В РОССИИ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТМЕНИТЬ НДС, ЕСЛИ БЫ

Недавно Международный валютный фонд обнародовал обширный доклад «Managing Public Wealth», посвященный тому, как разные страны учитывают и управляют общественными богатствами. Это публичное достояние, в первую очередь, составляют земля и природные ресурсы, имущество и инфраструктура (железные дороги, автодороги, трубопроводы, порты и т.д.), общественные (называемые у нас государственными) компании и предприятия, коммунальные сооружения и услуги, и плюс, конечно, финансовые активы. Исследования были основаны на выборке из 31 государства, которые обеспечивают 61% мировой экономики. Публичные активы этих стран оценены в 101 триллион долларов или 219% их суммарного годового ВВП. Огромная сумма!
Общий вывод о качестве управления публичным богатством невысок: в большинстве случаев правительства охотнее накапливают государственный долг, повышают налоги или сокращают пенсии вместо рачительного управления публичным достоянием, хотя, по мнению МВФ, вполне реально иметь доходность порядка 2-3% от величины имеющихся активов. Разумеется, превратить школы или вокзалы в доходные предприятия было бы неправильно, но грамотное управление общественным имуществом – как показывают реальные случаи – может принести существенно больше, чем доходность в 2-3% от размера активов. Для этого необходимо, хотя бы частично, забрать общественное достояние из рук чиновников и передать под управление фондам национального благосостояния или управляющим компаниям, которые обладали бы государственным мандатам на управление, но были бы независимы в принятии решений, как независимы центральные банки. Систему материального поощрения управляющих разработать и установить нетрудно - можно скопировать с тех стран, где система эффективного управления общественным богатством уже налажена.
Например, в 1974 году правительство Сингапура учредило государственную управляющую компанию «Temasek»,

и ей были переданы активы, которые до этого держало непосредственно правительство Сингапура. Перед «Temasek» была поставлена цель - максимизировать стоимость активов в долговременной перспективе, а министерство финансов и министерство торговли и промышленности должны были сфокусироваться на государственной промышленной политике и других обще-управленческих аспектах развития экономики. Не сразу, но на протяжении последних 35 лет (!) годовая доходность от деятельности «Temasek», не опускалась ниже 15%!

Финская холдинговая компания «Solidium», учрежденная с той же целью правительством страны, демонстрирует аналогичные результаты (правда, пока на более коротком промежутке времени).

Такой же подход к управлению общественными активами реализован в Австрии. МВФ отмечает, что активная работа по наведению порядка в управлении общественным достоянием начала проводиться в Австралии, Новой Зеландии, Великобритании и Уругвае. Первым шагом в этой работе является независимая оценка стоимости активов, постановка их на балланс и регулярная переоценка. Скажем, Новая Зеландия проводит переоценку балансовой стоимости активов ежемесячно. Должный балансовый учет повышает кредитоспособность государства.
Россия также была включена в исследование, проведенное МВФ. Интересно, что РФ находится на втором месте в мире по отношению общественного богатства к годовому ВВП (на первом месте – Норвегия),

причем наиболее значительны нефинансовые активы. Объем российского общественного богатства по данным МВФ по отношению к ВВП превышает 500%.
Любопытно, что терминология «общественное богатство», «общественное достояние» в российских источниках (СМИ или чиновники) практически не используется. Мы слышим о государственной собственности, государственных корпорациях, государственных компаниях и т.д… Несомненно, что это делается совершенно осознано – по восприятию слово «государственный» приближает актив к чиновникам, отдаляя от общества, оправдывая право чиновников на распоряжение тем, что принадлежит обществу. Только «Газпром», иной раз, подает себя как «национальное достояние», но в этом слышится больше позиционирования государством в государстве, чем подчеркивания принадлежности всему народу.
Российское достояние дано на 2012 год, когда страна была еще более – менее открытой, но все равно недостаточно прозрачной, сейчас страна закрылась, поэтому оценка МВФ, определенно, заниженная, но будем исходить из нее. Если отбросить финансовые активы России, то соотношение общественного достояния к ВВП примерно составляет 400%. ВВП России в 2017 году по данным МВФ составил 1,527 триллионов долларов, по данным же мирового банка – 1,578 триллионов долларов, можно взять среднюю величину в 1,550 триллиона или по текущему обменному курсу 104 триллиона рублей. Таким образом объем общественного богатства страны составит 416 триллионов рублей. Если обеспечить ту доходность, о которой сообщает МВФ, т.е. 2-3%, что вовсе не выглядит умопомрачительной доходностью, то страна получала бы ежегодно 8,3 – 12,5 ТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ! Весь, собранный в 2017 году налог на добавленную стоимость, составил 5,3 триллиона рублей налог на прибыль – 0,45 триллиона – т.е. совсем можно было бы отменить НДС и налог на прибыль – и еще бы осталось.
Или можно взглянуть по другому – на расходы на пенсионное обеспечение в 2017 году пришлось 7,2 триллиона рублей, это, собственно, на выплату пенсий, еще более 800 миллиардов прожрал сам пенсионный фонд. Все бы это можно было покрыть за счет доходов от управления общественным достоянием, страховые взносы, которые перечисляют работодатели на выплачиваемую зарплату – отменить, а сэкономленные суммы в размере 22% добавить работникам в зарплату. Повышать пенсионный возраст, ясное дело, было бы ненужно.
Отмена налогов или страховых взносов, или их комбинация дала бы мощнейший толчок развитию экономики, улучшила жизнь населения – обладателя общественного богатства. Огромный экономический и социальный эффект в данном случае достигается не путем титанических и финансовых усилий по привлечению инвестиций, созданию новых производств, отвоеванию места на рынке для новых товаров. Речь идет о том, чтобы подобрать грамотных и честных управляющих – неужели их нельзя найти в такой большой стране? В конце концов, можно пригласить варягов, как когда-то поступила Русь в древнейшие времена. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет».
|
</> |