В поисках передвижников

топ 100 блогов linraen23.11.2024 В последнее время меня весьма интересуют художники-передвижники, причем не те, про которых я и так вроде бы всё с детства знаю (Репин, Суриков, Крамской, Левитан, Шишкин и пр. и пр.), а те, чьих картин я еще ни разу не видала. Передвижников было всего 119 человек, и некоторые фамилии из полного списка я вообще никогда не встречала, не то что картин. Казалось бы, какой простор для открытий! Да и тема очень благодатная для советского искусствоведения, должно быть множество книг в библиотеках, думаю я (хаха).

В читальных залах сидеть страсть как не хочется (в Кабинете Фауста я бы посидела, но кто ж туда пустит), посему пошла искать книги на абонементах.
Две взяла в Чеховской. Две в Некрасовской. Записалась ажно в Российскую Государственную Библиотеку Искусств, думала, там книг до горизонта. Ага, ага. Маленький зальчик на Петровских Линиях, читателей к полкам не пускают, выдают только по запросу из каталога. И там то, что я уже взяла в других местах, плюс еще две книги сверх того (с отстойной полиграфией, увы).
Итого шесть книг, и в основном, конечно, там классики. Где же искать остальных сто человек?..

Задумалась, не поехать ли в библиотеку искусств имени Боголюбова (она входит в число "обычных" московских). Открыла их сайт, смотрю каталог. При запросе отсылают сразу в общий каталог на мос.ру, типа ко всем библиотекам Москвы. И там, в этом "общем" каталоге, даже нет того, что я взяла собственными руками в этих самых библиотеках! А в боголюбовской "ноль книг по вашему запросу". (Пожалуй, нарочно съезжу и проверю, врут ведь наверняка.)
Фу, вот те и прогресс. Вот те и мос.ру.

Что же остается? Остается, о щастье, добрая и щедрая Ленинка, которая оцифровала некоторые дореволюционные каталоги выставок передвижников, и там-то как раз и есть те картины, о которых нигде больше и не узнаешь. Но, увы и увы, в черно-белом виде. И без комментариев. А сюжетные картины передвижников без комментариев частенько понять очень сложно. (Вот, например, полотно с характерным названием Что случилось? Да-да, это именно тот вопрос, который возникает у зрителя, и у меня нет на него ответа...)

Но и на том спасибо, конечно. Даже и без цвета увлекательно.
(Заглядываю наугад в каталог выставки 1901 года - и сразу вижу удивительное: "Иди за Мною сатано!" И это Репин! Я много знаю о Репине, но о таком даже не слышала. Мммм, сколько тут открытий чудных...)

P.S. А тем временем Третьяковка, отвечая на мой запрос к мирозданию, анонсирует выставку про передвижников. На сайте перечислены те же классики и написано издевательски "и другие". Бог весть, будет ли там что-то незнакомое, но посмотреть на все это в цвете еще раз, пожалуй, стоит...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Моя мама постоянно мне говорит, что я хорошая мать. Я слушаю и пожимаю плечами: мать как мать, просто мне очень повезло с детьми. И хоть дети мои выросли - но традиционно в начале декабря к ним начинают ходить гномы. Гномы крадучись подбираются к ...
Это, на самом деле, вопрос вторичный. Депутаты, призывающие оградить детей от «клеветника Солженицына», должны для начала ответить себе (и заодно нам, своим избирателям) на следующий вопрос. Несколько лет назад необыкновенную популярность в Сети приобрел фильм Юрия Дудя «Колыма — ...
Статистическое агентство Европейского союза Евростат недавно опубликовало прогнозы демографического развития стран ЕС до 2080 г. Всем посткоммунистическим членам ЕС, а также Греции, Португалии и Италии прогнозируется уменьшение числа жителей, однако особенно пессимистическим является ...
Я вот думаю: если бы я сейчас работала в сми, каково бы мне  было? Журналистика – продажная профессия, это понятно. Но ведь есть порог это продажности. Где он? Александр Евгеньевич Бовин, замечательный журналист-международник, когда я мучилась примерно таким же ...
Глупо хотеть всем нравиться. Я, в принципе, в курсе. Но иногда я думаю - то ли мне заткнуться и делать вид, что я не думаю того, что я думаю. То ли мне говорить и периодически быть отфренживаемой приятными мне людьми. Ну ОК, в своем журнале я молчать не ...