В Манеже "Зерцало"

топ 100 блогов noveltour13.12.2022

Очередной выставочный проект работает в Манеже до 08 января 2023 года. В этот раз кураторы предлагают посетителям посмотреть на себя через давно ушедших людей, когда-то формировавших быт и нравы императорской России: купцов, дворян и духовенство. 

В начале XIX века едва ли не в каждом городе появляется свой художник, едва ли не в каждом зажиточном доме складывается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, даже духовенство обращаются к местному портретисту, своего рода ремесленнику, который старательно воплощает их представление о себе. (Из анонса проекта на сайте Манежа)
Фото — Олег Золото
Фото — Олег Золото

Кураторы решили разместить экспозицию в виде некоей «сословной пирамиды», аналог которой встречает нас в аванзале.

Входная группа выставки
Входная группа выставки "Зерцало" в ВЗ "Манеж"

На первом этаже представлены портреты провинциального купечества. Причем сразу же нам предлагается посмотреть на несколько поколений семьи и оценить рост ее благосостояния. Вот, например, династия купцов Кочурихиных, работы из Угличского художественного музея.

Слева Фёкла Кочурихина, справа — Фёдор Кочурихин. Автор — Сергей Флегонтов
Слева Фёкла Кочурихина, справа — Фёдор Кочурихин. Автор — Сергей Флегонтов

Тут интересна и судьба главы семьи, и история художника-портретиста. Федор Кочурихин из раскольников, отец его был городским головой, в дальнейшем и сын занимался общественной деятельностью. Считается, что на портрете представлено письмо, известное среди старообрядцев, в котором автор упрекал их во внутренних несогласиях. Документ был опубликован в «Губернских ведомостях», а  Федор Кочурихин спустя некоторое время отошел от старообрядчества.

Автор портретов — художник Сергей Флегонтов, был из духовного сословия. Известен, как глава живописной артели, бравшей подряды на роспись храмов. И даже принимавший участие в поновлении росписей Успенского Собора Московского кремля (статья «Угличский живописец Сергей Флегонтов» автор Евг. Лиуконен).

Слева — Р. Т. Кочурихина. Справа — Д. Ф. Кочурихин Автор Иван Тарханов
Слева — Р. Т. Кочурихина. Справа — Д. Ф. Кочурихин Автор Иван Тарханов

Следом на портретах, выполненных еще одним известным провинциальным живописцем Иваном Тархановым, мы можем познакомится с сыном Федора Кочурихина — Дмитрием и его женой. 

Городской живописец Иван Васильевич Тарханов (1770 – 1848 гг.) – признанный классик провинциального портрета. О его жизни сохранилось немного сведений: отец священник, дядя «канцелярист», среди братьев тоже священники и чиновники, сам он подписывал работы «угличский живописец коллежский регистратор». (Из описания экспозиции «Посадские-обыватели-горожане» на сайте Угличского музея

Чем отметился в истории Дмитрий Кочурихин? Он торговал холстами, был гласным городской думы и вел дневник. Его оцифрованную копию можно почитать в Отделе рукописей на сайте Российской национальной библиотеки. Кроме отца и сына на вставке есть и портрет внука Федора Кочурихина.

Индивидуальные портреты купеческих семейств в нескольких поколениях на первом этаже выставки — как листы из альбома со старыми фотографиями. Ты переходишь от картины к картине, рассматриваешь лица и одежду, окружающие предметы обихода и постепенно погружаешься в давно исчезнувший мир со своими принципами и традициями. 

Нельзя сказать, что в царской России отсутствовали «социальные лифты», купец мог стать дворянином, а крестьянин — купцом. Портрет оброчного крестьянина на выставке тоже есть, я запомнила один. Но и заказать работу живописцу мог не каждый, это стоило определенных денег и отвечало уже совсем иному представлению человека о себе. 

На втором этаже выставки нас встречают портреты бывших купцов, перешедших в дворянство или в духовенство. Вот, в частности, портрет купчихи Александры Ивановны Темериной, чей сын получил дворянство за собственные заслуги и заслуги своих отца и деда перед империей. 

Портрет А. И Темериной неизвестный художник.
Портрет А. И Темериной неизвестный художник.

Сама Александра Ивановна тоже была женщиной незаурядной. После смерти мужа она взяла управление его ткацкой фабрикой на себя и открыла купеческую лавку. Производимые ткани были настолько хороши, что удостоились «большой серебряной медали» от мануфактурной гильдии. В 1834 году купчихе первой гильдии Темериной было присвоено звание потомственной почетной гражданки Владимирской губернии (Статья «Переяславские дворяне Темерины. К истории рода (конец 18-19 века).» Автор —  М.Н. Ильичева).

 Но кроме интересного исторического материала о людях, населявших страну в 18-19 веках, выставка дает отличную возможность посмотреть и эволюцию портретной живописи от «парсуны» к изображению живого человека с его характером и привычками. Я еще со времен масштабной выставки «Дары Русскому музею», проходившей в прошлом году  (я про нее писала здесь и здесь), заметила странную особенность в написании детей русскими художниками.

Портрет Ягодиной с сыном. Неизвестный художник.
Портрет Ягодиной с сыном. Неизвестный художник.

У детей непропорциональные головы — они больше, чем все тело. Не нашла на выставке ни одного портрета, где бы не были нарушены пропорции детских фигур.

Вторая особенность живописи 18 века - это изображение лиц, как на иконах, без перспективы. Смотрите, глаза практически одного размера, хотя лицо повернуто в профиль.

Портрет Северина Ржевуского неизвестный художник
Портрет Северина Ржевуского неизвестный художник

А еще руки, как сказала моя спутница: «если руки рисовать не умеем, то их и не покажем»:) Уметь, кстати, могли по разному. Вернитесь к портрету Федора Кочурихина в начало поста, у него руки написаны по иконописному канону. А вот на портрете Буториной Прасковьи Николаевны — переходный вариант.

Портрет Буториной Прасковии Николаевны автор — Иван Тарханов.
Портрет Буториной Прасковии Николаевны автор — Иван Тарханов.

Глаза еще одинаковые, а руки уже сложены по-купечески, «под грудью». 

Очень часто от автора требовали не только сходства с оригиналом, но и тщательно выписанных украшений на «модели», как демонстрации благосостояния семьи. Для этого можно было и шею даме удлинить, и пропорции лица исказить, чтобы бриллиантовые серьги были ясно видны. Но в 19 веке все-таки живописцы научились рисовать «живую натуру». 

Портрет неизвестной. Неизвестный художник середина 19 века.
Портрет неизвестной. Неизвестный художник середина 19 века.

Тут видно, что дама была большой оригиналкой. У нее вычурная прическа (над висками улиткой сложены косички), сзади волосы собраны в узел и еще локоны за ушами. Надето множество украшений: и короткое колье, и длинная янтарная нитка, закрепляющаяся на поясе, и брошка вензелем с бриллиантами, на руке — несколько колец, а в ушах серьги сложной конструкции.  Платье — мех, бархат и атлас по рукаву. Мой снимок, конечно, «не айс», но его можно увеличить и рассмотреть. Но пропорции лица, даже в угоду демонстрации второй серьги (а как же, «принцип Портоса» никто не отменял), художник искажать не стал. 

Для тех. кто хочет, чтобы ему все рассказали и показали, на выставке организованы индивидуальные и групповые туры. Длительность каждой экскурсии — от 1 часа (групповая) до 1,5 (индивидуальная). А для родителей с детьми есть семейные туры на 45 минут. Кстати, #зимавместе с ребенком в Манеже  запомнится вам еще больше, если вы примете участие в детской арт-медиации. Про все эти дополнительные активности можно почитать на сайте выставочного зала.

Вы как любите смотреть выставки: в одиночку или с профессионалами?

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда, рассказывая про предварительную регистрацию на бесплатное мероприятие, я гадала, какой процент зарегистрированных явится в аудиторию, никто не мог предположить реального развития событий. Не тех, что планировались на нашем профессиональном фестивале, а главных, всколыхнувших весь ...
Гусары, отставить шуточки! Всё серьезно. Хотя да, не потроллить и не поиздеваться не получится. Но всё-равно верю в песочницу. Имеется ВАЗ Калина Кросс 1,6 с роботом (смех в зале). Имеется странное поведение робота: после того. как машина постоит, первые 5-15 мину движения (с прогретым ...
"Пьем кофе" дни и ночи напролет. Иногда выбирается поесть. Я бессовестно счастлива!!!! ...
Рафаэль Лемкин - польский еврей, чья семья была уничтожена в Варшавском гетто. Сам он избежал этой участи потому, что будучи солдатом, был ранен во время обороны Варшавы, сумел пробраться в неокупированную Германией часть Европы и затем эмигрировал в США. Автор термина «геноцид», Рафаэль ...
Опять ушла от сумбурных реалий в иллюзорный мир фотошопа, занимаюсь на очередном он-лайн курсе: "Цветовые блоки" фотокниг. Поскольку половину того, что на летнем курсе узнала, уже забыла, то времени эти занятия много занимают. А из плюсов - радость возвращения в то время, в те события, ...