В определенных кругах раздражение и недовольство Церковью будет только расти и через некоторое время дойдет до элементарной брани

По данным социологов, почти четверть (26%) русских считают общественно-политическую активность Русской Православной Церкви чрезмерной. Выше эта доля среди неверующих (36%), самых обеспеченных респондентов, которым хватает денег на автомобиль (35%), а также предпринимателей и руководителей (32%), студентов и учащихся (33%), москвичей (36%) и жителей Центрального федерального округа (30%). «Как бы вы прокомментировали эти данные? Что, на ваш взгляд, раздражает тех, кто считает активность Церкви чрезмерной?» – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов заметил, что любой неопознанный объект, вдруг появившийся в пространстве, у многих будет вызывать недоуменное раздражение, что и нашло вполне закономерное отражение в данных опроса. «Все, что непривычно, то обычно и раздражает. Я, правда, считаю, что наша Церковь недостаточно активна. Сегодняшнюю активность надо бы утроить», – сказал он. «А в определенных кругах раздражение и недовольство Церковью будет только расти и через некоторое время дойдет до элементарной брани. Это обычная история. Это люди, которые хотели бы, чтобы Церковь было бы не слышно и не видно, чтобы храмы были за высокими заборами, и чтобы колокольни были не выше двух метров. Ну а верующие, так и быть, пусть ухаживают бесплатно за тяжелыми больными, так и быть, пусть издают свой журнал, только чтобы его не продавали в Союзпечати. Вот такая Церковь была бы для них идеальной. Потому что это обычные советские люди, и они так привыкли. А тут вдруг Церковь получила какие-то права и развивает какую-то активность!» – иронически добавил отец Димитрий. «Но ведь мы уже живем в другой стране. В рамках закона что хотим, то и делаем. Это относится ко всем гражданам и организациям. Мало ли кого что раздражает», – заключил он.
«Мы должны принимать более активное участие в решении проблемы бедности, более активно противостоять коррупции, роскоши, излишнему обогащению. Очень важно было бы донести до людей призыв Церкви к скромности», – добавил он. «Ну а раздражение может вызывать и частое, на чей-то взгляд, появление священнослужителей на экранах телевизоров, и стремление ввести в школах ОПК. К тому же бывают и вполне законные поводы для раздражения: где-то, например, студентов, причем светских, а не богословских факультетов, чуть ли не заставляют посещать храм; или по разнарядке заставляют молодежь участвовать в Днях славянской письменности, как это было в Москве, хотя эти мероприятия должны быть самодеятельными и добровольными. Все это, конечно, будет вызывать раздражение, тем более у молодежи. Поди теперь объясни ей, что Церкви это самой все не нужно», – заключил отец Александр.
«С другой стороны, рост влияния Церкви не может вызвать симпатий со стороны тех, кто не разделяет традиционных нравственных ценностей, тех установок, которые даются православной Церковью», – продолжил отец Максим. «И, в-третьих, следует, конечно, более внимательно относиться к высказываниям тех людей, которые озвучивают позицию Церкви в нашем государстве. У нас ведь кроме выдающихся пастырей есть и те, кто не всегда может адекватно, глубоко, сдержанно и корректно представлять позицию Церкви», – заключил он.
«На мой взгляд, и те, кто считают, что Церковь слишком активна,
и те, кто считают, что ее активность низка, не вполне адекватно
представляют себе, чем по своему существу Церковь является. Мне
кажется, что большинство отрицательно относящихся к активности
Церкви столь же отрицательно относятся и к стремлению к Истине, и к
следованию нравственному закону, который, в отличие от уголовного
кодекса, обращается к совести человека. С другой стороны, Церкви
приписываются некие «идеальные» качества, т.е. желаемое выдается за
действительное. И то, и другое приводит к неправильной оценке
деятельности Церкви», – пояснил протоиерей. |
|