В каком году мы с вами ни родились, родились мы в семнадцатом году. (Евг.


30-40-50 лет назад трудно было предвидеть такое развитие информатики, какое мы видим в 2017 году, но были люди, которые это предвидели. Были тогда даже люди, которые предвидели трансформацию СССР. Но предвидеть, что 7 ноября 2017 года будет обычным рабочим днем (при том, что этому не предшествовали ни атомные войны, ни иностранная оккупация, а во главе страны находится член КПСС), не мог никто.
Вообще, этот юбилей наводит на много печальных мыслей.
Одна из них – так и неизжитый, совковый в худшем смысле этого слова, черно-белый взгляд на историю. Касательно той же Октябрьской революции – это или осчастливливание миллионов людей, возможность для образования, карьеры, грамотности, наконец, для тех, кто при ином раскладе так бы и помер в огромном беспросветном болоте низших слоев общества. Или это репрессии, лагеря, депортации, в лучшем случае, бессмысленные субботники и политинформации. Просто удивляешься такому большому числу людей, которым родители или среда надели черные или розовые очки, сквозь которые они всю жизнь и наблюдают закостеневшие лубки или фильмы ужасов. И я уж боюсь читать тексты своих знакомых в разного рода социальных сетях, потому что рискую наткнуться на очередное видение, прямое, как гробовая доска.
Второй печальный факт – короткая, ну чуть-чуть больше, чем у аквариумных рыбок, преемственная историческая память. Общество, которое безумно праздновало каждый год 7 Ноября, а уж более-менее круглые даты революции были просто праздничными вакханалиями, мгновенно забыло этот праздник. Я предвижу возражение – да это было празднование из-под палки, большевики заставляли, а народ внутренне противился. Это не так. Такой пример. Скажем, никакие суровые большевики не заставляли посылать своим родным и друзьям поздравительные открытки к ноябрьским праздникам. Однако почта захлебывалась, пересылая миллионы этих открыток.
Теперь празднование всяких там революций руководству неприятно, так как само руководство никакому Октябрю ничем не обязано, а всякие "раскачивания" очень неприятны тем, кто уютно устроился на вершине пирамиды. Как сказал антисоветчик А.Галич, "не подходит это дело к моменту". Поэтому придумали эрзац, новый праздник 4 ноября, про который даже профессиональные историки не могут придти к консенсусу – что же там было за событие, которое вдруг через 400 лет отряхнули от нафталина и решили отпраздновать? Но при этом в востребованном духе
Ну что тут можно сказать? Когда-то была генетика – продажная девка империализма, а сейчас история – продажная девка руководства. И совершенно логично, что одному из главных сутенеров этого дома терпимости министру культуры Мединскому повелено иметь докторскую степень. Мне так кажется, что в этой дисциплине он и полного академика достоин.
Что же касается самого события, которому сегодня столетний юбилей, то, совершенно независимо от беспамятных масс и манипуляторов от истории, надо признать, что это событие – одно из главных, если не главное в ХХ веке. Событие, которое изменило практически всю планету. Которое повлияло и на уродливую Северную Корею, и на амбициозный Китай, и на нынешнюю социалистическую Европу, и на американские страны. Практически все испытали на себе воздействие тех или иных идей и событий, имевших место после 1917 года; практически все страны провели у себя ту или иную адаптацию к этим новым условиям. А не появиться эти новые условия не могли, слишком много противоречий накопилось в старом мире.
Праздновать или нет этот юбилей, это частный вопрос каждого. А вот стоит ли вспоминать и отмечать это грандиозное событие – тут, мне кажется, вопроса нет.
|
</> |