В мире рока

Пора подвести итог первого этапа экспедиции в мир рока.
Напоминаю, что первотолчком к ней был запрос от жены, которая всю жизнь занималась тем, что вводила детей в мир музыки – той, которую она знала и любила, преимущественно классики и народной музыки. Получалось, дети вовлекались. Но параллельно те же дети жили в другом музыкальном мире, чужом, непонятном. Это беспокоило.
Провели опрос. Но первое знакомство с его обильными и завораживающе интересными результатами обнаружило, что эти исповеди написаны на языке, недоступном нашему пониманию – экзотические названия групп и стилей, жаргон… И вот тогда родился естественный план: послушать хотя бы для начала самые известные группы и почитать про них. В википедии, конечно.
На сей момент бегло обслушали (выборочно, самое знаменитое) и обчитали (тексты, исторические очерки в вики) пять групп: Beattles, Rolling Stones, Pink Floyd, Led Zepellin, Deep Purple. Плюс немного ретро, то, откуда вроде бы корни – кантри, ритм-н-блюз, соул. Плюс, уже без текстов и истории по одной вещи из подборки в https://ru.wikipedia.org/wiki/Рок-музыка: Элвис Пресли (рок-н-ролл), Боб Дилан (фолк-рок), Джимми Хендрикс (блюз-рок), The Doors (психоделический рок), Fleetwood Mac (софт-рок), Iron Maiden (хэви метал), Дэвид Боуи (глэм рок), Dire Straits (паб-рок), Toto (поп-рок), Sex Pistols (панк-рок), The Cure (постпанк), Muse (альтернативный рок), Arctic Monkeys (инди рок), Nirvana (гранж), Green Day (поп-панк).
Следующий этап эспедиции – пойдем по анкетам, слушая то, что там поминается и вдумываясь в признания наших респондентов. Начнем с близких к нам по возрасту и дальше – к юности и детству.
Нетрудно догадаться, что в результате всё смешалось в доме
Облонских в головах, имена, названия, особенности; только
поначалу казалось, что можем узнавать группы по стилю… Но.
Кое-какие наблюдения и мысли есть.
1. Рок – в большей мере социальное явление, нежели явление в самой музыке. Впрочем, это заставляет задуматься о том, в какой мере и всякая музыка, всякое искусство есть явление социальное.
2. Определяющей для истории рока явились встреча и взаимодействие двух сил, двух энергий – рабов и господ, восстания низов и хватки коммерческой элиты. Это – базовое. Но – и
3. Движение снизу в свою очередь раздвоилось – на стремление войти в мир господ, отвоевать себе там место (Биттлы, получившие пэрство), и радикальный бунт против этого верхнего, «чистого» мира (Роллинги, сделавшие ставку на «грязность» против чистых биттлов, панки-«шпана», гранж – «грязный»). И
4. Хищная мощь капитала, способная превращать в источник прибыли самый радикальный бунт…
5. Удивительно, что в самой гуще этой коловоротицы шума и денег в этих ребятах (молодость!) подкупает их азарт, искренняя увлеченность тем, что они делают, самоотдача… Даже их внутренние склоки чаще не из-за денег (тоже есть), а из-за непримиримости в отношении музыкальных решений.
6. Их поиском движет погоня за новыми звуками: не так, можно и
по-другому, попробуем еще вот как… Но ведь это же и во всей истории
искусства — seashellfreedom рассказывал мне подобное про архитектуру барокко.
7. Откуда новые звуки? Прежде всего, от новой техники, от новых инструментов. И из других культур – Африка, арабы, Индия…
8. Всё, что способствует экстазу, улёту из обыденщины – наркотики, атмосфера массовых аудиторий.
9. Ритм, его способность объединять и подчинять (то же ведь и в маршах, под которые шли умирать).
10. Вторичность текстов. Как правило примитивны или невнятны. Можно слушать не понимая.
11. Ну и секс, конечно, как без него. «Лето любви» 1967-го и Вудстокский рок-фестиваль 1969-го. Make love not war, сексуальная революция… Но и тут своего не упустили «делающие деньги». Это было с самого начала, обыгрывание секс-апила, но вершина — это, конечно boy bands, ансамбли из красивых юношей, рассчитанные на тающих девочек-подростков. У нас это тоже было — «На-на» Бари Алибасова, да и «Ласковый май».
12. И мысль «сбоку», «с прищуром». Смотрите, это ведь все почти исключительно British и American. За что рок-звездам давали ордена и титулы, не за то ли, что их использовали как проводников англо-американского влияния в мире? Тем интереснее теперь погрузиться в наш русский рок, ооочень, кажется, другого духа.
|
</> |