«В Москве вообще невозможно жить»

топ 100 блогов bookmatejournal17.01.2020

Сарра-Мария Граник прославилась повестями «Детство с улицы Казанской» и «Девочка, Бабушка, Пикассо». Ее новый цикл «Адар» выходит на Букмейте в формате сериала: по рассказу в неделю. По просьбе Bookmate Journal с писательницей поговорил литературный критик и автор телеграм-канала «Стоунер» Владимир Панкратов.

«В Москве вообще невозможно жить»

— Действие вашего сборника рассказов, который сейчас выходит на Букмейте, происходит в Хайфе; здесь вы и живете. Как вы попали в этот город?

— У меня так вышло по личным причинам. Я живу в Хайфе уже шесть лет, в районе Адар — это один из самых бедных районов, и этим-то он и любопытен. Тут живут люди разного уровня, но в основном репатрианты. Так что это очень благоприятная среда для писательства: здесь достаточное количество материала.

«В Москве вообще невозможно жить»

— А если сравнивать с Тюменью, откуда вы уехали?

— Это несопоставимые вещи. В Тюмени я бы не познакомилась с таким количеством любопытных персонажей. Кроме того, проживание в Хайфе — тяжелый жизненный опыт. Ты становишься частью этого разрозненного мира, и тебе приходится выживать, как и всем остальным. Получается некая сопричастность. Это и есть питательная среда для новых историй.

Иллюстрация Сарры-Марии Граник к ее рассказу «Пошлые тени». Скоро на Букмейте
Иллюстрация Сарры-Марии Граник к ее рассказу «Пошлые тени». Скоро на Букмейте

— Я знаю, вы посещали курсы литературного мастерства. А когда вы на них пошли?

— Я была на курсах школы «Хороший текст» совсем недавно, буквально месяц назад.

— Есть мнение, что научить писать невозможно. Зачем вы туда пошли? У вас был какой-то план: завести новые знакомства, улучшить свои писательские умения? И что вы в итоге получили?

— Научить писать действительно невозможно. Просто можно понять, чем хороший текст отличается от не очень хорошего. И потом это уникальный шанс увидеть живых писателей. Это вдохновляет: тебе кажется, что ты тоже можешь что-то сделать; появляется вера в себя. Еще ты можешь обсудить свой замысел с теми, кто уже пишет, услышать какую-то объективную правду о своем тексте.

У меня четкой цели, пожалуй, не было — просто хотелось побывать в этой среде. Я человек не публичный, не тусуюсь, и это был новый опыт. Главный итог такой: я почувствовала силы и желание писать роман.

Я пишу редко, и это никогда не было целью моей жизни. А после курсов я поверила в себя и решила, что надо двигаться дальше.

— Почему вы до этого в себя не верили?

— Я не чувствовала себя писателем и, в общем-то, не чувствую сейчас. Мне кажется, у меня не выдающийся талант. Но я решила: если хочется, надо этим заниматься.

— Но у вас же уже выходила книга «Девочка, Бабушка, Пикассо» в издательстве «Свиньин и сыновья». Она не вселила в вас уверенность?

— Она вышла тиражом, по-моему, 300 экземпляров, и это не было каким-то событием. Во всяком случае, она не натолкнула меня сформировать писательское кредо.

— То есть, когда вы жили в Тюмени, у вас не было видения писательской карьеры?

— При репатриации в Израиль у меня как раз была цель — я хотела написать художественную книгу о жертвах холокоста. Но у меня не получилось. Во-первых, первые четыре года жизни здесь приходилось довольно тяжко, и чисто физически не было ни времени, ни сил. А потом я поняла, что по большому счету все это уже было и я со своим не слишком выдающимся талантом не сумею сказать ничего нового.

Иллюстрация Сарры-Мария Граник к ее рассказу «Жертва Холокоста»
Иллюстрация Сарры-Мария Граник к ее рассказу «Жертва Холокоста»

— В ваших новых рассказах из серии «Адар» сами герои как раз совершенно невыдающиеся. Чем они вас заинтересовали?

— Да, это не маленький человек, а просто человек. Он несчастен, и эта черта объединяет многих: какая-то неприкаянность, поиск родины, дома, себя. Это и мне очень понятно, поэтому я о них и пишу.

— У них есть прототипы?

— Да, у всех.

— А они знали, что вы пишете про них книгу?

— Там есть несколько персонажей, прототипы которых — мои приятели. Они прочитают это только сейчас и, наверное, будут очень удивлены. Я не брала для книги специальных интервью, а просто жила и наблюдала.

— Неприкаянные репатрианты, ищущие свою родину, — это только одна группа персонажей; в цикле вы описываете еще и повседневность города и его самых обычных жителей, которые развешивают белье на веревке и ходят за продуктами. Вы хотели написать портрет Хайфы?

— Это получилось само собой. В какой-то момент текст начинает жить самостоятельно, вне зависимости от замысла. Сначала я просто записывала случаи из жизни. Но потом я думала, чем соединить эти случаи, и решила: пусть это будет Хайфа. Это город с очень разношерстной публикой, причем не только в национальном плане (здесь живут арабы, русские, украинцы, грузины, друзы, эфиопы), но и в религиозном — католики, иудеи, мусульмане, бахаи; кого здесь только нет. Это мультикультурная среда: люди приехали сюда с разным ментальным багажом. Мне показалось, что это очень любопытно и может лечь в литературную форму.

Иллюстрация Сарры-Марии Граник к ее рассказу «Ноев ковчег»
Иллюстрация Сарры-Марии Граник к ее рассказу «Ноев ковчег»

— У них разный багаж, но город их никак не меняет?

— В итоге большинство из них находятся в каком-то междумирье: они уже не там, но еще не здесь. Слиться с местной средой очень сложно, и часто они несчастны из-за одиночества. Это даже не глобальное крушение надежд — это просто маленькая драма маленького человека.

— Когда читаешь эти короткие рассказы, успеваешь узнать о взаимоотношениях героев друг с другом или с соседями, но не всегда можешь догадаться, что они скучают по родине. Это ощущение, скорее, становится явным уже по сумме прочитанного, ближе к концу.

— Да, я хотела передать это нелепый трагизм через мелочи, не вываливая на читателя все сразу.

— У вас не возникало идеи сделать похожую серию о Тюмени?

— В Тюмени немного другое. Живущие там люди — органичная часть той среды, а здесь многие отрицают мир и среду.

— Но ведь тюменцы чем-то отличаются от тех, кто стал местными в Москве или в Хайфе. Вы не думали об этом рассказать?

— Может, и думала, но там ты как будто не видишь всех, ты не работаешь на разных работах, где можешь увидеть срез общества. Твои приятели в Тюмени — более или менее приличные люди, и ты заложник своего круга, социального положения.

А здесь ты никто, и в этом вся соль.

— Тот роман, на который вы решились после литературных курсов, вы уже начали писать?

— Да. Там будет несколько пластов реальности, действие будет происходить в Иерусалиме и Москве.

— А в Москве вы тоже пожили?

— Нет, мне кажется, в Москве вообще невозможно жить.

Читайте рассказы Сарры-Марии Граник из цикла «Адар», которые выходят на Букмейте в рамка проекта Bookmate Originals


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тетенька, которая "Макс Фрай" жалуется:  "Новая книжка есть. Выйдет ли она на бумаге, не знаю, даже не потому, что сейчас горизонт планирования полтора часа, просто издательство пока всё, что я присылаю, где-то тихо гноит, хотя, например, за межавторский сборник (дико крутой, на ...
Пошла выносить мусор, попала под дождь со снегом. Нашла себя в магазине сыров с двумя коробочками сырных труфелей в бельгийском шоколаде. Эти конфеты уже почти ритуал. Дорого, но как говорят евреи: "то что ты съел у тебя уже никто не ...
Об этом сообщили представители SpaceX. В настоящее время рабочие компании заняты подготовкой стартового комплекса 39А (ранее он использовался для Сатурн-5 и Спейс Шаттл) к предстоящему запуску. После завершения сборки Falcon Heavy, ракета будет доставлена на площадку при помощи мобильного ...
Процентов девяносто мира тут же встанут на сторону России против штатов. Факт. Достали потому что, ждут только заводилу, чтоб подключиться. А ведь уничтожили штаты СССР с куда меньшим превосходством. В одном только современном ...
Банки Великобритании проверяют законность доходов своих российских клиентов и массово рассылают им письма-требования. Банкиры просят россиян объяснить, откуда и как были получены их средства, которые лежат на счетах в английских банках. Проживающие в Соединённом Королевстве богатые ро ...