В Кремле созрели Конституция и премьер
novayagazeta — 15.01.2020 Пока не ясно, где в новой конфигурации место самого Путина.Проблема-2024 признана Кремлем неразрешимой в ходе существующего конституционного порядка. Суперпрезидентская республика 1993 года, созданная для закрепления победы Ельцина над Верховным советом и обретавшая законченные формы в ходе двадцатилетнего правления Путина, доживает последние месяцы.
От очередного президентского послания Федеральному собранию в этом году ждали в первую очередь обсуждения проблем, связанных с растущим экономическим кризисом, падением доходов граждан и новой российской бедностью. Владимир Путин в своей речи вначале заявил тезис, который многим показался дежурным: в стране созрел запрос на изменения. Затем президент действительно начал говорить о социальных проблемах, предложив несколько направлений социальной помощи различным группам граждан: от материнского капитала уже после рождения первого ребенка в семье и улучшения условий по ипотеке до бесплатных обедов для школьников и выплат семьям, в которых есть дети от 3 до 7 лет.
Однако, как оказалось, социальная тематика, подогреваемая накануне выступления президента в подконтрольных государству СМИ, оказалась лишь преамбулой к подлинному смыслу послания. Во второй и главной части речи Путин анонсировал масштабную конституционную реформу. Ее центральная часть касается перераспределения полномочий между ветвями власти и появления нового органа — Государственного совета, в работе которого на федеральном уровне принимали бы участие главы российских регионов.
Новые полномочия может получить Госдума, которая будет самостоятельно выбирать и утверждать кандидатуру премьер-министра.
Эта идея была сформулирована в прошлом году спикером Думы
Вячеславом Володиным, и формально она будет способствовать
«развитию в стране демократии и парламентаризма», но в
действительности в первую очередь ограничивает суперпрезидентскую
республику. В рамках действующей Конституции президент предлагает
кандидатуру премьера на утверждение парламенту и имеет право
распустить его в случае трехкратного отказа согласовать главу
правительства. Полномочия премьера также могут предполагать
представление Думе членов правительства, причем президент не сможет
вмешиваться в этот процесс. В этой логике за президентом
сохраняется возможность отстранения отдельных членов правительства
и его главу в связи с утратой доверия.
Президент, в свою очередь, сохранит контроль за силовыми
ведомствами, назначение руководства которых, включая прокуроров
регионов, будет проходить через консультации с Советом Федерации.
Кроме того, президент получает возможность через запрос в
Конституционный суд проверять законы, принятые парламентом, на
соответствие Конституции, а также при поддержке Совета Федерации
отстранять от своих обязанностей глав Верховного и Конституционного
судов.
Изменения такого масштаба названы президентом изменениями в Конституцию, однако фактически речь идет о принятии нового основного закона страны.
Пока не ясна роль самого Владимира Путина в новой конфигурации власти: здесь есть широкое пространство для маневра.
Вероятнее всего, при сохранении действующего запрета на занятие третьего подряд президентского срока, и в условиях ослабления президентских полномочий, он может одновременно претендовать на должность премьер-министра и главы Госсовета. Слабым местом этой конструкции выглядит формальное подчинение президенту ключевых силовых структур: возможно, это означает, что проект новой Конституции мыслится его авторами стратегически, не только на переходный период около 2024 года, но и на более длительное время. Так они пытаются избежать концентрации власти в руках единственного преемника действующего президента и войны за звание этого преемника.
Отметим, что изменения в Конституции не противоречат другим сценариям транзита власти, неформально обсуждавшимся в прошлом году. Так, Госсовет как новый конституционный орган может координировать интеграцию России и Беларуси. Параллельно изменения планируются в ключевую 15 статью Конституции, закрепляющую приоритет международного права: теперь международные договоры будут действовать на территории страны только в том случае, если «они не ограничивают права и свободы российских граждан». Тем самым модифицировать придется ключевую часть Конституции 1993 года, ее первую главу — Основы конституционного строя.
Масштаб конституционной реформы предполагает, что власть должна получить на нее мандат со стороны граждан. Обойтись голосованием парламента, как в случае продления сроков полномочий президента в 2008 году, не получится. Поэтому изменения структуры управления страной будет микшироваться с лозунгами борьбы за социальную справедливость: в каком-то смысле те, кто утверждал, что Путин 15 января 2020 года будет говорить про социальную политику, не ошиблись. В новой редакции Основного закона страны предлагается закрепить норму соответствия МРОТ минимальному прожиточному уровню, а также прописать регулярную индексацию пенсии.
Запрос на решение «проблемы-2024» (кто и как будет управлять страной после окончания конституционных полномочий президента Путина) созрел совсем не в стране, а во властных коридорах, и к началу нынешнего года стал критическим. Поэтому этот бюрократический «запрос на изменения», а точнее, запрос на то, чтобы ничего по возможности не менять, будет в течение ближайших месяцев оформляться в виде «массового низового демократического движения» в поддержку новой Конституции и социальной справедливости. Чтобы решить свои политические проблемы, в Кремле готовы сделать несколько широких жестов в сторону народа. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что на социальные меры, сформулированные президентом в первой части послания, потребуется 450 млрд рублей уже в нынешнем году.
В сентябре 2020 года вместе с референдумом об изменении Конституции могут пройти досрочные выборы в Государственную думу. В 2021 году — выборы президента с новыми полномочиями.
Через три часа после анонса конституционной реформы правительство Медведева без видимых причин, связанных с новыми претензиями к его работе, ушло в отставку. Возможно, это связано с тем, что
пост непопулярного премьера Медведева не может быть напрямую передан президенту Путину, такая «обратная рокировка» признана нецелесообразной и политических опасной.
В это случае между двумя кабинетами, работающими уже в рамках разных конституционных полномочий, должно быть собрано переходное правительство с кандидатурой технического премьера.
В течение длительного времени в качестве возможного нового главы
правительства назывался мэр Москвы Сергей Собянин, однако он вряд
ли может быть воспринят элитами в качестве временной или
технической фигуры. В это случае премьер может быть выбран из числа
наиболее профессиональных, но не слишком популярных у граждан
российских чиновников....
Кирилл Мартынов
редактор отдела политики
|
</> |