В ПОИСКАХ ДОУМЕВАНИЯ
putnik1 — 30.03.2020Президент выразил соболезнования в связи со смертью Юрия Бондарева, - сообщил Дмитрий Песков, подчеркнув, что творчество ушедшего писателя стало творчество стало "прекрасным примером повествования о героическом прошлом и героическом настоящем нашего народа", - и и это очень правильно, похвально, уместно, но я недоумеваю, потому что доумевать невозможно...
Действительно, все творчество Юрия Васильевича посвящено воспеванию героизма советского народа на фронтах Великой Отечественной и в послевоенный период, включая эпоху после развала СССР в первые десятилетия становления Российской Федерации. О военных и "> то тема романа "Искушение" (1992) -
борьба людей, которым дорого будущее России, с теми, кто, получив выгоду от развала СССР, предал интересы народа ради собственной корысти, карьеры и личного благополучия. В следующем романе, "Непротивление" (1996) с беспощадной яркостью показано, как "трусливый сволочизм" большинства, его приспособленчество приводит к гибели тех, кто хочет и готов сопротивляться. Но, правда,
трагичность романа оптимистична: писатель верит: гибель тех, кто сопротивляется, не бессмысленна, потому что "Любому народу нужны герои. Их жертва разбудит большинство и вдохновит его на сопротивление, любыми средствами, кому как под силу. Ведь любое сопротивление, отвечающее интересам народа, рано или поздно приводит к победе", - но восемь лет спустя,
в "Без милосердия", последнем своем большом произведении, Юрий Васильевич подводит печальный итог: сон большинства беспробуден, и хотя это не значит, что борьба лишена смысла, но смысл борьбы лишь в том, чтобы остаться самим собой, не сломавшись и не уподобившись. К слову сказать, этот роман в творчестве Бондарева, наверное, самый слабый в литературном смысле, -
но оно и объяснимо: и возраст был уже слишком солиден, и боль от осознания реальности наверняка мешала развернуться вовсю, - а может быть, классик слишком "выплеснулся" за пять лет до того, в "Бермудском треугольнике", одном из величайших (равном по силе "Горячему снегу" и "Батальонам") своих творений, отрывок из которого (прав ув. роint1953) незя не привести:
">Во тьме над зазубренной верхушкой баррикады промчались молнии трассирующих пуль, на площади бугорками лежали тела убитых, около моста шевелились, ползли люди, там тянулись, расплывались на асфальте лужи крови; темные фигуры в бронежилетах и касках с пуленепробиваемыми забралами стреляли, прячась в кустах, вскоре зачернели в сквере кожаные куртки, впереди закачались от густых очередей, зашелестели ветви деревьев, как под дождем, падала срываемая пулями листва, и кривоногий омоновец без бронежилета, в камуфлированном ватнике, двигая кадыком, пьяный, пил из горлышка пепси-колу, после, пошатываясь на кавалерийских ногах, разбил бутылку о бетонную стену стадиона, откуда доносились строчки автоматов; а в сквере уже не дергался на земле четвертованный пулями казачонок...
Всюду стояла и ходила милиция, марсиане с автоматами, в сквере раздавались крики, одиночные выстрелы, мелькал свет фонариков; издали видно было, как крытые грузовики подъезжали и отъезжали от громады Дома Советов. Он встретил возбужденные группки людей, объяснивших, что в сквере и на стадионе добивают раненых, а грузовики вывозят трупы неизвестно куда, в подмосковные леса, в безымянные ямы – тысячи убитых в эти дни, без оружия защищавших Верховный Совет. Официальная цифра жертв – 147 человек – была официальной ложью .... Наполовину трезвый президент Ельцин, мечом и огнем подавивший «антидемократический путч», остался полноправным правителем ..."
И я недоумеваю. Нет, разумеется, г-н Песков прав: творчество Юрия Бондарева вне всяких сомнений прекрасный пример повествования о прошлом советского народа и настоящем (понимая под "настоящим" недавнее прошлое) народа российского. Это факт. Но, оказывается, г-н Песков и его шеф согласны с бондаревским пониманием героизма, - и как тут доумевать?
Впрочем, объяснение есть...
|
</> |