня. И туман — это вовсе не то, что он задымил пленку. Это тоже про меня. Это какие-то сны. И это — чудо».

Кадр из мультфильма «Ежик в тумане», реж. Юрий Норштейн, 1975
Кадр из мультфильма «Ежик в тумане», реж. Юрий Норштейн, 1975

В 1999 году продюсером Александром Боярским и режиссером Константином Бронзитом была создана студия «Мельница». Ее первым проектом стал четырехсерийный мультфильм «Приключения в Изумрудном городе». Сейчас «Мельница» — пожалуй, самая известная российская мультипликационная студия. В ее портфеле — несчетное количество мультфильмов про богатырей («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица»), «Барбоскины», «Лунтик», «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Студия продюсирует не только массовую анимацию, но и так называемый артхаус. В 2016 году мультфильм Бронзита «Мы не можем жить без космоса» номинировали на «Оскар» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм». Кинокритик Антон Долин (признан в России иностранным агентом) называл его «настоящим маленьким шедевром». Про следующую работу Бронзита «Он не может жить без космоса» (это не приквел и не продолжение) кинокритик Егор Беликов написал: «Сила Бронзита — в его кристальной, мучительной понятности. В его грустной вселенной сын точно будет такой же, как его отец, улетевший куда-то за пределы гравитационного поля мамы и никогда не вернувшийся, плоть от плоти покоритель последних рубежей. Совершив выход в открытый космос маминой комнатки, где прожил всю жизнь, герой безо всяких лишних слов признается в бесконечной любви маме и улетает с помощью качелей туда, где ее наконец обнимет».

Еще в 2000 году премию «Оскар» получил другой российский мультипликатор — Александр Петров за работу «Старик и море». Его анимация совсем не детская. В копилке работ автора — картина по мотивам рассказа Андрея Платонова «Корова», «Русалка», в которой поднимается вопрос греха другого человека, «Сон смешного человека» по Достоевскому, фильм по произведению Ивана Шмелева «Моя любовь». Работающий в технике «живописи по стеклу», Петров рисует пальцами и масляными красками прямо по стеклу. О своем методе говорит: «Компьютеры… Легко можно потерять контроль над материалом. В компьютерной анимации иногда совсем не видно художника, зато хорошо видна программа, с помощью которой ее снимали». «Альтернативой сериальному американскому и японскому искусству, искусству коммерческому» Петров считает, например, «Смешариков».

Кадр из мультсериала «Маша и Медведь», реж. Олег Кузовков, Олег Ужинов, Денис Червяцов, 2009–
Кадр из мультсериала «Маша и Медведь», реж. Олег Кузовков, Олег Ужинов, Денис Червяцов, 2009–

Аудитория «Смешариков» в Китае превышает российскую в 12 раз. «Машу и Медведя» от студии Animaccord показывали в Англии, Германии, Франции, Италии, Америке. В 2017 году мультфильм был одним из самых узнаваемых в Европе. Динамичная, смешная история о девочке в платочке и ее друге-медведе в 2019 году вошла в пятерку самых востребованных детских шоу в мире (по версии исследовательского агентства Parrot Analytics). И всё же российская анимация пока слабо способна конкурировать с зарубежной. Дело не в качестве, а в количестве. Производство мультиков остается дорогим. За деньги от мультфильма длиной в 10 минут можно снять несколько серий мыльных опер. В России за год снимают на порядки меньше часов мультиков, чем за рубежом (десятки против тысяч). Однако история отечественной мультипликации на этом, конечно, не заканчивается. Судя по вполне юному возрасту (каких-то 111 лет), она только начинается. А значит, впереди будут новые Ежики в тумане, новые Маши и Медведи и новые Незнайки на Луне.

Текст: Яна Титоренко


Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
"Лужники" - один из символов столицы, который сейчас, скажу прямо, на символ мало чем похож, скорее это типичная стройплощадка, на которой кипит работа. И не удивительно - до Чемпионата мира по футболу осталось всего 3 года, а работы еще очень много. Это кажется, что стадион вроде ка ...
Посты "АЛЛА ПУЧАЧЕВА" в блоге "ECLETTICO" V - T - V В©Surge Blavat "ECLETTICO" ...
В продолжение пиратской темы в песнях. Я подумал, что релевантно воспоминание Городницкого о тех временах, когда он учился в горном институте: «Мраморный» - весьма известный зал Танцевальный в Кировском ДК, Где происходили, то и дело, Громкие разборки из-за женщин Между горняками ...
Уважаемые участники сообщества! Разыскивается книга о серийных и массовых ...