В ночь на Ивана Купала
Татьяна Черномурко — 07.07.2011Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван
Купала имеет христианское происхождение
и является народно-славянским вариантом имени Иоанна Крестителя поскольку
эпитет Иоанна — греч. ОІО±ПЂП„О№ПѓП„О®П‚ — переводится как «купатель,
погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно
славянскими представлениями: праславянское kЗ«pati
обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых
водоёмах. Поэтому, с одной стороны,
именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой
стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и
увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.
Еще этот день называют Ивановым. Этот день заполнен обрядами,
связанными с водой, огнем и травами. Основная часть купальских обрядов
производится ночью.
Вода Иванова дня наделялась
живительными и магическими свойствами и поэтому обязательным обычаем в этот
день было массовое купание. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся
нечисть , поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений.
По народным поверьям, в этот день вода
может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого
соединения являются костры по берегам рек,
которые жглись в этот день. Кроме того, в Иванов день очень часто гадали при
помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и
долгую жизнь.
Главная особенность купальской
ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто
удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В купальских кострах матери
сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и
болезни. В некоторых местах через
купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. Молодёжь и
дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег
наперегонки. Обязательно играли в горелки. Считалось при этом, что купальский
костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно
ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у
коров или испортить хлеб на полях. По поверьям крестьян, в купальскую, самую
короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной
всякая нечисть. Помимо костров, в
некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые
затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с
символикой солнцеворота.
Главным героем растительного мира в
Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о
кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в
полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не
находились.
Травы и цветы, собранные в Иванов день,
кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более
целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную
печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и
для разжигания любви или для «отсушки».
Кроме того, одним из главных символов
Иванова дня был цветок иван-да-марья, который символизировал магический союз
огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с
близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные
отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к
древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в
индоевропейских мифологиях.
В ночь
накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными
лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской
травы и медвежьего ушка.. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил
и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет
всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет
долгую-предолгую жизнь.В
Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на
пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.
Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на
Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.В
Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается
целительным средством против разных недугов.
В
купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с
другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже
травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.Если в
эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не
подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения)
будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают
хозяин с хозяйкою.
В
полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром
проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом
году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник),
приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и
старого, скажи моего суженого!»
Если на
Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание
исполнится.
Какие красивые и благородные обряды были у наших предков.