В списках пока значатся
bibkniga31 — 29.07.2021 Родители школьников знают о существовании летней программы чтения. В каждой школе дают список тех книг, которые нужно прочитать за лето. Нет, можно, конечно, и не читать (некоторые ученики так и делают, кстати), но только потом в течение учебного года будет очень тяжело "перелопатить" всю эту книжную груду. А она действительно не слишком и мала. Помимо уроков литературы и другие предметы есть, а ещё и с друзьями потусить, в стрелялки/бродилки на компьютере поиграть, да и помощь родителям по дому тоже никто не отменял. В общем, довольно непроста жизнь юного читателя, особенно если ещё и читать приходится "всякую фигню".Два последних слова в предложении не моя фантазия, а реальный крик души одного подростка 13-ти лет. Уж сколько копий ломается по поводу списков чтения; часто говорят о том, стоит ли вообще так много впихивать классики в неокрепшие умы; постоянно спорят - нужна или нет определённая книга, которую ребёнок без жизненного опыта не может понять... Мне понравилось где-то услышанное: "Школьник, как солдат, должен быть занят всё время, дабы от безделия в голове не завелись мысли". Но "мысли" заводятся и от прочитанного. Сейчас я ими с вами поделюсь! Ребята рассказывают о своих самых нелюбимых произведениях из списков летнего чтения.
"Старуха Изергиль" (7 класс).
"Какая-то мутная старуха, страшная, но всё про каких-то любовников говорит. Мне это зачем знать? Она говорит, что молодые слабые, а они сильные были. Точно как и современные бабки, все у них дураки, а они в космос летали".
"...она рассказала, что орёл унёс её в горы и жил с нею там, как с женой...". Вообще фуу! У Горького же не фэнтези, зачем гадости писать. Девушка с орлом ещё и 20 лет жила, червяков ела, что ли... Ужасная книга!".
"Про Данко вообще не понял. У них там что - ни одной спички не было? И вот это вот вырывание сердца - буэ, честно! И он ещё потом стоял, фигня какая".
Поэтичное произведение Максима Горького никак нельзя читать в 7 классе. Может быть, лет в 16... Впрочем, я знаю людей, которые до сих пор в глаза не видели этого рассказа :).
"Преступление и наказание" (10 класс).
"Я читала биографию Достоевского, поэтому могу понять, что у писателя не всё в порядке с психикой было. И его Раскольников страдает, и страдает, и страдает, можно подумать, процентщица виновата, что живёт в нищете. Пошёл бы работать в 3 смены, больше бы и не страдал".
"Дочитывать не стал. Не моя тема совсем. И героя не жалко, он как был рабом, так и остался".
Достоевский точно не для школы. Писатель знаток человеческой души, но школьникам ещё нет дела до "богатого внутреннего мира" посторонних для него людей.
"Тихий Дон" (11 класс).
"Мне кажется, что Шолохов многое почерпнул от Толстого. Очень много описаний природы и объём большой. Нам рассказали, что Шолохов писал её 13 лет, это очень заметно, кстати. Я даже не всех героев запомнил, да и не дочитал, если честно".
"Это ужасная гадость! Ладно, про войну и революцию понятно, все друг друга убивали, это по истории так. Но зачем подробно изнасилования описывать? Что автор хотел показать? Такие сцены отвращают от книги, не понимаю, почему Шолохова так любят".
И снова - роман совершенно не для школьного чтения. Да, наша история не мир розовых пони, в ней достаточно боли и крови. Мы должны знать историю своего Отечества, но вынесет ли что-то полезное из книги подросток, если самым ярким впечатлением от прочитанного остаются сцены изнасилования и большой объём самой книги?
В список нелюбимых попало ещё множество, но я оставила только три примера. Как вы думаете, стоит ли убрать наиболее жёсткие и жестокие произведения из школьной программы? Или, может быть, их как-то адаптировать к возрасту?
|
</> |