В продолжение темы "СУПС".

топ 100 блогов foto_history20.11.2012 Эта новая аббревиатура расшифровывается как "Страшные Ужасы Проклятого Совка".
Сегодня речь пойдёт о мегалактическо-циклопическом проекте строительства Дворца Советов на месте
варварски снесённого Храма Христа Спасителя и всего исторического центра Москвы.

В продолжение темы

Группа архитекторов изучает макет новостроек Москвы.
Февраль 1952 года.
Автор фотографии Н. Максимов.

Как мы видим на фотографии, к Западу от грандиозного сооружения нет никаких исторических зданий старой Москвы.
По Генплану, должны были исчезнуть целые кварталы Остоженки, Пречистенки и Старого Арбата, а вместе с ней - памятники истории и архитектуры древней столицы.

Вместе с тем, нереализованный сталинский проект Дворца Советов заслуживает особого внимания,
т.к. по-своему, он был уникален.

Итак, поехали:



В продолжение темы

Дворец Советов. Проект.

Г|роект строительства Дворца Советов пришёпся на годы становления сталинской неоклассики.
В июле 1933 года развернулась архитектурная дискуссия, в ходе которой конструктивизм был объявлен временным, отчасти полезным, но отчасти ошибочным и уже прёодолённым этапом. (Нередко в упрёк ставилась неспособность конструктивизма овладеть большой формой.)1 Намечалась новая тенденция в работе архитекторов: стремление к синтезу стилей прошлых эпох, но без «стилизаторства» и «механического копирования»2. К употреблению были рекомендованы лучшие образцы мирового наследия — искусство Возрождения, античного Рима и Древней Греции. Поточных определений дано не было. Таким образом, «сталинский ампир» (от фр. етрте — «империя» и по аналогии с ампиром) формировался не в качестве подготовленной программы, а в результате творческих поисков архитекторов в рамках общей концепции создания Большого стиля.
Своего рода отправной точкой нового витка развития советской архитектуры явился проект строительства Дворца Советов.
Идея сооружения возникла в 1922 году на I съезде Советов Союза ССР. Сергей Миронович Киров предложил построить здание, которое явилось бы «эмблемой грядущего могущества торжества коммунизма, не только у нас, но и там, на Западе»3. В связи с этим постановлением уже в 1924 году появляется идея создать на месте храма Христа Спасителя памятник Ленину, который станет «центром новой Москвы». Один из лидеров творческого новаторского архитектурного объединения «АСНОВА» подготовил статью в «Правду», где подчёркивал, что «снос храма в Охотном ряду... предрешён»4. На тот момент предложение показалось слишком радикальным, и В. Балихину было отказано даже в публикации своей идеи. Редактор «Правды» И. И. Скворцов-Степанов вернул статью с припиской: «Боюсь, мы покажемся заслуженно смешными, если будем печатать такие декламации с планами сноса целых кварталов... и таких громад, как храм Христа. Снести-то, пожалуй, натянем силёнок...»5

В продолжение темы

Вид на Кремлёвскую набережную и Дворец Советов.
Фотомонтаж.
Циклоп на шпиле - это гигантская статуя Лукича с указующим перстом. :)
В направлении, который он указывал, нужно было строить коммунизьм.

Скворцов-Степанов не мог предположить, что спустя несколько лет все творческие силы страны будут подчинены исполнению сходного проекта. Для осуществления предложения Кирова было создано несколько организаций: совет строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР, наделённый законодательной властью, исполнительный орган — управление строительством Дворца Советов (УСДС) во главе с начальником М. В. Крюковым, совещательный орган — временный технический совет (ВТС УСДС), преобразованный в постоянное архитектурно-техническое совещание в следующем составе: В. М. Михайлов, И. А. Бродский, В. А. Веснин, А. А. Вольтер, В. Г. Гельфрейх, А. М. Горький, И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, Б. М. Иофан, Г. Б. Красин, Г. М. Кржижановский, М. В. Крюков, Ф. К. Лехт, А. В. Луначарский, В. Э.'Мейерхольд, К. С. Петров-Водкин, К. С. Станиславский, В. А. Щуко, А. В. Щусев, К. С. Алабян и другие. Для оценки поступавших проектов утверждалась техническая экспертная комиссия под председательством Кржижановского.

В продолжение темы

Старт проекту был дан 8 июля 1931 года, когда была объявлена программа Всесоюзного открытого конкурса на Дворец Советов.
В ней обозначили главное требование: здание должно стать выдающимся «как по своему архитектурному оформлению, так и по своему художественному месту в общем архитектурном виде Москвы»6.
Было указано и место строительства: «Для постройки намечен участок на набережной Москвы-реки в пределах между Соймоновским пер., Волхонкой пул. Ленивкой с расширением площади путём сноса б. храма Христа Спасителя, части строений по Волхонке и в пределах квартала по ул. Ленивке».
Интересно, что по сохранившимся вторым экземплярам шести протоколов заседаний ВТС УСДС, проведённых с 25 апреля по 4 июня 1931 года, указанное место рассматривалось в последнюю очередь; среди прочих участниками предлагались Ленинские годы, Охотный ряд, Варварка, Китай-город7.
На конкурс было подано 160 проектов и 112 проектных предложений, из них 24 проекта из других стран: США.— 11, Германия — 5, Франция — 3.
Основные положения работ печатались в прессе и активно обсуждались на самых различных уровнях.
В ноябре 1931 года журнал «Строительство Москвы» опубликовал выдержки выступлений рабочих завода имени Сталина. Все сходились во мнении, что «советская архитектура начнётся с-Дворца Советов». «Когда хотят сказать о Париже, то достаточно назвать Эйфелеву башню. Если изображают Америку, Нью-Йорк, то ставят памятник Свободы...
Нам нужно и в Москве поставить что-то замечательное, отличительное среди всех зданий, чтобы когда смотрели на это здание, говорили — это столица СССР»8.
Конкурс проходил в несколько этапов, по ходу которых присуждались промежуточные премии.
В итоге 10 мая 1933 года Совет строительства постановил принять за основу для дальнейшего проектирования работу Бориса Иофана, но с некоторыми изменениями и дополнениями. 18-метровая статуя «Освобождённый пролетарий», значащаяся в проекте Иофана, особым постановлением «О проекте Дворца Советов» заменялась на скульптуру Ленина величиной 50-75 метров. Таким образом, здание представляло собой уже не отдельное произведение, а постамент для фигуры вождя.
В 1934 году авторским коллективом — Иофан, С. В.Щуко и Гельфрейх — был создан эскизный проект Дворца Советов, представлявший сложную многоступенчатую композицию высотой 415 метров при общем объёме 7500 тысяч м3. Центром здания был Большой зал диаметром 140 и высотой 97 метров, рассчитанный на 20 000 человек.
В западном крыле к основному зданию примыкал Малый зал на 6000 человек.
Здание венчала статуя Ленина из высококачественной нержавеющей стали высотой 75 метров.
В документах того времени особенно часто отмечалось превосходство размеров и высоты Дворца Советов над другими архитектурными сооружениями мира.
В брошюрах, посвящённых его строительству, помещали наглядные рисунки, где статуя Ленина высится над статуей рабочего и колхозницы на Советском павильоне Парижской выставки (24,3 метра) и над статуей Свободы в Нью-Йорке (46 метров)9.
В 1939 году проектирование в основном было закончено. Был разработан технический проект, и началось строительство, превратившееся в самостоятельную отрасль. Сталелитейные заводы поставляли недавно созданную нержавеющую сталь «марки ДС», научно-исследовательские институты экспериментировали с акустикой и строительством скоростных лифтов10. Дворец Советов должен был стать центральной высотной доминантой города, на которую были бы ориентированы перспективы улиц и планировка близлежащих кварталов.
В связи с этим рядом были построены соразмерные ему новостройки: Библиотека имени Ленина, гостиница «Москва», здание американского посольства на Моховой улице. В планах значились проекты строительства здания Наркомата тяжёлой промышленности, Дома книги, Дворца техники.
Своей монументальностью Дворец Советов был обязан той идее, которую он должен был воплотить.
Сооружение задумывалось как храм новой религии. Запланированное строительство на месте уничтоженного тоновского храма Христа Спасителя ставило перед Дворцом Советов грандиозную задачу: стать памятником величия коммунистической идеи.
Тексты сталинской конституции планировалось увековечить на каменных стенах. Кроме зала заседаний Верховного Совета здесь предполагалось создать роскошно оформленный Зал героики Гражданской войны и Зал героики строительства социализма, Орденский Зал и Зал Конституции. Темами для внутреннего убранства являлись великие события — от истории освободительной борьбы Интернационала, главных этапов революционного движения в России до индустриализации страны.
Перед главным входом Дворца планировалось соорудить памятники Марксу и Энгельсу, на прилегающей площади — памятники социалистам-утопистам".
По словам А. В. Луначарского, в проекте Дворца Советов было «не возвышение к небу с молитвой, а скорее действительно штурм высот снизу»12.
Судьба проекта Дворца Советов известна: он был остановлен начавшейся Великой Отечественной войной.
Часть фундаментов пошла на сооружение противотанковых заграждений в период военных действий. Но идея постройки существовала ещё несколько лет, пока не было упразднено управление строительством Дворца Советов при Совете Министров СССР.
Позже оно переквалифицировалось в строительство других многоэтажных зданий, используя накопленный с годами опыт предыдущих разработок.
Проект Дворца Советов так и не был осуществлён. Но его влияние на архитектурное пространство того времени невозможно недооценить.
Конкурс, объявленный в 1931 году, имел колоссальный резонанс. В разработке проекта участвовали видные архитекторы со всего мира, представлявшие совершенно различные формы и стили. Символическое соседствовало с технически-функциональным. А выдвинутые требования в полной мере относились и к архитектурным методам в целом. Монументальность здания должна была демонстрировать государственную мощь и силу, идея, заложенная в нём, — отражать мифологемы своего времени.
Неосуществлённый грандиозный проект Дворца Советов стал основополагающим для развития архитектуры 1930-х годов. Ещё будут построены высотные здания в Москве, станции метрополитена, ВСХВ. Поиск Большого стиля продолжался...

Текст: О. Цюзь.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Голосов И. О большой архитектурной форме//Архитектура СССР. 1933. № 1. С. 22-23.
2. Хмельницкий Д. С. Зодчий Сталин. М. 2007. С. 124.
3. Дворец Советов. М. 1939. С. 6.
4. Хан-Магомедов С. 0. К истории выбора места для Дворца Советов // Архитектура и строительство Москвы.
1988. № 1. С. 21.
5. Там же. С. 22.
6. Все на конкурса/Строительство Москвы. 1931. № 7. С. 8.
7. Эйгель И. К истории построения и сноса храма Христа Спасителя// Архитектура и строительство Москвы. 1988. № 7.
С. 31-32.
8. Архитектуру в рабочие массы// Строительство Москвы. 1931. № 11. С. 4.
9. Дворец Советов/ Сост. отд. техпропаганды строительства Д. С. М. 1939 г, стр. 13.
10. Шлегель К. Террор и мечта. Москва 1937. М. 2011. С. 672.
11. Дворец Советов. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры. 1939. С. 20.
12. Эйгель И. Борис Иофан. М. 1978г, стр. 93.

.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что представляет из себя это сообщество?Меня сюда привлекло вот это : Независимое ...
Молочная тара. 50-е СССР ...
Когда то в ранних десятых (визуал и эстетика именно этим вайбом отдаёт), где то в среднерусской провинции. У одного Отца был "сын", под погонялом Муля. Пассажир был в большом уважении, и любил его Отец. А потом Муля скончался, героически обороняя общак, который пропал. Прошёл год с ...
И буду публиковать непопулярные мнения... " Сегодня проведал милиционеров в госпитале МВД. Бойцов Беркута там, как и говорили мне беркутовцы, не обнаружил. Раненых много. Восемь тяжелых. Запомнился парень девятнадцати лет - возраст моего сына. Охранял администрацию. Ему прутом перебили ...
Жили-были два князя. У одного из них было трое сыновей, а у другого — одна дочь. Оба князя были между собою в большой дружбе и, хотя жили в разных краях, часто ездили друг к другу в ...