В системе высшего образования России сложилась катастрофическая ситуация

Система высшего образования в России планомерно деградировала последние 20 лет, но особенно страшные картины её разрушения наблюдаем за последний год. Современная российская власть ведет деструктивную политику постепенной, но с нарастающим ускорением ликвидации качественного образования. Пока народ отвлечён историями из Украины, чиновники из Министерства образования и науки РФ взялись не на шутку крушить всё, что ещё осталось.
Не буду говорить о мелких трудностях вроде навалившейся из Минобра бумажной работы. С этим мы – преподаватели - справимся. Расскажу о тех проблемах, которые в корне разрушают всю систему высшего образования России:
1) унизительно низкие зарплаты. К примеру зарплата доцента воронежского вуза 13700 р, профессора немного побольше. Если раньше мы получали ещё какие-то премии, то в 2014 г только в декабре дали по два оклада. Причем зарплаты не поднимали уже 3 года. Естественно, выжить на таких зарплатах не возможно. Поэтому приходиться подрабатывать. Причем, если раньше была дополнительная учебная нагрузка и многие преподаватели имели возможность работать на 1,5 ставки, то в 2014 г в связи с сокращениями учебной нагрузки нас лишили и этой возможности. Для очень немногих осталась только возможность совмещать преподавательскую работу с административной. Сами понимаете, такое отвлечение не всегда положительно сказывается на качестве образования. Откровенно скажу, и квалификация преподавателей стала далека от идеальной. Начало 2015 г. в ВУЗах России ознаменовалось тотальным увольнением сотрудников по собственному желанию – нет никаких перспектив. А ведь спустя 2-3 г восполнить эти потери уже будет очень трудно. Ведь уходят самые талантливые;
2) сокращение учебной нагрузки (учебных часов). После перехода на систему подготовки бакалавров количество часов на лекции и другие занятия во всех дисциплинах урезано наполовину, а то и более. Сокращаются и сами преподавательские ставки. Если 3-4 года назад внеаудиторная работа (проверка рефератов, домашних заданий и др.) считалась учебной оплачиваемой нагрузкой, то теперь учебная нагрузка – это только аудиторные занятия. Т. е объём работы на преподавателя увеличен в 1,2-1,5 раза. Причём порой нормы времени стали просто абсурдными – на зачет и экзамен 6 и 12 мин.;
3) ликвидирована система поддержки студентов. Стипендии символические и получают их очень не многие, кто в срок и успешно сдал сессию. В этой связи все студенты поголовно совмещают учёбу с работой. Поэтому само обучение превращается в формальность. Мы смеёмся над иностранными студентами, не знающими, когда была Мировая война, и не ведающими, что такое трагедия Хиросимы. А попробуйте задать нашим студентам элементарные вопросы: Сколько океанов на Земле? Как найти площадь прямоугольника? Решите уравнение типа 2х + 4 = 9. И т. п. Вы очень удивитесь! Оценка «отлично» сейчас ставится только за то, что студент что-то в тему сказал на экзамене. Всё идёт к тому, что образование становится обычной госуслугой – записался, сдал тесты, получил диплом;
4) переход на тестовый и рейтинговый способ контроля знаний. В зимнюю сессию 2014-2015 года преподавателей обязали принимать зачеты и экзамены в виде тестов. Причём процент сдавших таким образом студентов считают одним из показателей качества работы преподавателей. Т. е. из министерства нам подсказывают – делайте тесты, как можно проще.
И т.д. и т.д. можно продолжать.
Самое печальное во всей этой истории, что деградация системы образования у нас выдается за модернизацию! У меня вопрос: разрушение системы образования – это запланированное кем-то решение или, действительно, не до этого сейчас Путину, есть проблемы поважнее?
Получается, все видимые потуги нашей власти поднять экономику изначально обречены, так как кадры решают всё.
|
</> |