Падение блока: «Тетрис»

топ 100 блогов okkomovies05.04.2023

На Apple TV+ вышла айтишная ретродрама «Тетрис» с Тэроном Эджертоном. Проект казался соблазнительным во многом из-за того, что режиссерское кресло занял Джон С. Бейрд, известный по хулиганской «Грязи» и сериалу «Винил». Но главный интерес для отечественного зрителя состоит в том, что роль советского разработчика культовой игры исполнил Никита Ефремов. Рассказываем, почему необычайное приключение героя Эджертона в стране большевиков оказалось очередным стереотипным развлечением.

Кадр из фильма «Тетрис», реж. Джон С. Бейрд, 2023
Кадр из фильма «Тетрис», реж. Джон С. Бейрд, 2023
Падение блока: «Тетрис»

В конце 1980-х годов бизнесмен и разработчик Хэнк Роджерс (Эджертон) на игровом ивенте в Лас-Вегасе теряет голову от «Тетриса» — простой, но очень захватывающей игры. Он загорается идеей вывести 8-битную видеоигру на японский рынок, идет ва-банк и ставит всё семейное имущество на кон. И, казалось бы, договор с Nintendo уже на руках. Но между ним и советской игрой встает Большой американский бизнес во главе с медиамагнатом Максвеллом (и его уморительно закомплексованным сыном). Чтобы утрясти проблемы с авторскими правами и спасти себя от банкротства, герой Эджертона отправляется в перестроечную Москву. К слову, от этой затеи его отговаривают и близкие, и коллеги — но, как показал Лев Кулешов еще в 1924 году, храброго капиталиста не остановить всякими россказнями о дикарях-коммунистах.

Падение блока: «Тетрис»

Главным правообладателем игры числится «Электронооргтехника» — государственная организация, где Алексей Пажитнов (Ефремов) и создал на своем примитивном компьютере «Тетрис». Здесь улыбчивого Роджерса уже, конечно, поджидают партийные чины и сотрудники КГБ. Впрочем, последние, предвкушая скорый распад Союза, скорее хотят получить выгоду от богатых американцев, нежели оберегать госсекреты.

«Тетрис» легко поделить на две части. Первая — это своего рода корпоративный боевик, в котором закадровый голос персонажа Роджерса на лету объясняет все тонкости и препоны развивающейся игровой индустрии. Здесь режиссер Бейрд умело вытягивает драматургическое напряжение из, казалось бы, самой скучной темы на свете — юридической волокиты. Во второй Бейрд перескакивает на рельсы уже шпионского боевика, в котором эксплуатирует вечный сюжет — цивилизованный иностранец посетил экзотическую страну. Хотя Москва показана не столько экзотическим, сколько просто убогим местом: гражданка во весь голос умоляет продавца в магазине о куске хлеба, бомжи мочатся прямо в центре, и поэтому кажется, что от обшарпанных стен в кадре еще и исходит неприятный запах. Кстати, столица у Бейрда полностью сгенерирована компьютерной графикой — это, конечно, вдвойне плохо.

Падение блока: «Тетрис»

Тем не менее в улыбке расплываешься, когда в кадре появляется герой Ефремова. Вообще, в фильме есть еще два русских артиста: Софья Лебедева и Игорь Грабузов из сериала «1703». Но именно Ефремов, не снимающий шапку-ушанку, излучает пресловутую русскость. Он — запуганный и уставший маленький человек, скромно делающий свое дело в мрачном исследовательском центре. Роджерс мгновенно узнает в нем товарища, мол, «единственный, кто не ищет материальной выгоды», — иначе говоря, настоящий, советский… Пажитнов проводит американца по неофициальным местам тусовок прогрессивной молодежи, где символически играет Final Countdown и декламируются речи за Свободу.

В этой сцене фильм обрастает новыми смыслами. Так, пафосные пассажи о том, что «мы хотим пить кока-колу», звучат сейчас снова особенно иронически. Оказывается, кола — это не просто бренд, а самый элементарный маркер демократии. Как говорил один из самых больших фанатов Америки Энди Уорхол, «кола-кола есть кока-кола, и ни за какие деньги ты не купишь кока-колу лучше, чем та, что пьет бродяга на углу или Лиз Тейлор. Все они одинаковы».

Падение блока: «Тетрис»

В итоге что получилось у Бейрда? С одной стороны, сказочная история о том, как амбициозный американец, используя инструменты капитализма и неиссякаемый оптимизм, фактически побеждает коммунизм и весь Восточный блок. С другой, фильм не столько о замученном противостоянии двух политических систем, сколько о том, что по любую сторону занавеса найдутся алчные негодяи; тогда как будущее — за настоящими предпринимателями, которые готовы перевернуть мир своими инновационными стартапами. Это, конечно, чисто американская идея успеха, и нельзя не удивиться, почему человек, снявший «Грязь», ей бравирует.

Текст: Роман Волынский


Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
28 ноября 2021 года в Инвернессе, Калифорния, на 99-м году жизни скончался правнук Александра III и правнук великого князя Михаила Николаевича, Андрей Андреевич Романов. Младший сын князя императорской крови Андрея Александровича родился в Лондоне, одним из его крёстных был принц ...
Глядя на снимки некогда бывшей центром ночной жизни, а ныне обезлюдевшей Walking Street в Паттайе, многие уже отчаялись увидеть возрождение города-героя, но... Но тут стало известно, что ещё не всё потеряно. Одной из первых ласточек стало сообщение о планах по строительству Arbour ...
Сегодняшние поручения президента Дмитрия Медведева создают ощущение, что на президентские выборы 2012 года он пойдет, несмотря ни на что. Не остановит Медведева даже возможное выдвижение Владимира Путина. Сегодня Медведев явно ...
Тут "русские патриоты" зашлись в экстазе от идеи, что, мол, "Москва заговорила с Киевом языком ультиматумов..." по поводу Донбасса. Может быть, может быть... Но только если в Московская власть спятила чуть больше, чем полностью - как эти самые "патриоты". Более абсурдного действия, чем ...
Наличие в обществах людей по всему миру и во все времена геев, лесбиянок и прочих сексуальных отклонений,  можно рассмотреть как некую норму. Но на деле это такая же норма, как наличие в любом обществе и в любые времена - даунов, аутистов, людей с ранней онкологией, людей с дефектами ...