В объятиях газового спрута
mikle1 — 24.10.2021 Объемы добычи «Газпрома» в 2021 году превысят 510 млрд кубометров, что, по словам начальника департамента компании Александра Иванникова, станет рекордным за последние десять лет и на 55 млрд кубометров превысит прошлогодний показатель. А если и есть кого упрекнуть, так это европейских чиновников, которые беспечно связали энергобезопасность ЕС с непредсказуемыми потоками СПГ.Поставки природного газа в Европу (млрд куб. м):
Причиной избыточной ценовой волатильности Сергей Комлев, начальник управления «Газпром экспорта», считает двухсегментную структуру газового рынка. Доминирующий (около 70% объемов) сегмент представлен потоками, которые регулируются долгосрочными контрактами. Этот сегмент сбалансирован по определению: покупатели заказывают ровно столько газа, сколько им необходимо. Все возникающие на региональных рынках дисбалансы концентрируются в меньшем по размеру сегменте спотовых поставок, поэтому цены там гипертрофированно реагируют даже на небольшие с точки зрения всего рынка разбежки спроса и предложения.
Поставки «Газпрома» ключевым европейским потребителям в 2021 году существенно выросли
Андрей Конопляник (Советник генерального директора ООО «Газпром экспорт», сопредседатель рабочей группы 2 «Внутренние рынки» Консультативного совета по газу Россия—ЕС с российской стороны, член Научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике, доктор экономических наук, профессор):
Новая конфигурация экспортных газопроводов и украинская ГТС
С вводом в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2» закончится формирование новой конфигурации инфраструктуры экспортных поставок трубопроводного газа из России в Европу: завершится переход от сформированной в СССР системы линейных транзитных коридоров (украинского и польского) к радиально-кольцевой системе экспортных газопроводов.
Теперь в ее состав также входят два новых полукольца, северное, запитываемое уже из месторождений другой ресурсной базы страны — полуострова Ямал, и южное.
Северное полукольцо включает в себя морской газопровод «Северный поток — 1» с его сухопутными продолжениями по территории Германии (ОПАЛ) и Чехии («Газель») в южном направлении и НЕЛ в западном и морской «Северный поток — 2» с его сухопутным продолжением (ЮГАЛ). Южное полукольцо состоит из морского «Турецкого потока» и его сухопутного продолжения в ЕС «Балканский поток» через Болгарию, Сербию и Венгрию.
Важно понимать, что северное и южное полукольца в своих сухопутных частях замыкаются на исторические пункты сдачи-приемки (ПСП) российского газа по долгосрочным контрактам, расположенные на конце линейных коридоров. Эти новые трубопроводы в Европе проходят вблизи подземных газохранилищ (ПХГ), в которых у «Газпрома» есть долевое участие.
Таким образом, создана разветвленная система экспортных газопроводов, которые соединены между собой трубопроводными перемычками на территории России, запитываемая из месторождений разных ресурсных баз, имеющая систему компенсаций и резервирования объемов, а также возможности для маневрирования потоками внутри этой новой конфигурации в ответ на различного рода возмущения техногенного и рукотворного характера.
Такая архитектура экспортных поставок повышает надежность и устойчивость газоснабжения, гарантирует бесперебойность доставки газа в контрактные ПСП и полностью соответствует интересам как российского поставщика-экспортера, так и европейских покупателей-импортеров.
В этих условиях потребность в украинском транзите после 2024 года не отпадает, но приобретает иное звучание: из основного транзитного коридора он превращается в коридор дополнительный. Украинский маршрут в рамках этой архитектуры поставок приобретает роль своего рода «балансирующего инфраструктурного звена», в чем-то созвучную роли Саудовской Аравии — в недавнем прошлом «балансирующего поставщика» на мировом рынке нефти. Конечно, это возможно только при условии адекватной модернизации украинского экспортного коридора. По оценке компании KPMG, уровень аварийности украинской ГТС в девять раз превышает аналогичный уровень для ЕС или ФРГ.
Деньги на модернизацию могут прийти только с международного рынка капитала и только на условиях проектного финансирования. А вкладывать миллиарды в проект с многолетней окупаемостью в нестабильном государстве желающих нет.
https://expert.ru/expert/2021/38/kogda-tsenam-zharko/
|
</> |