В пустыню Гоби. На недельку. Погреться Часть седьмая: в долине реки Онон


Ундерхан один из самых холодных городов Монголии. Город расположен среди ничем не защищенной степи, и зимой здесь нередко температура опускается ниже -40 С. Однако в наше путешествие он оказался самым теплым местом в Монголии. В середине сентября здесь было +28 по Цельсию, а для сравнения в пустыне Гоби в это время температур выше +24 мы не наблюдали.
Отсюда до российской границы было 300 с гаком километров. И все по грунтовке. Гак мы увеличили на 50 километров, блуданув в здешних степях.
Сход с маршрута происходит незаметно. Вроде две дороги (как принято в Монголии - одна получше, а другая похуже) идут параллельно, но за каким то холмом вдруг бескомпромиссно разделяются. До последнего момента веришь, что вот там за горизонтам они соединятся, как обычно, но фиг там.


Тогда тормозишь рядом с каким-нибудь пастухом, а они, кстати, сейчас все моторизированы. Прежний монгольский президент даже тосковал, типа уходит эпоха: пастухи с лошадок пересаживаются на китайские мотоциклы.
При нынешнем президенте прогресс пошел еще дальше, и уже не редкость, когда за стадом следует какая-нибудь японская пузотерка. А что – степь ровная, и в машине дождик не мочит, можно и вздремнуть…
Но вернемся к нашим блужданиям по степи. Идешь к арату: в одной руке монгольская карта, в другой навигатор. На карту вообще не смотрят, сразу начинают тыкать пальцем в планшет. Уговариваешь уже ничего не трогать, просто указать, где дорога к населенному пункту, название которого не только показываешь, но и произносишь с разными интонациями и ударениями. Когда понимают, что ты хочешь, то обычно указывают направление напрямую по целине. Вроде того – дуй за сопку, а там увидишь.








В принципе, можно и так, но тут главное не торопиться. Но нас поджимают сроки – до заката нужно перейти монголо-российскую границу. Я попробовал двигаться по прямой на скорости, но влетел в пересохшее русло реки. Вот похожий участок.

Все обошлось – загнул только выхлопную трубу.


И где-то тут же пробил правое переднее колесо, но не серьезно: травило понемногу. Неисправности обнаружил только на погранпукте, где наши доблестные пограничники и таможенники заставили совместно осматривать «Прадик» на яме. Но об этом хочу чуть позже рассказать отдельно.
Итак, мы кружили по аймаку, и наше движение порой было хоть и хаотичным, но в итоге целенаправленным. И было понимание того, что двигаемся по местам, где мальчик Тимуджин пас барашков, а потом, когда ему это надоело, стал владеть половиной мира.


К слову, место рождения Чингисхана окончательно так и не определено. Некоторые историки считают, что оно находится на территории нынешнего Забайкальского края. Но в любом случае оно в долине реки Онон, по которой мы и двигались.
Более того, есть предположение, что и захоронен великий хан здесь же. По легенде, поток реки было отведен, затем произведено погребение, и потом уже Онон пустили по старому руслу.

Дальше будет проще.
|
</> |